Тайны ценных экспонатов-5: наследие Жанкожи батыра — «Кызылординские Вести»

Тайны ценных экспонатов-5: наследие Жанкожи батыра

06.11.2021

652 0

«КВ» продолжает рассказывать о достижениях проекта «Құнды жәдігер», который реализуется совместно со специалистами областного историко-краеведческого музея, его филиала — музея «Ақмешіт» и областного телеканала «Qyzylorda». Отметим, что работа проводится в рамках программной статьи Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» по проекту «Сакральная география Казахстана».

В этом номере газеты эксперты нашей рубрики «Ценные экспонаты» – научный секретарь областного историко-краеведческого музея Асхат Кожакелдыулы, заведующая его филиалом, музеем «Ақмешіт» Кенжегуль Ахметова и научный сотрудник Гульзира Аубакир рассказали об исследованиях, сделанных во время историко-этнографической экспедиции в ауле имени Гани Муратбаева Казалинского района. Этнографы и краеведы исследовали тайны предметов древности со сакральным значением, которыми пользовался один из самых известных батыров Великой казахской степи периода ХІІІ-ХІХ веков, уроженец Приаралья батыр Жанкожа Нурмухаммедулы.

Как рассказал А. Кожакелдыулы, имя Жанкожа Нурмухаммедулы – одно из самых почитаемых и дорогих имён в казахском народе. Он жил с 1774 по 1860 годы. За последние столетия о его героической жизни не так много было сказано и написано в научных трудах русских и казахских историков.

– За свою долгую жизнь Жанкожа батыр неоднократно вёл ожесточенные сражения с кокандскими, хивинскими, российскими захватчиками, – говорит краевед. – Жанкожа Нурмухаммедулы участвовал во всех этих сражениях как полководец и главный организатор народно-освободительной войны. И запомнился он тем, что в роли военачальника проявлял беспрецедентный героизм и отвагу. Его храбрость и бесстрашие служили примером для воинов, придавали волевые качества ополченцам и моральный дух народу.

В исторических трудах известного казахского общественного деятеля XIX-XX веков, историка, первого Премьер-министра Туркестанской автономии Мухамеджана Тынышпаева приводятся такие ценные данные: «Жанкожа считается одним из самых знаменитых батыров-биев трёх жузов. Как борец за казахскую независимость он не признавал ни русских, ни хивинцев, ни кокандцев, ни даже самих ханов.».

Необходимо отметить, что и прадед Жанкожи Киикбай и родственник по материнской линии – казахский полководец Тама Есет тархан, и его отец Нурмухаммед были выдающиеся личности, участвовавшие в кровопролитных войнах, пережитых казахским народом со времен джунгарского нашествия. История сохранила множество документов, свидетельств и писем, других сведений как о дедах и прадедах Жанкожи батыра, так и о самом батыре, его сподвижниках и соратниках. Особенно много этих источников встречается в российских архивах.

Как отметила заведующая музеем «Ақмешіт» К. Ахметова, ориентировочно в 1841 году Жанкожа батыр объединил свои силы с правителем Казахского ханства Кенесары и принял непосредственное участие в освобождении знаменитой Созакской крепости от кокандцев. По сохранившимся до наших дней свидетельствам очевидцев той эпохи, последняя надежда Кенесары заключалась в том, что преданные Шектские батыры во главе с Жанкожа батыром своими сокрушительными атаками прорвут крепкий оборонительный рубеж кокандцев. Так оно и случилось.

– История гласит, что после этой битвы пути батыра и хана разошлись,  – говорит
К. Ахметова. – Жанкожа батыр с 1842 по 1845 годы параллельно с действиями против кокандских войск воевал против хивинцев. В 1843 году войско Жанкожи батыра разрушило хивинское укрепление на протоке реки Куандарья, а к весне 1845 года трижды дало отпор пришедшему для восстановления крепости многотысячному хивинскому войску, составленному из узбекских, каракалпакских, туркменских отрядов. Жанкожа батыр разрушил их укрепления, убил многих известных батыров и беков во главе с Аимбетом и Бабажаном, вернул на родину порабощённых женщин, тысячи голов скота и имущество.

