В свете нынешнего Послания Президента Касым-Жомарта Токаева «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны преподавательский состав Кызылординского университета имени Коркыта ата обсудил новые задачи, стоящие перед коллективом.
В нынешнем Послании народу Казахстана Глава государства охватил вопросы, так или иначе касающиеся всех сфер жизнедеятельности страны. Так же, как и в Посланиях предыдущих лет, в поле зрения Президента – сфера образования и науки. В последние годы в Казахстане уделяется особое внимание повышению статуса и престижа профессии педагога, приняты реформы, направленные на повышение качества всех ступеней отечественного образования. Изменения в сфере образования касаются повышения заработной платы педагогов, снижения отчетности и освобождения педагогов от нагрузок, не касающихся их непосредственной педагогической деятельности, предъявления высоких требований к качеству учебников, изменений в кадровых вопросах, в том числе в процессе принятия педагогов на работу и назначения руководителей учебных заведений. В последние годы в стране наблюдается рост престижа педагогических профессий, растет число выпускников, выбирающих педагогические вузы, в связи с чем выросли пороговые баллы при поступлении по педагогическим направлениям, размеры стипендий будущим учителям.
На заседании, посвященном обсуждению Послания Главы государства, перед коллегами выступила ректор университета Бейбиткуль Каримова:
– В очередном Послании Главы государства поднимаются актуальные вопросы, касающиеся всех этапов обучения в системе образования. Президент справедливо отметил, что ныне, в век быстро меняющихся технологий, зачастую получаемые знания устаревают прежде, чем выпускник выйдет на рынок труда. В связи с чем перед профильным министерством была поставлена задача по быстрой адаптации учебных программ к новым реалиям. «Системе образования нужны мотивированные и квалифицированные педагоги… Ведь именно они должны быть носителями новых знаний, настоящими просветителями», – сказал Президент и поручил проводить переобучение педагогов раз в три года и при этом не допускать случаев, когда учителя проходят курсы за свой счет.
Глава государства поручил Министерству образования и науки обеспечить повышение качества высшего образования, а ответственность за должную подготовку кадров возложить на вузы, а также разработать четкие и прозрачные правила отбора и финансирования научных организаций. Отмечая роль развития науки, Президент поручил обеспечить стабильную и достойную заработную плату ведущим ученым, включив ее в базовое финансирование науки, а также внедрить прямое финансирование научно-исследовательских институтов, занимающихся фундаментальной наукой. «Серьезным барьером для развития фундаментальной науки является ограниченность грантов тремя годами. В таком коротком горизонте планирования сложно добиться каких-либо значимых результатов. Следует рассмотреть вопрос увеличения сроков грантового финансирования науки до пяти лет. Не сходит с повестки проблема объективности решений Национальных научных советов. Считаю, что назрела необходимость ввести институт апелляции. В целом, перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача – не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды», – сказал К.Токаев.
Ведущий вуз региона, Кызылординский государственный университет имени Коркыта ата, ориентирован на подготовку калифицированных специалистов для различных отраслей региона. Одно из старейших учебных заведений республики, в будущем году отметит 85-летие со дня своего открытия. Его история берет начало с 1937 года, когда на базе переведенного в Кызылорду Дальневосточного корейского педагогического института был открыт местный вуз. Его открытие стало большим событием для региона, где остро ощущался дефицит квалифицированных учительских кадров.
За долгие годы своего существования университет прошел через ряд преобразований и реорганизаций.
В годы Великой Отечественной войны на его базе функционировали эвакуированные Киевский и Харьковский университеты. В советское время Кызылординский государственный педагогический институт носил имя классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. Оно было присвоено вузу в послевоенные годы.
Уже после обретения Казахстаном независимости в процессе оптимизации вузовской системы в 1998 году к пединституту имени Н.В.Гоголя был присоединен существовавший в областном центре Кызылординский политехнический институт имени Ы.Жахаева (бывший филиал Жамбылского гидромелиоративно-строительного института), а вуз получил название Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата.
В этом году полторы тысячи выпускников по различным специальностям впервые получили дипломы университета имени Коркыта ата собственного образца.
В целом, на основе утвержденных новых профессиональных стандартов и предложений работодателей обновлено 95 образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Внедрены элементы дуального обучения по 38 образовательным программам: практические занятия проводятся в производственных цехах и лабораториях.
Обучение в университете ведется в тесной связи с практической деятельностью на основе системы дуального обучения. На различных производствах региона функционируют 91 филиал самых разных кафедр университета, причем 29 из них открыты за последние 2 года. Договоры, заключенные с предприятиями, способствуют стабильному росту числа специалистов-практиков, вовлекаемых в образовательный процесс.
Университет осуществляет тесное сотрудничество с научно-исследовательским центром Edcrunch University Московского института стали и сплавов (МИСиС) и с рядом других зарубежных вузов.
В 2020-2021 учебном году 742 сотрудника университета прошли курсы повышения квалификации. Для повышения уровня знания английского языка студентов организованы бесплатные курсы по уровням. Несомненно, эта работа увеличит количество поступающих в магистратуру и докторантуру. Достаточно привести следующие данные: если в 2020 году в докторантуру университета были приняты только 3 преподавателя, в магистратуру – 210 выпускников бакалавриата, то в 2021 году в докторантуру сдали документы 20 преподавателей, в магистратуру – 370 выпускников бакалавриата. В результате мониторинга и анализа экономики и социальных сфер жизнеобеспечения Кызылординской области выявлена потребность региона в инновационных кадрах и специалистах, что послужило стимулом для начала работы с компанией BTS Education и формирования Атласа новых специальностей области.
С целью обновления и разработки новых академических программ в этом году были проведены обучающий семинар на тему «Новая архитектоника академических программ инновационно-предпринимательского университета» и аудит академических программ с приглашением экспертов из «Ұлттық Ұстаз Онлайн Академиясы». По итогам семинара разработаны 7 инновационных образовательных программ – это «Цифровая журналистика», «Беспилотные летательные аппараты», «Финансовые технологии», «Агрохимия и агропочвоведение», «Цифровая трансформация в управлении», «Бизнес-аналитика», «Цифровой дизайн». Кроме того, подготовлены две совместные образовательные программы – «Строительный инжиниринг» при участии ЗКАТУ имени Жангир хана и «Физика» при взаимодействии с университетом Дубна РФ. Эти программы будут внедряться поэтапно.
«Самое главное – иметь востребованную на рынке труда профессию. Особенно это актуально в эпоху информационных технологий, цифровизации и компьютеризации производства. В обозримом будущем 50 процентов нынешних профессий не будут востребованы. Поэтому нужно соответствовать требованиям времени», – отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев, ставя перед системой высшего образования новые задачи.
Кызылординский университет имени Коркыта ата, входящий в десятку первых вузов, открытых в нашей стране, и имеющий 85-летнюю историю, видит свою главную миссию в цивилизованном развитии, используя новейшие технологии и методы в интересах развития экономики страны и региона. Путь к успеху нелегок, но современные требования, высокие цели, созидательный труд всегда имеют широкие горизонты.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА