Достойный пример для подражания — «Кызылординские Вести»

Достойный пример для подражания

07.04.2022

678 0

Когда в 1943 году в семье рыбака Суйеубая и его супруги Меруерт родился малыш, наверняка, никто не мог предугадать, как сложится его судьба. Никто не мог знать, что именно он станет гордостью рода Топаевых из Казалинска. Мальчика этого нарекли именем Косыбай…

В 1959 году Косыбай, как и многие его сверстники, окончил среднюю школу имени Г.Муратбаева в Казалинске. Этот город еще и большая узловая станция, и потому здесь каждый мальчишка с детства мечтал освоить профессию, связанную со стальными магистралями. И Косыбай не стал исключением. После окончания железнодорожного училища по комсомольской путевке он отправился в Экибастуз. В течение двух лет работы он показал себя как грамотный и вдумчивый специалист, которого уважали в коллективе. Однако вскоре по просьбе престарелых родителей вернулся в родные края.

В Казалинском депо он начал трудовую карьеру с должности помощника машиниста. Его первыми наставниками были Алексей Моргунов и Зулкарнай Утеулиев. Молодой парень сразу привлек к себе внимание строгой дисциплиной, настойчивостью и организаторскими способностями. Его заметили и вскоре доверили руководство работой комсомольско-молодежной бригады машинистов. И если в начале в бригаде было всего тридцать машинистов, то со временем их число достигло 120-и. И именно эта бригада по производственным показателям стала самой лучшей в СССР. За самоотверженный труд К.Топаев был избран членом президиума совета железнодорожников Советского Союза, награжден орденом «Знак почета» и ему было присвоено звание «Почетный железнодорожник». А ведь тогда ему было чуть более тридцати.

…В один из обычных трудовых дней из Казалинска в Кызылорду Косыбая срочно вызвал начальник Кызылординского отделения Западно-Казахстанской железной дороги Орынбай Жанадилов. Причина столь срочного вызова стала известна немного позже.

– Косыбай, у нас в народе говорят «Отызыңда орда бұзбасаң, қырқыңда қамал ала алмайсың» (если к тридати годам ничего не добился, то к сорокам никаких побед не жди), – сказал О. Жанадилов. – Ты знаешь, что мы в Шиели недавно открыли новое локомотивное депо. Сейчас мы набираем туда молодых специалистов, как ты.

На железной дороге почти военная дисциплина – приказы не обсуждаются. Вскоре молодой человек был назначен заместителем начальника Шиелийского депо.

Начинать новое дело всегда трудно. Специалистов железнодорожной отрасли в ту пору в Шиели почти не было, поэтому из Казалинска сюда было переселено 58 семей железнодорожников и еще 17 семей из Туркестана. Обеспечение переселенцев жильем и решение других социальных проблем легли на плечи К. Топаева. Местная молодежь по его инициативе была направлена за счет предприятия в железнодорожные учебные заведения Актюбинска, Кызылорды и Казалинска. Многие нынешние железнодорожники считают К. Топаева своим наставником.

Его отличительной чертой всегда была скромность, он никогда не стремился к всевозможным званиям и регалиям. Немногие знают сейчас, что в 1978 году, когда работал машинистом в Казалинском депо, он предотвратил крупную железнодорожную катастрофу скорого поезда №23 «Душанбе – Москва» на перегоне между станциями Саксаульск-Казалинск. Его профессионализм и отвага позволили остановить поезд в семи метрах от неисправного промежутка стального пути.

Тогда его руководители ему сказали:

– Мы знаем, ты совершил подвиг, и тебя должны наградить, но если сообщим в Москву об этом случае, то многие люди останутся без работы.

– Слушайте, я ведь выполнял свою работу, и никакой награды мне не нужно, – ответил парень.

Однако об этом факте случайно узнал возвращавшийся из командировки по Казахстану корреспондент всесоюзной газеты «Гудок» и написал большую статью про подвиг нашего земляка.

В последние годы своей жизни Косыбай ага руководил работой Шиелийской железнодорожной топливной базы (ТЭК-Батыс). Он запомнился шиелийцам не только как умелый руководитель, но и как человек с большим и добрым сердцем. В начале 1990-х годов времена были непростые, многим семьям приходилось сводить концы с концами. Но он всегда находил возможность помогать малоимущим семьям, инвалидам и ветеранам войны. К сожалению, К.Топаев рано ушел из жизни, не успев сделать еще много добрых дел.

… Мы с Галией апай, супругой Косыбая Топаева, рассматриваем семейный альбом и вспоминаем, как он всегда был в гуще общественной жизни района и железнодорожной отрасли области, внес немалый вклад в ее развитие.

Сегодня дело отца успешно продолжает его старший сын Марат, который трудится на железной дороге. Дочь Марина живет в Алматы, работает в АО «Казахтелеком», младший сын Талгат трудится в Шиелийском рудоуправлении №6.

В настоящее время в стране делается немало для того, чтобы возвысить роль человека труда. И тут молодым можно приводить как пример для подражания жизнь К. Топаева и его детей. Молодой казалинский парнишка, закончивший железнодорожное училище и начинавший трудовой путь помощником машиниста тепловоза, благодаря любви к труду снискал уважение и почет в обществе.

Максут ИБРАШЕВ

Читайте также: