Самородок земли Сыра - «Кызылординские Вести»

Самородок земли Сыра

23.09.2021

2338 0

1529144283 ep a

Прошло 40 дней, как ушел из жизни замечательный человек, один из настоящих самородков земли Сыра, врач от Бога, отличник здравоохранения Казахстана, кандидат медицинских наук, Ернияз Омарович Омаров, вложивший много сил, энергии и труда в развитие медицины региона.

Е. Омаров родился в 1932 году в селе Бидайколь (ныне ауле имени А. Токмагамбетова) Теренозекского (Сырдарьинского) района. В 1950 году окончил Кызылординское медицинское училище, в 1958 году – Алматинский государственный медицинский институт. Трудовую деятельность начинал фельдшером сельской участковой больницы на отгонных участках животноводства Арыскум и Каракум Теренозекского (Сырдарьинского) района, где проработал с 1950 по 1952 годы. После окончания вуза в 1958-1960 годы работал на станции скорой помощи Кызылорды дежурным врачом, врачом-хирургом травматологического отделения Кызылординской областной больницы, в 1960-1961 годы – заведующим областной консультативной поликлиники, в 1961-1967 годы – заведующим городским отделом здравоохранения, в 1967-1982 годы – главным врачом Кызылординской городской объединенной больницы, в 1982-1994 годы – заведующим областным отделом здравоохранения.

Свою судьбу Ернияз Омарович навсегда связал с медициной и посвятил ей 62 года, что практически составляет средний возраст жителя нашей страны. Выбрав самую гуманную и благородную профессию, требующую глубоких знаний, исключительного трудолюбия, полной самоотдачи, порой и самопожертвования ради сохранения здоровья других людей, он через всю жизнь пронес свое доброе имя и незапятнанную честь. Бережно относился к замечательным, истинно подвижническим традициям многих поколений своих предшественников, хранил верность призванию, профессиональному и нравственному долгу.

Впервые с Ерниязом Омаровичем я встретился в конце 50-х годов, когда он в городской больнице (тогда эта больница находилась на месте нынешнего театра, за центральной площадью) сделал моему брату Аралбаю операцию по удалению аппендицита. Помню, я с отцом ходил проведать своего брата в больнице, и отец спрашивал у хирурга, сделавшего операцию и заведующего отделением Моисея Кима, о состоянии брата. Именно в те самые годы мой брат подружился с Ереке, и дружба эта продолжилась многие годы. Она прошла испытание временем. Порой я даже завидую тому поколению, которое знало истинную цену товарищества, берегло и крепило её, как зеницу ока.

Помню, мой брат в 60-е годы прошлого столетия в течение почти полутора лет лежал в больнице в Москве, и Ернияз Омарович, несмотря на свою занятость (он тогда был заведующим Кызылординским городским отделом здравоохранения), нашел время на то, чтобы дважды навестить его, вселить в него оптимизм и уверенность.

Сколько знал этого человека, всегда в нем видел источник неиссякаемой энергии, оптимизма, добра. Общаясь с ним, всегда ощущал в нем удивительную ауру любви к людям, что, полагаю, характерно, прежде всего, для жизнерадостных людей, настоящих врачей от Бога. Позитивный заряд Ереке я чувствовал и когда был школьником, и позже, когда мы часто встречались по работе, и в последние годы, когда встречался с ним. Всегда ждал от него простых, но понятных и долгожданных слов: «Эй, бала, қалай жағдай?».

Умение Ереке сопереживать другим, радоваться их открытиям и добрым делам, всегда были его визитной карточкой, служили ему своеобразной зеленой дорожкой к сердцам многих людей. Никогда не делил их на начальников и простых, VIP-персон и обычных, со всеми вел себя одинаково и ровно. Открытость и доступность делали его своим и для лиц старшего поколения, и для ровесников, и для людей моложе.

Многих, кому довелось работать и общаться с Ерниязом Омаровичем, сегодня нет с нами. Это Аскар Токмагамбетов, Али Рысдаулетов, Зейнулла Жаркинбаев, Софья Макашева, Калкабай Абенов, Нурдильда Уалиев и другие. А кто-то до последних минут жизни дружил и поддерживал добрые отношения с Ерниязом ага. Есть среди них и пожилые люди, представители среднего поколения и совсем молодые.

