С заботой о будущем — «Кызылординские Вести»

Присылайте
новости

+7(777)494-07-77

С заботой о будущем

17.10.2020

69 0

В Казахстане началась реализация нового специального проекта – «Үнем – қоғам қуаты» («Экономия – энергия общества»), направленного на развитие навыка прагматизма у казахстанцев. Отметим, что он является составной частью программы «Рухани жаңғыру», а, точнее, ее направления «Личностное развитие».

Цель проекта — включение прагматичного образа жизни, предполагающего разумное потребление и распределение ресурсов, в систему ценностных ориентиров казахстанцев. За официальностью формулировки стоит очень важный и ценный посыл. В эпоху глобализации нам всем следует, наконец, научиться разумному потреблению и распределению ресурсов. Для того, чтобы каждый казахстанец был конкурентоспособным, необходимо широко пропагандировать идею прагматизма и формировать поведенческие тренды. Эти цели и заложены в проекте. К примеру, для воспитания грамотного поколения в школьную программу предполагается включить такие социальные дисциплины, как тайм-менеджмент, правовая и финансовая грамотность. Овладев специальными навыками, казахстанцы научатся планировать семейный бюджет, высчитывать эффективную ставку по кредиту, вести здоровый образ жизни, чтобы минимизировать траты на лечение. Прагматичное отношение также позволит избегать ненужных расходов на помпезные тои и семейные торжества с большим числом приглашенных гостей. И научить этому нужно детей, причем начинать нужно с себя.

Наверняка хоть один раз в жизни каждый потребитель сталкивался с дилеммой, как вернуть в магазин товар с дефектами или просроченный продукт. И часто, задаваясь таким вопросом, многие просто отказываются от этой идеи, заранее убеждая себя в ее провале. Некоторые не хотят отстаивать справедливость из-за нежелания лишний раз ходить по инстанциям. И, в какой то степени, они правы. Тем не менее, для того, чтобы все-таки уметь защитить свой кошелек от необдуманных или сомнительных трат, для начала посоветуем потребителям не ходить за продуктами голодными. Как известно, при пустом желудке подсознание толкает нас на покупку ненужного, а иногда и не совсем полезного съестного. Об этом же говорится в статье Первого Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.

Но если все же вы купили то, что дома оказалось ни к чему, то важно знать, какие права имеет клиент. Согласно пункту 7 статьи 25 Закона «О защите прав потребителей» любой товар должен иметь информацию о составе, сроке годности и т.д. на казахском и русском языках. У продавца должны быть сертификаты, таможенные декларации и накладные на него. На основании статьи того же закона продавец-изготовитель обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении и сохранены его вид, потребительские свойства, пломба, ярлык, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение 14 дней.

Не подлежат обмену и возврату лекарственные средства, изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары, ткани всех видов. Если купленный товар входит в перечень не подлежащих обмену и возврату, но он некачественный, без документов, с нарушением маркировки, отсутствием информации о товаре, документов, без чека, а также испорчен или с истекшим сроком годности, то вы тоже можете требовать обмен или возврат. Так же с лекарствами. Если оно оказалось с истекшим сроком годности, вы вправе вернуть его даже после 14 дней, предусмотренных законом.

При этом потребитель не имеет права на возврат, если купил товар, но испортил его по своей вине. В этом случае продавец может отказать в ремонте и обмене и будет прав.

Испорченные продукты питания — это отдельная история. Их тоже можно вернуть в магазин. Но при этом необходимо сначала написать жалобу и направить товар на исследование в лабораторию. Только после получения заключения экспертизы можно обратиться в точку реализации. При этом будет лучше, если потребитель сохранил чек. Если же его нет, то можно определить магазин по штрих-коду. В спорных ситуациях можно запросить записи с камер видеонаблюдения и доказать, что купил товар именно в указанном магазине или супермаркете.

В магазинах, где не выдаются чеки, можно снимать свои покупки на видео или фотографировать, чтобы позже предъявлять в качестве доказательства.

Продвижение прагматизма в сознание масс будет осуществляться не директивно, а в ненавязчивой форме с использованием техник «системы подталкивания» NUDGE. Реализация проекта предполагает широкий спектр воздействия на публику, включая виодеоролики-лайфхаки, интервью, очерки и телепередачи об известных личностях, лекции и обучающие тренинги Открытого университета OpenU.kz, билборды, лозунги и слоганы.

Концепция нового спецпроекта, разработанная Департаментом координации программы «Рухани жаңғыру», реализуется Министерством информации и общественного развития совместно с государственными органами и НПО.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: