В конце тридцатых годов прошлого века руководством Советского Союза было принято решение о депортации в Казахстан ряда народов, проживавших в различных уголках огромной страны. В одночасье одним росчерком пера на нашу землю были насильственно переселены десятки тысяч немцев, чеченцев, ингушей, турков и других народов. Были среди них почти сто тысяч корейцев, депортированных с Дальнего Востока.
Пройдя долгий путь в немыслимо тяжелых условиях, в вагонах для перевозки скота, переселенцы стали прибывать в Казахстан. По дороге люди умирали от голода и болезней, на станциях трупы снимали с поездов, а оставшихся везли дальше.
В начале семидесятых годов прошлого столетия, когда автор этих строк был еще подростком, в средней школе №49 совхоза Авангард Шиелийского района работал учитель истории Даниил Ли. Он часто рассказывал детям о жизни на Дальнем Востоке, о том, как населению целой деревни приказали в течение короткого времени собрать самое необходимое и быть готовыми к отъезду. Никто ничего не понимал, однако в воздухе ощущалась какая-то тревога, которую невозможно было объяснить. Это сейчас я понимаю, что старый учитель рассказывал нам все это не зря – он верил и надеялся, что в будущем тема, бывшая на протяжении десятилетий под запретом, благодаря его ученикам наконец-то станет достоянием общественности и об этом можно будет говорить открыто.
Даниил Иванович оказался прав – это стало возможным, но только спустя не один десяток лет, когда Казахстан обрел независимость, когда усилиями ученых, историков, писателей и журналистов начали заполняться белые пятна истории. К настоящему времени написано немало статей, книг, снято фильмов, рассказывающих о том тяжелом периоде нашей истории.
Один из тех, кто скрупулезно собирает материалы о депортации корейцев в наши края, – председатель совета ветеранов аульного округа Акмая Шиелийского района Садуакас Примбетов. Он давно уже завел себе правило, выслушивать и записывать рассказы пожилых жителей аула о том времени. В те годы они были еще маленькими детьми и многого не понимали. Кто-то помнит, как в студеный холод их везли со станции на повозках, дети плакали, женщины причитали, а мужчины хранили молчание. Кто-то вспоминает, как маленьких детей приютила казахская семья, которая сама едва сводила концы с концами. Не на пустом месте возник эпизод из фильма, когда казахские дети бросают в приезжих камни, которые оказались куртом и помогли утолить голод.
Герой Социалистического труда, знатный рисовод Ким Ман Сам вспоминал: «Я с соотечественниками сильно сомневался, переживал, распахнет ли чужой народ перед нами свои двери? Однако дастархан казахов оказался столь же широким, как и их степи. Об их гостеприимстве могу говорить не я один. Об этом скажут с такой же благодарностью все мои соплеменники».
А власти делали все, чтобы не допустить общения местного населения с приезжими. Как говорит
С.Примбетов, в 1938 году первую партию депортированных корейцев поселили в небольшом ауле около станции Байгекум, где проживало несколько семей. Но властям было невыгодно, чтобы местные казахи общались с переселенцами, и тогда были распространены слухи, что корейцы – людоеды. Напуганные этой страшной новостью казахи в один день снялись с насиженного места и переехали в другие аулы.
Однако время расставило все на свои места. Постепенно казахи и корейцы начали общаться между собой, поддерживать друг друга, пока не поняли, что простым людям нечего делить. Они начали перенимать друг у друга опыт работы в сельском хозяйстве. Особенно в земледелии, в котором корейцы испокон веков являются признанными мастерами.
Справедливости ради нужно сказать, что местное население выращивало рис и до переселения корейцев, хоть и не в таких масштабах, да и урожайность была не такой высокой. В те годы рис сеяли и убирали вручную, и потому процесс возделывания культуры требовал большого физического труда и выносливости. Трудоголики от природы, корейцы целыми днями находились на полях, невзирая на жару. Среди них были и дипломированные агрономы, которые показывали местным дехканам агротехнику возделывания различных сельскохозяйственных культур.
Спустя короткое время из переселенцев были образованы три колхоза: Авангард, Гигант и Большевик. Все эти хозяйства были ориентированы на растениеводство, в частности, выращивали рис. И в этом деле земледельцы из Дальнего Востока сумели показать свое мастерство и трудолюбие. В результате за высокие показатели целых 16 рисоводов колхоза Авангард были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Среди них особо хотелось бы отметить рисовода Ким Ман Сама, который был награжден различными орденами и медалями, а в 1949 году стал Героем Социалистического труда. Сегодня немногие жители аула Акмая знают, что во время Великой Отечественной войны он отдал все свои личные сбережения на строительство танковой колонны. А на Ленинскую премию за доблестный труд Ким Ман Сам построил в колхозе сельский клуб. Крепкое здание, возведенное по всем канонам архитектурного искусства с прекрасной сценой и даже оркестровой ямой, и сегодня оказывает услуги населению. В наши детские годы это было место, где собирались и стар и млад. Здесь давали концерты приезжие артисты, но главное – в клубе почти каждый день показывали фильмы.
Местная средняя школа №49 была смешанной – дети обучались в казахских и русских классах. В одном из них вместе с корейскими детьми учился и автор этих строк. На всю жизнь мы остались близкими друзьями, общаемся, созваниваемся, одним словом, не теряем друг друга из виду.
Пролетели годы, многие корейцы уехали, кто на Дальний Восток, как Ким Ман Сам и его дети, а кто-то в различные регионы Казахстана. Немало тех, кто сегодня живет в России и других странах. В ауле Акмая сейчас проживает несколько десятков корейцев, которые все еще продолжают трудиться на благо родной земли.
Казбек КАМАЛУЛЫ