Ювелирных дел мастер — «Кызылординские Вести»

Присылайте
новости

+7(777)494-07-77

Ювелирных дел мастер

27.10.2020

169 0

Искусные казахские национальные украшения славятся по всему миру. В них отображена культура, духовный мир, мировоззрение казахов и тонкий эстетический вкус. Украшения, которые изготавливают ювелиры, поражают красотой и изысканностью, продуманностью деталей. Кызылординец Табигат Тургынбаев уже не первый год осваивает тонкости ювелирного мастерства, перенимая опыт у самых знаменитых мастеров Казахстана.

По словам Т. Тургынбаева, любовь к национальным видам прикладного искусства ему привила мама.

– В Кызылорду мы приехали из Узбекистана еще в первой волне оралманов, – поделился своими воспоминаниями юный мастер. –
Конечно, смена места жительства далась мне нелегко. Да и маме здесь тоже нужно было искать работу. А поскольку руки у нее золотые, то она очень быстро нашла свою нишу в новых жизненных условиях. Она одна из первых стала шить одежду с национальным декором, изготавливать предметы домашнего обихода. Глядя на ее работу, я незаметно для себя тоже втянулся.

Поначалу юноша помогал маме, затем самостоятельно изготовил седло с национальным орнаментом для своего велосипеда. Следующим шагом стала поездка в 2014 году вместе с мамой на выставку народных умельцев в Астану. И здесь талантливый молодой человек влюбился в произведения известных казахских мастеров. Там же он познакомился с известным ювелиром Сериккали Кокеновым, который как раз набирал себе учеников на конкурсной основе для изготовления изделий из серебра. Табигат прошел конкурс и стал его учеником.

Зергер С. Кокенов рассказал юноше, что он, как и его предшественники в XVII–XIX веках, использует в работе только местное сырье – металл и камни у него казахстанские. Несколько лет назад он основал мастерскую, в которой постоянно трудятся четыре ученика-подмастерья. Его работы, выполненные в традиционном западно-казахстанском стиле – перстни «құдағи жүзік» и украшения для кос «шашбау» пользуются популярностью и у девочек-школьниц, и у пожилых апашек.

Работы известного казахского ювелира удивляют тонким орнаментом, продуманностью деталей, точностью рисунков. Табигат стремится стать таким же профессионалом, как его учитель. От него он узнал много интересного из истории ювелирного дела казахов. Мастер объяснил ему, что каждое изделие выполняет определенную функцию в качестве талисмана или оберега.         

– Известно, что у казахов есть традиция носить украшения в быту и на празднества, – говорит Т. Тургынбаев. – Их надевают и женщины, и мужчины, и дети. Раньше ювелирные изделия имели важное социально-культурное и религиозное значение. По украшениям узнавали, замужем ли женщина, какого она рода, с какой территории, какое место в обществе занимает мужчина, носящий тот или иной драгоценный предмет.

Кроме того, серьги и браслеты, нагрудные украшения и перстни были своеобразной защитой от злых духов. Эту функцию выполняли казахские узоры – витиевато переплетенные орнаменты зооморфного и флористического характера, драгоценные камни, которыми дополняли ценные изделия.

– Нагрудные казахские украшения всегда были в моде, – поясняет Табигат. – И сегодня встретите красивые длинные цепочки, украшенные массивными кулонами или подвесками. Раньше их украшали драгоценными камнями, декоративным узором, в котором преобладали анималистические мотивы.

Серьги тоже имели особое значение. Чем массивнее и красивее серьги у женщины, тем влиятельнее она была в обществе. Обычно серьги надевали девушкам перед свадьбой (ритуалы «сырға салу» и «сырға тағу»), а еще их носили замужние казашки. Считалось, что этот предмет убережет от пересудов и сплетен, завяжет злой язык, а также даст женщине много детей. Традиционно их изготавливали из серебряных ромбов или круглых пластин, которые соединяли между собой цепочками. На серьгах чеканили изображения Луны или Солнца, украшали их жемчугом. Таким образом, эта деталь женского костюма не просто украшала ее обладательницу, подчеркивала женственность и грациозность, но и сигнализировала о том, что девушка готова родить многочисленное потомство любимому мужу, а также указывала на то, что женщина принадлежит к знатному и богатому роду.

– То же самое касалось и перстней, – поясняет Табигат. – Это украшение в основном носили женщины, однако и мужчинам была не чужда такая традиция. В культуре казахского народа различают несколько видов перстней. «Жүзік» — женское кольцо, которое подчеркивало изящество рук дамы и обладало магическими свойствами: оберегало от воздействия злых сил. «Кұс тұмсық» —
перстень воина, его дарили джигитам, которые шли в поход. Он должен был сохранить жизнь мужчине и помочь вернуться домой. «Кұдағи жүзік» — кольцо, которое носили сватьи, оно состояло из двух частей и надевалось одновременно на два пальца. Такой перстень символизировал соединение двух сердец. Для казашек кольца были обязательными аксессуарами. Считалось неприличным, если женщина выходила из дома без 3-4 перстней.

Ну и, конечно же, сложно представить образ казашки без изысканных и утонченных браслетов на руках. Часто их носили по несколько на руке, иногда парно на обеих руках. Такое украшение имела
каждая девушка. Помимо магического значения (оберег), оно имело еще и социальное. Это был своеобразный культурный паспорт женщины. «Білезік» мог рассказать, откуда родом девушка, из какой семьи, богата или нет, знатна или простолюдинка. Браслеты не были сугубо женскими украшениями. Есть и мужские варианты. Обычно это массивные парные украшения, которые подчеркивали силу и мужество защитника.

– Все эти ювелирные украшения требовали особенного мастерства и умения, – говорит юный мастер. – Казахские зергеры передавали тайны ювелирного дела из поколения в поколения. Каждый род гордился своей техникой и тонкостью работы.

Большинство украшений казахов были сделаны из серебра. Этот металл считали благородным, он напоминал белую планету — Луну, которую казахи издревле почитали и воспевали. По мнению предков, серебро обладало магическими свойствами усиливать красоту женщины, оно оберегало детей и взрослых от злого глаза и демонов, охраняло душу человека и чистоту его тела. Именно поэтому юный мастер сейчас совершенствует свое мастерство, работая с серебром. Впереди его ждет еще много интересных открытий.

Табигат уже неоднократно участвовал в различных выставках и ярмарках республиканского масштаба. Его изделия пользуются спросом, но он продолжает совершенствоваться, изучая тонкости мастерства и историю ювелирного дела. В будущем он надеется с успехом применить свой опыт на практике и стать известным зергером.

Подготовила Инна БЕКЕЕВА

Читайте также: