У вас – товар, у нас – купец - «Кызылординские Вести»

У вас – товар, у нас – купец

04.11.2023

658 0

Ноябрь – месяц, наверное, самый подходящий для обожающих ходить по магазинам: был повод 11 числа в честь всемирного дня шопоголиков, вчера стартовал Каспи жума, который продлится три дня. Но не все казахстанцы, наверное, успеют расчехлить товары, в эти дни купленные в рассрочку до 24-х месяцев, – в третьей декаде ожидает так называемая «черная пятница» – Black Friday.

Напомню, с 3 по 5 ноября в стране вновь проходит праздник шопоголиков от Kaspi.kz. Как анонсировали организаторы, в интернет-магазине банка представлялось свыше 4,5 миллиона товаров с бесплатной доставкой. Покупателей ждут сотни тысяч магазинов по всей стране, в числе которых известные бренды.

Наверное, в нашей стране нет ни одного работающего человека, который в эти дни не купит что-то в рассрочку или не оформит кредит. Пока держусь, но кто знает… Акция только началась. Помню, как на исходе прошлогодней не сдержался и оформил, как мне показалось, современные электроприборы для бритья и стрижки. Хоть они мне сто лет были не нужны, обходился прекрасно и без них, механическими. А затем через месяц-другой в одном из бутиков на «старом базаре» увидел точно такие же, но дешевле процентов на 20-30. Словом, маркетинг не дремлет, он тонко играет на человеческой психологии. Нам, потребителям, нравится выходить в магазин «на охоту» за удачными покупками, испытываем азарт и удовольствие от своего «трофея», зачастую даже не задавая себе вопрос: «Действительно ли мне нужен этот товар?». Но самое забавное в этой ситуации в том, что на самом деле выходят на охоту не покупатели, а продавцы и маркетологи.

Пятицентный король

Теперь к Black Friday. Почему акция в общем радостная, имеет такое мрачноватое название? Наберётся десяток историй возникновения легендарной распродажи. Считается, что первая акция «Чёрная пятница» была связана с обвалом золотого рынка в 1869 году. Есть и другие варианты происхождения, связанные с биржевыми кризисами разных лет XIX века. Но основоположником часто называют Фрэнка Вулворта. Застенчивый паренек никак не мог научиться общаться с покупателями. Однажды он просто выложил товары на прилавок с табличкой «Всё по 5 центов» и спрятался за кассой. Продажи за день выросли в шесть раз. Вулворт вечером захлопнул дверь магазина — и больше там не появлялся. Он открыл своё маленькое дело, которое позже выросло в крупную торговую сеть с фиксированными ценами.

Позже американские бизнесмены заметили, как растёт покупательская способность пос-ле Дня Благодарения, отмечающегося в последний четверг ноября. Люди активно заготавливали подарки к Рождеству. Чтобы увеличить выручку, предприниматели решили последовать примеру Вулворта и порадовать клиентов существенными скидками. Появилась распродажа «чёрная пятница», которая всегда начинается после Дня Благодарения — в полночь.

Еще одна версия происхождения названия связана с тонкостями ведения американского бухучета. Убыток отмечался красными чернилами, прибыль – черными. Конечно, в «черную пятницу» об убытке не было и речи, поэтому черные чернила в этот день были самыми востребованными.

Думайте сами, решайте сами

К сожалению, не всегда распродажи в магазинах проходят гладко. С Black Friday, например, связано много необычных случаев. Желание сэкономить иногда доходит до абсурда. Например, в 2009 году двое покупателей из немецкого города Ахен подрались за пус-тую тележку. Конфликт дошёл до рукоприкладства, люди кидались друг в друга консервами и палками колбасы. В итоге они заплатили штраф, затем отправились в травмпункт.

Интересный случай произошёл в Китае. Чтобы избежать аварий на дорогах, в 2015 году во время «черной пятницы» власти запретили использовать транспорт. Под запрет попали даже трехколесные велосипеды. Службы доставки не справлялись с нагрузкой. В итоге курьеры оседлали лошадей.

Нашим соотечественникам повезло. Появление распродажи в стране совпало с развитием маркетплейсов – платформ для электронной торговли. Он бережёт время и сохраняет нервные клетки. Нет необходимости сражаться за тележки или превращаться в наездников.

Все же не стоит, дорогие читатели, терять бдительность и спешить потратить деньги. Польза от распродаж для потребителя, безусловно, есть, но лишь тогда, когда он приобретает то, что ему действительно нужно. Если же все-таки решили участвовать в распродажах, то нужно заранее проанализировать исходные цены и скидки разных продавцов на интересующие товары. В противном случае – высока вероятность, что даже со скидкой переплатите, поскольку как ни крути везде есть вероятность манипуляции со скидками. Некоторые сети в день самой акции завышают цены, потом сообщают о том, что они продают значительно дешевле. Это стандартная модель, причем мировая. Самое главное – в этой акции нет никакого обмана, все честно. Как утверждают маркетологи, «мы не обманываем, потребитель сам обманываться рад!».

Важно помнить, что деньги, которые мы необдуманно спешим потратить, – это эквивалент потраченного нами труда, нашего здоровья, а главное – времени. Можно время превратить в деньги, но за деньги время купить невозможно. «Один раз живем!» – убеждает себя потребитель, приобретая модный брендовый товар в кредит сроком на полгода. Однако ни одна дорогая покупка не может стоить дороже, чем полгода вашей жизни, которые могли бы потратить на друзей и родных.

Легендарный Филип Котлер писал в своих книгах: «Не доверяйте скидкам!». Доверяйте Филипу Котлеру, который это написал, ведь это он придумал маркетинг.

Кайрат КЕТЕБАЕВ

Читайте также: