Поправки в защиту потребителя — «Кызылординские Вести»

Присылайте
новости

+7(777)494-07-77

Поправки в защиту потребителя

27.10.2020

180 0

О внесенных изменениях в Закон РК «О защите прав потребителей» на прошедшем брифинге в региональной Службе коммуникаций представителям СМИ рассказал руководитель департамента по защите прав потребителей Кызылординской области Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Еркасым Сулейменов.

25 июня 2020 года Президент страны Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан о защите прав потребителей». Этим законом внесены изменения в 7 законодательных актов, в том числе 3 кодекса и 4 закона, пакет поправок сформирован на основе незыблемых принципов ООН по вопросам защиты интересов потребителей от 22 декабря 2015 года.

— Основные положения, заложенные в законе, можно поделить на три блока. Во-первых, формирование целостной и понятной эффективной системы для граждан. Вводится трехступенчатый механизм рассмотрения жалоб. На первом уровне предусматривается своевременное рассмотрение жалоб продавцом самостоятельно, либо прибегая к услугам субъектов досудебного урегулирования споров — институты медиации и арбитража, ассоциации защиты прав потребителей, а также саморегулируемые организации. То есть речь идет о восстановлении нарушенных прав, возмещении морального и материального ущерба потребителю по принципу «здесь и сейчас», минимизируя время и ресурсы, затрачиваемые им на устранение конфликта, — сказал Еркасым Сулейменов.

При этом в рамках досудебного урегулирования спора приоритет инициативы остается за потребителем.

На втором уровне жалобы рассматриваются уполномоченным органом. В случае отказа от добровольного устранения нарушений, недобросовестные продавцы понесут ответственность. Третий уровень — рассмотрение жалобы судом.

С учетом введения института досудебного регулирования предполагается, что в суды будут поступать споры, не нашедшие компромиссного решения двух сторон.

-Последовательное соблюдение трехступенчатого механизма приведет к снижению нагрузки на судебные органы, — подчеркнул спикер.

Предусматривается усиление роли уполномоченного органа. В первую очередь, одним из инструментов выступит предлагаемая Единая информационная система приема жалоб по принципу «одного окна». Создание такой системы позволит сконцентрировать все меры защиты прав потребителей в одном месте, упростить и удешевить процедуру подготовки жалобы и ее направления в компетентные органы, а также оцифровать все обращения и результаты их рассмотрения. Для удобства потребителей в системе будет размещен ряд типовых форм жалоб в зависимости от предмета спора и сферы услуг, перечни и контакты «защитников» и субъектов, рассматривающих споры, а также госорганов, осуществляющих защиту прав потребителей в соответствующих отраслях.

Будет создан Межведомственный совет по защите прав потребителей, у него будет функция государственного контроля, которая будет осуществляться в форме внеплановой проверки и профилактического контроля без посещения.

Предусмотрена административная ответственность предпринимателей, которые добровольно отказываются от урегулирования правонарушения. Принимая во внимание введенный мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, общественные объединения потребителей наделяются компетенцией по ведению общественного контроля. Кроме того, на оказание представительских услуг и консультирование социально уязвимых слоев населения для получения ими бесплатной правовой защиты общественным объединениям потребителей будет предоставляться государственный социальный заказ.

В целом изменения в Законе позволят оперативно решать претензии и споры потребителей в полном формате.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: