В рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2025» проводится учебный курс «Бизнес-школа». Как показывает практика, на сегодня он стал одним из самых востребованных у кызылординцев. Предпринимателям разъясняют основы бизнеса и дают общее направление, так что для тех, кто не знает, какой именно проект им подходит, это уникальная возможность.
Немало тех, кто уже начал свое дело после обучения на этом курсе. В их числе – житель Жалагашского района Асылхан Балмаханов, который открыл цех по производству хозяйственного мыла и не прогадал. Как известно, идея мыловарения не нова, но взяться за выпуск товара, которым заполнены магазины любого населенного пункта, было рискованно. Сделать ставку можно было разве что на качество и цену. Именно так решил поступить молодой предприниматель. По образованию он экономист. Несколько лет работал по своей специальности в различных государственных учреждениях и при участии в тендерах заметил, что большим спросом на рынке пользуется хозяйственное мыло.
-Начал изучать рынок. Выяснилось, что в нашей области только считанные предприниматели занимаются производством этого товара, — рассказывает молодой предприниматель. – Во время участия в тендерах заметил, что организации области в основном приобретают хозяйственное мыло у производителей соседних регионов. Вот и подумал, а почему бы не открыть свой цех.
Решил рискнуть. Имел только идею и расчеты для этого бизнеса. Задавшись вопросом, где взять необходимые средства на приобретение оборудования, аренду помещения, первоначальную закупку сырья, он обратился в областную Палату предпринимателей. Здесь ему посоветовали пройти обучение азам предпринимательства на курсе «Бизнес-школа». После окончания, в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2025», он принял участие в конкурсе и выиграл безвозмездный государственный грант в размере двух миллионов тенге. На эти деньги купил необходимое оборудование и сырье.
Жалагашский предприниматель демонстрирует оборудование и рассказывает, что хозяйственное мыло, которое он выпускает под брендом «Береке», проходит несколько производственных этапов. На первом жиры варят, позже высушивают, затем прессуют и нарезают. Вес каждого куска — 250 граммов. Качество готовой продукции ни в чем не уступает привозной, уверяет производитель.
Свое производство Асылхан запустил в начале нынешнего года. При производственной мощности цеха 1500 штук в сутки, он пока выпускает 600. Поскольку он не единственный производитель подобной продукции в Казахстане, приходится конкурировать с коллегами из Караганды и Шымкента. Впрочем, по его словам, на этом рынке не так уж тесно. Начинающему предпринимателю удалось найти свою нишу, он реализует товар в магазинах и на оптовых рынках области. Понимая, что розничная торговля на старте проекта необходимого толчка развитию бизнеса не даст, решил сразу делать ставку на крупных потребителей. А для этого необходимо участие в тендерах, чем предприниматель сейчас и занимается. С получением заказов он выйдет на полную мощность производства.
Как говорится, спрос рождает предложение. Продукция жалагашского предпринимателя соответствует государственному стандарту. Качество проверяется, цены старается держать ниже рыночных. Останавливаться на достигнутом не намерен. Запустив производство, пусть и небольшое по объемам, но стабильное в условиях местного рынка, он планирует увеличить объем и ассортимент выпускаемой продукции.
— Грант стал большим подспорьем для меня. Впереди большие планы, остается только их реализовать, — с улыбкой заключает Асылхан Балмаханов. — Хочу производить жидкое мыло, шампуни, порошки и другие подобные средства, включая бытовую химию. Для этого планирую получить участок в индустриальной зоне, что на окраине поселка.
Асылхан отвергает мифы о том, что на начальном этапе предпринимателям тяжело, с этим он не согласен, поскольку с такими проблемами не сталкивался. Главное, резюмирует он, надо искать и находить себя в предпринимательстве. Необходимо умело пользоваться государственной поддержкой и начинать дело, которое по плечу.
Как отмечают в областной Палате предпринимателей, особый интерес к госпрограммам проявляют именно в сельской местности. Получив азы ведения бизнеса и финансовую помощь от государства, сельчане имеют большую возможность для реализации собственных проектов. А это твердый шаг в будущее.
Наталья ЧЕРНЕЙ