В последние годы все чаще стали говорить о влиянии сложной учебной нагрузки в школе на здоровье ребенка. Конечно, при неправильной организации учебного процесса школа напрямую влияет на ухудшение здоровья ребенка. Соответственно, система образования должна быть ориентирована на повышение качества образования при обязательном сохранении, а, по возможности, и укреплении здоровья детей, обучающихся на всех уровнях образования.
Обеспечение гигиенических условий хода обучения полностью предусмотрено санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденными приказом МЗ РК №МЗ-76 от 05.08.2021 г. установлен ряд требований, таких как освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников, ограничительное время перед монитором.
Правильная организация учебного процесса в образовательных организациях начинается с правильного построения учебной нагрузки и расписания занятий.
При составлении расписания занятий должен учитываться график дифференциации предметов по динамике и сложности умственной работоспособности учащегося за день и неделю. Так как снижение активности учащихся класса на каждом уровне происходит в разные часы, в расписании занятий наиболее сложные предметы рекомендуется ставить на второй-третий урок. Также нельзя ставить два-три сложных урока подряд (физика, математика, иностранный язык), их нужно смешивать с легкими (география, музыка) уроками.
В ходе проверки объектов общего образования санитарные врачи региона выявили 34 факта неправильного составления расписания занятий в школах Кызылординской области. Всем нарушителям были выданы санитарные предписания и наложены штрафы. На сегодняшний день данные нарушения устранены.
Еще одной актуальной проблемой в оздоровлении школьного образования является проблема плотности школ. В 12 школах области или в 4% плотность выше нормы. По требованиям санитарных правил в каждом классе должно быть не более 25 детей, в указанных школах-по 30-35 учащихся. В шести школах Кызылорды учебный процесс ведется в три смены. Это вызывает обеспокоенность специалистов региональной санэпид службы. Так как обучение в три смены приводит к нарушению элементарных санитарно-эпидемиологических требований, влажной уборки, воздухообменных, карантинных режимов, в очагах образования повышается вероятность групповых или «вспышечных» случаев инфекционных и паразитарных заболеваний.
Об этом свидетельствует большая регистрация коронавирусной инфекции среди детей с начала 2021-2022 учебного года, особенно в трехсменных школах: в лицее имени Абая – 9 случаев, в школе-лицее №3 – 14 случаев, в школе №101 – 8 случаев и в школе №264 –7 случаев.
Гигиенически рациональная, оптимальная структура занятий способствует профилактике функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, а также положительной динамике зрительных двигательных реакций, формированию позитивного психоэмоционального фона, снижению заболеваемости, сохранению высоких адаптационных возможностей в конце учебного года, повышению успеваемости. Оздоровление учебного процесса в школах находится на постоянном контроле санитарно-эпидемиологической службы.
Пресс-служба
департамента санитарно-эпидемиологического контроля
по Кызылординской области