Но все, полагаю, скажут, что от общения с Ерниязом Омаровичем люди становились нравственно чище, увереннее и позитивнее. Его бесценный дар вселить в человека уверенность, поверить в себя, в свои силы, дорогого стоят. От него люди уходили окрыленными и воодушевленными, даже если возникшая проблема не решилась полностью. Позитивный заряд и настрой, идущий от этого человека, передавался окружающим и собеседникам, и они становились во много крат сильнее. Сколько себя помню, мне никогда не приходилось видеть Ереке грубым или раздраженным, несмотря на довольно жесткие условия работы. Самообладание, умение правильно оценить ситуацию и принять верное решение, очевидно, передались ему с молоком матери и воспитанием родителей, заложенными в него еще в детские и юношеские годы.

Дети, рожденные в 30-х годах прошлого столетия и испытавшие на себе все тяготы тех лет (голощекинский голодомор, сталинские репрессии, годы второй мировой войны и послевоенных лет), были намного добрее и человечнее к окружающим, нравственно богаче. Для большинства из них нормой жизни было творить добро и приносить пользу окружающим. Дети войны, как их прозвали в народе, всегда тянулись к знаниям и открытиям. В 40-50-х годах прошлого столетия население Сыра боготворило учителей и врачей, которых почтительно называли мугалим и доктор. Первые освещали души людей негасимым факелом знаний, вторые исцеляли от недугов, возвращая людей к жизни. Для Ернияза Омаровича после окончания семилетки не стоял вопрос, кем стать. Он сражу же пошел в здравоохранение не только потому, что людей в белых халатах почитали как святых, но и потому, что ему в детстве пришлось непосредственно столкнуться с тяжелой болезнью брата Кали, который на его руках ушел из жизни. Медицина была бессильна помочь ему, и юноша уже тогда решил стать врачом, чтобы помогать людям, облегчать страдания больных. Это желание стало окончательным и бесповоротным, когда его отец Кожанияз, вернувшись с полей сражений Великой Отечественной войны, стал наведываться к врачам из-за полученных боевых ранений.

Ситуация в здравоохранении региона в те годы была плачевной. Процветали туберкулез, рак пищевода. Приаралье не уступало пальму первенства по кишечным и инфекционным заболеваниям в республике. Наблюдая за больными, Ереке всем сердцем сострадал заболевшим. В 1947 году он поступил, а в 1950 году окончил Кызылординское медицинское училище и начал трудовую деятельность фельдшером на отгонных участках животноводства Арыскумов и Каракумов Теренозекского района. Набравшись практического опыта, поступил в Алматинский медицинский институт, который окончил в 1958 году.

В эти же годы вместе с ним учились его земляки – кызылординцы Шадибай Абдуллаев, Мухтар Алиев, Сара Даутбаева, Камал Ормантаев, которым тысячи и тысячи взрослых и детей страны обязаны возвращенным здоровьем, сохраненной жизнью.

В какой бы должности ни находился в последующие годы Ернияз Омарович, он навсегда связал свою судьбу с медициной, становлением и развитием здравоохранения области. Старожилы города, очевидно, помнят, как рядом с центральной площадью находились и областная, и городская больницы, которые были в удручающем состоянии. И Ереке, который возглавлял городской, а затем областной отделы здравоохранения, много сил вложил в укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, оснащение их современным оборудованием и воспитание высококлассных медицинских кадров.

Многое из того, что намечалось, было реализовано. В 1973 году началось строительство Кызылординской городской больницы, которая была сдана в эксплуатацию в 1977 году. В эти годы рабочий день Ернияза Омаровича начинался именно с посещения строительной площадки этого объекта. Мы с ним жили по соседству, и я практически каждый день видел его идущим на стройку. Введенная больница отвечала самым последним требованиям того периода и пользовалась у населения областного центра высоким доверием. Однажды она даже стала поводом для «обвинения» членами бюро обкома партии тогдашнего первого секретаря горкома партии Идриса Калиева. Суть этих упреков сводилась к тому, почему он не лечится в специализированном отделении партактива областной больницы, а предпочитает городскую.

Встав у руля областного отдела здравоохранения после С. Макашевой, руководившей ведомством 30 лет, Е.Омаров продолжил работу по наращиванию потенциала медицины региона. Под его руководством были построены 4 районные и 23 сельские участковые больницы, 18 медицинских амбулаторий. В областном центре для 24 медицинских учреждений были выделены помещения и здания. В 1992 году был введен в эксплуатацию областной консультативно-диагностический центр. При Ерниязе Омарове начались подготовительные работы по строительству современной многопрофильной больницы на 620 коек в Кызылорде, которая была введена в строй в 1998 году.

Наверное, многие старожилы области помнят об инциденте, когда по вине армейских подразделений космодрома Байконура весной 1986 года создалась реальная угроза отравления воды в низовьях Сырдарьи, где проживает почти половина населения области. Первым, кто открыто выступил против своеволия военного руководства космодрома и заставил генералов считаться с интересами жителей области, был первый секретарь обкома партии Еркин Ауельбеков. По его шифртелеграмме в ЦК КПСС и Совет министров СССР в Кызылорду прибыла специальная комиссия из Москвы, которую возглавили заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР маршал Советского Союза С. Ахромеев и генерал Герман Титов, один из высших руководителей Главкосмоса.

Если маршал провел разбор полетов с военными на космодроме и дал нагоняй начальнику гарнизона Юрию Жукову и его подчиненным за допущенную расхлябанность, то космонавт номер два прилетел в Кызылорду к первому секретарю обкома партии, у которого состоялся принципиальный и нелицеприятный разговор по этому поводу.

Нужно отметить, что все это закрутилось на основании аналитической записки, подготовленной заведующим областным отделом здравоохранения Е. Омаровым и главным врачом областной СЭС Д. Шеком на имя первого секретаря обкома партии Е. Ауельбекова по результатам проведенной проверки.

Работая управленцем высокого ранга, никогда не забывал свою основную профессию, ежедневно выкраивал время, лечил больных, чтобы не потерять профессиональные навыки хирурга-травматолога. С его участием за все годы врачебной деятельности выполнено свыше 10 тысяч операций, что равнозначно населению нынешнего поселка Теренозек, малой родины Ереке. Многие жители низовьев Сырдарьи стремились попасть к нему на прием, чтобы получить квалифицированную медицинскую консультацию и лечение.

Много усилий вложил Ернияз Омарович в подготовку медицинских кадров. Особое внимание уделял своей альма-матер – медицинскому училищу. И, когда руководил городским отделом и в те годы, когда возглавлял областной отдел здравоохранения. Оснащение этого учебного заведения современным медицинским оборудованием и инвентарем для учебных кабинетов, учебными пособиями и техническими средствами занимали приоритетное место в деятельности Ереке. Более того, самые опытные врачи тех лет преподавали специальные предметы. Среди них автор учебника «Медицинская паразитология» Давид Генис, кавалер ордена Ленина, депутат Верховного Совета Казахской ССР V созыва Мария Егорова, врачи Шадияр Нурымбетов, Аида Елемесова, Фатима Сейфуллина, Ермек Алдамжаров и другие, имена которых известны не только среди выпускников медицинского училища и медицинской общественности области, но и среди населения региона.

Вот как вспоминает о совместных годах деятельности кандидат медицинских наук Давид Генис, который сейчас проживает в США: «Не укладывается в сознании, что ушел коллега, с которым начинал работать. В 1958 году трудился терапевтом в поликлинике Кзыл-Орды вместе с хирургом Ерниязом Омаровым, уже тогда квалифицированным и знающим специалистом, который помогал мне разбираться с трудными пациентами.

Мне запомнился его высокий профессионализм организатора здравоохранения, особенно в период, когда он занимал должность заведующего областным отделом здравоохранения. Не раз участвовал с ним в его ознакомительных поездках по районам. Поражал его конкретный подход к проблемам на местах, без пустых обещаний, деловитость вопросов и оценки реальной ситуации на местах. Был немногословен, умел выхватывать главное, делая упор, прежде всего, на важные детали.

С ним было легко работать как с человеком деловым, знающим и понимающим проблемы здравоохранения, которых в нашей области всегда было с лихвой. В 1988 году ЦК партии готовил решение по проблеме экологической катастрофы в Аральском районе, для чего понадобилось заключение Академии наук. По их заданию Е. Омаров и я, будучи в Алма-Ате, подготовили проект. И опять же, поразила лаконичность и конкретность мышления Ернияза в изложении сути дела в строго ограниченных рамках.

Благодарен Ерниязу Омаровичу за то, что он настоял на моем награждении орденом «Дружба народов», и за его высокую человечность по отношению к проблемам моей семьи, да и не только к ней. Приношу глубокие и искренние соболезнования семье Ернияза Омаровича. Он много сделал для населения области. Он заслужил добрую и долгую память родных, коллег, друзей и населения области, для которых и ради которых жил и работал!»

Практически нет медицинского учреждения в области, в котором не работают врачи, получившие путевку в медицину из рук заведующего городским или областным отделом здравоохранения. Многие из них стали высококлассными специалистами, получили признание не только в Приаралье, но и за его пределами.

Корпоративный дух медиков всегда вызывал у меня некоторую зависть – они умели и работать, и отдыхать. Именно корпоративный дух и нацеленность на конечный результат, креативность и профессионализм позволили медицинскому сообществу региона добиться победы на выборах в Верховный Совет СССР в 1989 году и избрать народным депутатом от Кызылординской области главного врача областной больницы, профессионала своего дела Турганбая Маханова, который продолжил дело своего старшего коллеги.

Именно корпоративный дух, помыслы и намерения руководства здравоохранения вывести свою отрасль на передовые позиции породили немало лидеров и корифеев медицины.

В разные годы рука об руку с Ерниязом Омаровым работало немало замечательных врачей. Это Софья Макашева, Маркс Гонопольский, Мария Егорова, Варлен Исаев, Михаил Яншин, Семен Донин, Чун-Сюн, Шадибай Абдуллаев, Турганбай Маханов и многие другие.

По стопам отца пошли его дети. Четверо из пяти детей стали медиками, а двое, как и их отец, защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. А общий стаж работы Ернияза Омаровича и детей в медицине составляет почти полтора века! Уже внуки продолжают дело, начатое их дедом. Ереке с детьми обращался как со взрослыми людьми, не подыгрывал им, не пытался вести себя с ними, как с баловнями семьи. С самого детства их приучали к самостоятельности. Для этого они с супругой Хадишой женгей ничего нового не придумывали, а воспитывали детей своим отношением к делу, родным и близким. Всегда в доме царила атмосфера любви и верности, добра и улыбки. Этого было достаточно для того, чтобы все дети выросли достойными и самодостаточными людьми.

Ереке всегда поддерживал спортивную форму, до последних лет много ходил пешком, ездил на велосипеде, а воскресный день был посвящен русской бане. Как правило, собиралась хорошая компания. Вначале это были Айтбай Стыкбаев, Шарипбай Альназаров, Хамит Ембергенов, Максут Абдразаков, Нурмак Токмырзаев, Абдулла Искаков. Позже к ним присоединились Тлектес Сеитов, Абдат Бапалаков, Кази Казыбаев, Абдыгаппар Амиргалиев, Ибрагим Абибуллаев, Рысбек Мамбетов, Тлепберген Набиев, Шайхислам Ногаев, Кылышбай Бисенов и другие.

Благодаря этому, а также неустанной заботе Хадиши женгей о Ерниязе Омаровиче, он всегда был подтянут и свеж. А как они вальсировали! Многим молодым далеко до них. В какой бы компании Ереке ни находился, он всегда становился ее душой. Там всегда царило веселье, звучали песни, анекдоты и байки, декламировались стихи, исполнялся вальс или фокстрот.

Е. Омаров – автор 64 научных работ, 3 монографий. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «Дружбы народов», несколькими медалями.

Как я отмечал выше, работая врачом и управленцем медицины, Ереке всегда переживал за боль и сострадания окружающих его людей. А, когда это коснулось его близких родных, его сердце не выдержало. После смерти сына, он резко сник, а, когда скоропостижно ушел из жизни его младший брат, он буквально угас и очень скоро ушел следом за ним. Пусть Всевышний упокоит его душу своей любовью и милосердием, и уготовит ему в ином мире достойное место!

В своем интервью газете «Egemen Qazaqstan» 5 мая 2020 года, Глава государства Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание читателей на следующем: «Чрезвычайное положение внесло кардинальные изменения в нашу повседневную жизнь. Пришлось отложить на потом запланированную работу, различные мероприятия. Но именно в это время мы, прежде всего, поняли, что является наиболее ценным. Это человеческая жизнь, человеческие отношения, здоровье граждан, благосостояние общества». Также Президент отметил, что повышение статуса медработников стало актуальной проблемой и для этого предстоит сделать немало, при этом «важно оказывать поддержку специалистам, стоящим на страже здоровья».

Имя Ернияза Омарова в благодарной памяти многих жителей земли Сыра и их потомков. Воздавая должное его заслугам по охране здоровья жителей Приаралья, было бы вполне уместным в рамках программы «Рухани жанғыру» назвать Кызылординский медицинский колледж или Кызылординскую многопрофильную городскую больницу именем Ернияза Омарова. Если колледж являлся учебным заведением, где учился Ереке и вложил немало сил и энергии в укрепление его учебно-материальной базы и подготовку медицинских кадров среднего звена, то городская больница – детище Ереке со дня ее основания.

И наконец, последнее. Хотелось бы детям, внукам и правнукам Ереке привести слова французского поэта Огюста Барбье:

Что в жизни может быть дороже,

Чем имя честного Отца?

Ведь имя честное похоже

На капитал, который позже

Ты можешь множить без конца…

Ради этого стоит жить и созидать, продолжая дело своего Отца и Деда.

Кенес Махамбетов,
ветеран труда, Нур-Султан

Читайте также: