Обучение в современном формате - «Кызылординские Вести»

Обучение в современном формате

28.08.2021

1274 0

3 9

Постепенно уходят в прошлое консервативные методы образования и традиционные специалисты. На смену им приходят профессионалы новой формации, обученные на просторах виртуального мира, в «аудиториях» электронных университетов. Сегодня современный вуз – это не только набор кафедр, библиотек, лекционных залов. Во многих казахстанских университетах идет непрерывное внедрение информационных технологий.

Создание в республике электронных университетов началось в 2008-2009 годах. Однако, прежде чем перейти к этому этапу преобразований, в стране была проделана большая работа, инициатором которой был Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев. Под его руководством также была осуществлена масштабная трансформация в сфере образования и науки в РК.

В 1997 году была разработана госпрограмма информатизации системы среднего образования. Год спустя была внедрена программа «Дарын». В 1999 году в Казахстане была введена система Единого национального тестирования для желающих получить образование в высших учебных заведениях. Через два года началась разработка программы по подготовке и выпуску учебников, учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам для системы начального и среднего профессионального образования, которая была реализована с 2002 по 2005 год. Затем были госпрограмма «Ауыл мектебi – Сельская школа», государственная программа развития образования РК на 2005-2010 годы. Также были разработаны и внедрены государственная программа развития технического и профессионального образования в РК, программа по обеспечению дошкольным воспитанием и обучением «Балапан», государственная программа развития образования на 2011-2020 годы. Структура казахстанской системы образования была приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования, рекомендованной ЮНЕСКО.

Система технического и профессионального образования в Казахстане за эти годы вошла в Туринский процесс. Это интерактивный процесс анализа политики в сфере ТиПО в различных странах на основе единого подхода. Инициирован в 2009 году Европейским фондом образования и направлен на улучшение системы профессионального обучения в странах, не входящих в ЕС.

В марте 2010 года Казахстан подписал Болонскую декларацию, став полноправным участником Болонского процесса. Это событие определило основные направления и приоритеты модернизации высшей школы Казахстана. Отметив положительные итоги реформ высшего образования Казахстана, 46 стран-участниц Болонского процесса единогласно проголосовали за вступление нашего государства в зону европейского высшего образования. В результате Казахстан стал первым центральноазиатским государством, которое удостоилось чести быть полноправным участником европейского образовательного пространства.

Стратегически важным в повышении качества образования является принятие Закона «О статусе педагога», который признает особый статус педагога, обеспечивающий условия для осуществления им профессиональной деятельности.

«Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической и общественной модернизации. Мы должны добиться предоставления качественных услуг по всей стране на уровне мировых стандартов», – неоднократно подчеркивал Первый Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в Посланиях народу Казахстана.

Важное значение для нашей страны имеет анализ опыта функционирования систем школьного образования тех стран, которые показывают высокие достижения учащихся в разных сферах знаний и эффективность национальной системы образования. Мировая табель об образовательных рангах складывается по результатам международных сравнительных исследований. Казахстанские школьники теперь принимают участие в исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS, которые позволяют отслеживать тенденции в образовании участвующих стран.

Каждый одаренный ребенок в Казахстане имеет возможность учиться по программам, соответствующим лучшим мировым стандартам. По инициативе Елбасы в 2008 году созданы Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ). За годы Независимости в Казахстане внедрена Международная стипендия Президента РК «Болашақ», благодаря которой казахстанские студенты получили возможность получить образование за рубежом.

Для создания системы стимулирования успешных школ разработана новая модель подушевого нормативного финансирования. К слову, на такую форму финансирования перешли не только государственные, но и частные школы.

Разработан и утвержден план мероприятий по продвижению трехъязычного образования. Сегодня полиязычное обучение успешно реализуется в специализированных школах сети «Дарын», Назарбаев Интеллектуальная школа, в образовательных инновационных лицеях и других учебных заведениях. Развивается международное сотрудничество в сфере образования.

Еще одним приоритетным направлением модернизации системы образования является цифровизация. В декабре 2017 года была утверждена государственная программа «Цифровой Казахстан». В рамках этой программы акцент сделан на повышение цифровой грамотности на всех ступенях образования. В условиях цифровизации образования доступ к Интернету является ключевым фактором, и он обеспечен в большинстве школ республики.

Для высшей школы Казахстана онлайн-образование становится новым этапом развития. В связи с пандемией коронавируса оно начало приобретать большую значимость во всем мире. Создается Национальная платформа открытого образования.

Анна РОМАНОВА

Читайте также: