Для коллекционирования монет, наград и значков может быть множество самых разных побудительных мотивов. Для ученика 6 класса средней школы №198 Александра Дедова таким мотивом послужила награда за доблестный труд, полученная в двадцатом столетии его бабушкой. Дальше возникло желание пополнить коллекцию, узнать больше о предмете интереса. Обзавестись популярной, а затем – и специальной литературой.
– Иногда человеку в руки случайно или по чьему-то доброму умыслу попадает старинная монета, – увлеченно рассказывает Александр. – В каких-то руках она окажется бездушным куском металла и не возбудит никаких эмоций. Но бывает так, когда она просто пригласит нового владельца к совместной жизни, заставляя его прикоснуться к истории. Так случилось и со мной. Увидел бабушкину награду и мне стало интересно узнать побольше о том, кому и за что такие медали вручали. Стало интересно, кем и где работали мои бабушки и дедушки. Так, коллекцию пополнили награды моего прадедушки железнодорожника за доблестный труд, его награда «Ударник Сталинского призыва» и специальные значки дедушки-летчика, которые раньше выдавали только пилотам. Постепенно я изучил трудовой путь моих предков, которые внесли свой вклад в развитие и процветание нашей страны.
Коллекцию наш герой начал собирать примерно год назад. В ней уже насчитывается более 150-ти монет и около тридцати значков и медалей. Несмотря на ее кажущуюся немногочисленность, она уже может рассказать о некоторых исторических событиях прошлого века, и, что немаловажно для Александра – об истории его семьи. Также дороги ему фронтовые медали времен Великой Отечественной войны. Мальчик считает, что эту страницу истории, свидетельствующую о героизме и доблести предков, должно знать и подрастающее поколение.
Как говорит подросток, иногда попадается необычная монета – например, памятная. Разглядывая ее, можно узнать, что она посвящена какому-то историческому событию, городу, или знаменитому человеку. Потом приходит другая – новое событие, другой город или другой герой. Появляется желание собрать у себя больше подобных монет. Также становиться интересно узнать про города, изображенные на монетах, изучать события, в память которых они выпущены.
– В моей коллекции есть монеты, которые до сих пор в ходу, а есть и такие, которые давно уже вышли из обращения, – рассказывает Александр. – К примеру, я храню монетку в 50 тиын, которая является своеобразным свидетельством начала введения в нашей стране национальной валюты. Есть еще монета Новосибирского метрополитена, она уже не в ходу, но тоже является небольшим фрагментом истории. Из юбилейных в моей коллекции монеты к 50-летию Советской власти, к 60-летию полета в космос Белки и Стрелки, к 175-летию со Дня Бородинской битвы. Есть памятная серебряная монета номиналом в сто тенге «Томирис».
Среди значков особо дороги Александру четыре, посвященные Московской олимпиаде, которая прошла в 1980 году. Один из них – олимпийский Мишка, для подростка это символ добра, позитива и удачи.
Он охотно показывает свою коллекцию друзьям и родным. Они, в свою очередь, помогают ему пополнять коллекцию – отдают, имеющиеся дома значки и монеты. Некоторые экспонаты Александр покупает за деньги, которые ему дарят на день рождения или какие-то другие праздники. Станет ли эта коллекция делом всей его жизни, школьник пока не знает, с профессией он еще не определился, а любимыми предметами в школе для него являются математика, русская литература и физкультура. Любознательный школьник также охотно участвует в различных предметных олимпиадах по математике и русскому языку, на конкурсе по естествознанию был удостоен медали. Помимо монет, он также коллекционирует машинки и наборы конструктора «Лего».
– Моя коллекция дарит положительные эмоции мне и моим близким, – говорит Александр. – Каждый новый ее экспонат – это очередной камушек в пестрой нескончаемой мозаике мира, границы которого я расширяю в самом процессе создания коллекции. Думаю, что даже если это увлечение пройдет, полученные знания мне очень пригодятся в дальнейшем.
Инна БЕКЕЕВА