Между тем Жанкожа батыр возглавил крупное национально-освободительное движение по всему низовью Сырдарьи против колониальной политики Российской империи. Однако в результате предательства в 1860 году отряд Жанкожи был уничтожен. Батыр с остатками восставших вынужден был переправиться на другой берег Сырдарьи и уйти в пределы Хивинского ханства. Для уничтожения батыра Жанкожи Нурмухаммедулы царская администрация направила специальный карательный отряд.  В 1860 году недалеко от озера Жанкара в Кызылкумах в возрасте 86 лет великий полководец погиб от рук предателей.

По данным научного сотрудника музея «Ақмешіт» Г. Аубакир, о прославленном батыре Жанкоже издано более 10 исторических поэм (порядка 12 тысяч строк). Среди них нужно отметить особо ценные произведения таких акынов-жырау как Мусабай, Нурмагамбет, Лукпан, Жокей, Карман, Нурсултан, Изжан и Орныкбай.

Например, Мусабай жырау опубликовал свою версию, записав исторические сведения из уст русского офицера И. В. Аничкова, служившего в Казалинской крепости. Как известно, в 1894 году по версии этого исследователя был издан исторический очерк «Қазақ батыры Жанқожа Нұрмұхаммедұлы».

– В настоящее время предметы, которыми пользовался великий  лидер национально-освободительного движения, хранятся у потомков старшего брата Жанкожи батыра Акмырзы, – рассказывает Г. Аубакир. – В частности, в наши дни отлично сохранились три бесценных экспоната древности – каменная дробилка,  книжка нурнама и  тесак.

Дробилкой для камня Жанкожа батыр во время походов в девятнадцатом веке пользовался для добывания огня. Материал пред-мета – камень. Размер длины – 8,2 сантиметра, ширина – 7,1. Потомки хранят у себя камнедробилку как священный предмет.

Нурнама (книга света) Жанкожи батыра Нурмухаммедулы использовалась с 1774 по 1860 годы. Книга представляет собой сборник целебных молитв на арабском, персидском и чагатайском языках. По словам потомков, эту книгу Жанкожа батыр всегда носил с собой в походах. Поэтому они считают ее одной из самых священных вещей, оставшихся от батыра.

Оружие, напоминающее тесак или резак, по словам потомков, было подарено генерал-губернатором Оренбурга графом В.А.Перовским, который в 50-60-е годы ХІХ века участвовал в завоевании низовьев Сырдарьи. Длина тесака – 66 сантиметров, длина рукояти –14 сантиметров, длина лезвия – 52 сантиметра, ширина лезвия – 4 сантиметра.  На тесаке выемка шириной в полтора сантиметра. Установлено, что этот вид оружия изготовлен на Златоустовской оружейной фабрике для вооружения вооруженных сил Российской империи в 1834-1848 годах. Удивительно, что оружие в первозданном виде сохранилось до сих пор.

Как подытожил разговор А. Кожакелдыулы, все эти вещи являются исторической редкостью, не имеющей своих аналогов в нашей стране. Поэтому в настоящее время специалистами областного историко-краеведческого музея планируется провести работу по пополнению музейного фонда путем создания копий этих ценных
экспонатов.

На снимках: Участники экспедиции проекта «Құнды жәдігер».

1. Слева направо: А. Сейдалы, К. Ахметова,А. Кожакелдыулы, Р. Асанова, Д. Абдикалык (прямой потомок Жанкожи батыра), К.Ерболатов.

2. Слева направо: К. Ахметова, И. Сагадин (потомок Акмырзы батыра, брата Жанкожи батыра), А. Кожакелдыулы.

 Алибек БАЙШУЛЕНОВ

Читайте также: