Родник Аскербека — «Кызылординские Вести»

Родник Аскербека

28.07.2022

880 0

Прошло два года, как ушел из жизни замечательный поэт, талантливый журналист и чуткий руководитель коллектива областной газеты «Сыр бойы» Аскербек Рахимбеков, посвятивший всю свою сознательную жизнь Слову, Поэзии и донесению до населения Сыра о событиях в мире, стране и регионе.

Он не дожил до своего 80-летия два года, но оставил после себе заметный позитивный след в истории области, в сердцах поклонников и почитателей своего таланта, многих жителей Приаралья по его выступлениям на радио, на литературных вечерах, по статьям и заметкам в областной газете «Ленин жолы», затем и в «Сыр бойы», где он был и корреспондентом, и заместителем главного редактора, и главным редактором. В целом свыше трети века своей сознательной жизни он посвятил развитию главной газеты Приаралья.

Казахстанский поэт Кадыр Мырза-Али когда-то сказал: «Поэту необходима и мудрость, и чуть-чуть строптивость…». А вот журналисту также необходимы и мудрость, и строптивость, острота ума и жизненного восприятия. И находчивость – тоже.

Именно этими чертами и обладал А.Рахимбеков, который родился и вырос на благодатной земле – в ауле Когалыколь. Земля, где была перерезана его пуповина (22 марта 1942 года), была щедрой на замечательные творческие личности. Например, имя духовного просветителя Кулболды Ишана, несшего людям духовность и знания в 18-19 веках на этой земле, далеко известно за пределами Сыра.

Здесь в местечке Хан ауылы Сырдарьинской губернии (ныне Когалыколь) в 1880 году родился видный педагог-просветитель Коныркожа Ходжиков, который в 1905-1906 годы с помощью волостного бия Мунайтбаса Лапина открыл здесь четырехлетнюю школу европейского образца. В 1912 году написал «Әліппе» на чагатайском (староказахском) языке, которое было издано в Оренбургской типографии «Т-во Каримова, Хусаинова и К-о», что явилось настоящим прорывом в истории национальной педагогики. Его союз с Латифой Лапиной принес Казахстану творческую династию Ходжиковых (Кожахмет – художник, создатель карикатуры и плаката, Кулахмет – художник театра и кино, участник ВОВ, Нурахмет – скульптор, участник ВОВ, Султанахмет – кинорежиссер), внесшую неоценимый вклад в сокровищницу культуры Казахстана.

Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Казахстана Сабира Майканова, которую величали Матерью казахского театра за образы, созданные ею на сцене театра имени М.Ауэзова за 60 лет, заслуженный артист Казахстана, певец Аскербек Енкебаев, виртуозно исполняющий произведения под собственный аккомпанемент домбры, родились и провели детские годы на этой благодатной земле.

На берегах Когалыколь и Кошимколь родилось немало будущих ученых, учителей, юристов, инженеров, финансистов, экономистов, журналистов, которые внесли немалый вклад в социально-экономическое развитие Приаралья, на высоком профессиональном уровне исполняя свой гражданский долг. Некоторые из них возглавляли отрасли и регионы области.

Эта земля, наполненная высокой духовностью нации, одарила талантом и любовью к Слову Аскербека Рахимбековича. Здесь он окончил среднюю школу, начал свою трудовую деятельность рядовым колхозником, затем поступил в Кызылординский педагогический институт имени Н.В.Гоголя, который окончил в 1965 году по специальности «учитель казахского языка и литературы». Проработал педагогом всего лишь два месяца в Жамбылской области, а потом его целиком и всецело поглотила журналистика – своеобразный социальный двигатель, «золотое звено» во взаимоотношениях общественности и властных структур.

В 1965-1969 годы – литературный сотрудник, завотделом районной газеты «Сырдарья», в 1969-1971 годы – корреспондент, редактор областного радио, в 1970-1980 годы – корреспондент газеты «Ленин жолы».

Неравнодушного по призванию человека с пером и микрофоном руководство области заметило и рекомендовало ему пополнить свой багаж знаний и профессиональных навыков на журналистском отделении Алматинской высшей партийной школы.

Проучившись здесь два года, в 1982-1985 годы он работает инструктором обкома партии, где мы тесно взаимодействовали, работая бок о бок в одном отделе. Позже его выдвинули на должность заместителя главного редактора областной газеты «Ленин жолы» (1985-1991 годы), затем был редактором (1991-1996 годы), заместителем редактора (1996-2007 годы) областной газеты «Сыр бойы», практически около четверти века был у руля этого издания. Именно благодаря его усилиям 24 сентября 1991 года газете вернули первоначальное название «Сыр бойы», которое было закреплено за этим печатным органом более 60 лет назад, в 1929 году.

Работая в одном структурном подразделении областного комитета партии, обратил внимание на одну особенность в работе А.Рахимбекова. Если мы, работники отдела, ограничивались обобщением представленных информаций с мест, то он пытался выудить из них какую-то новизну, изюминку, что станет интересным не только для вышестоящих органов и должностных лиц, но и для рядового гражданина, читателя.

Стиль его изложения какого-либо материала (информация, тезисы выступления и др.) всегда отличались от наших, готовились на простом, добротном и понятном языке. Поэтому, не случайно, секретарь обкома партии Даурхан Айдаров окончательную шлифовку докладов, выступлений, статей руководства области в журналы и газеты на казахском языке доверял Аскербеку Рахимбековичу.

Редактор с великой осторожностью относился к слову, требовал от коллег бережного отношения к языку, высокого профессионализма и глубокой проработки готовящихся материалов, основательно вникать в суть проблемы.

Помимо того, что был хорошим редактором-стилистом, А.Рахимбеков обладал хорошими организаторскими способностями. Подбирал кадры в газету на основе их профессиональных данных и творческого потенциала, старался сочетать в коллективе число опытных журналистов и молодежи.

Асекен своим личным примером, профессиональным отношением к делу давал своеобразный мастер-класс молодым коллегам. С этим на страницах газеты «Сыр бойы» делился известный акын Дуйсенбек Аяшулы, который работал под его началом корректором, корреспондентом. Отмечал, что не было никаких нравоучений и показательных уроков, все делалось без всякой суеты и шумихи. От молодых журналистов всегда требовал порядочности и искренности, работать не ради престижа и известности в обществе, а во благо Отчизны и земли, где живешь и работаешь.

Многие жители области знают Аскербека Рахимбекова не только как журналиста, но и прекрасного поэта, издавшего немало лирических произведений. В их числе – «Тұсаукесер», «Тұлпар туралы дастан», «Ғашық жүрек», «Айдынан айрылған», «Аралым-ай», «Алтын арай», «Тұлпарлар тағдыры», «Жыраулар», «Тағдыр дастан», «Ғұмырдария», «Ақ махаббат», «Жүрек жылуы», «Махаббат дастаны» и другие.

В его стихах сквозит Любовь во всех её проявлениях. Искренние, неподдельные чувства проникают в душу, волнуют. Только красота, любовь спасали мир. В нашей суетной жизни, чтобы помнить об этом, мы обращаемся к поэзии. Чувствительные стихи Асекен – это своеобразный родник, который дает живительные соки людям, заставляет задуматься о смысле жизни, о сохранении природы в первозданном мире. Так, в стихотворении «Құлагерлер, қайдасың?» он с болью пишет:

Құлагерлер құла дүзде құлаған,

Қайсың барсың жаның ашып жылаған?

Құлалардың қайта өзін сынаған,

Ей жас тұлпар, жау жаныңда жүр аман.

По его стихам были написаны музыкальные произведения – песни, которые исполняют известные артисты страны. Например, песня «Келінге өсиет» в исполнении Гаухар Алимбековой стала визитной карточкой практически всех казахских тоев, видеоролик песни «Жүрегімде жүрсің сен» в исполнении самобытной певицы Наркенже по популярности превысило 10 миллионную аудиторию.

Я не филолог и знаток поэзии, но, на мой взгляд, стихи Асекен сродни произведениям Мукагали Макатаева, которые вызывали и вызывают у читателей и слушателей сострадание, сопереживание, милосердие, боль за людей, окружающий мир. Поэзия Аскербека Рахимбековича, по моему мнению, требует дополнительного изучения ученых, культурологов, музыкантов, и, очевидно, еще появятся немало исследований о его творчестве, музыкальных произведений на его стихи.

Аксакал журналистики Кайырбек Мырзахметов (Қаиыр Қорасани), работавший вместе с А.Рахимбековым в газете «Сыр бойы» много лет, говорит следующее:

«Мы с Аскербеком жили в одном ауле по соседству, наши дома стояли рядом, его отец был бухгалтером в колхозе. Учились мы с ним тоже в одной школе, но в разные годы. Любовь к поэзии и творчеству заложил ему учитель казахского языка Жылгельды Жукеев.

Он со своими стихами выступал перед нами, журналистами газеты, прежде чем выйти на широкую публику. Его стихи были лирическими, в основном посвящались любви, родной земле и жизни.

Как редактор, он работал в самые тяжелые годы, когда решалась судьба становления независимого суверенного государства. Закрывались производства, инфляция галопировала до сотен раз, заработная плата населению выплачивалась с большими задержками. И в этих условиях он вел себя как дипломат: не обострял ситуацию в коллективе, со всеми журналистами у него были ровные отношения. Они не подвергались дисциплинарным взысканиям, в коллективе царила здоровая морально-психологическая атмосфера. По прошествии времени, полагаю, что это был взвешенный курс тогдашнего главного редактора.

Когда у газеты возникали финансовые проблемы, связанные с закупом бумаги извне, проявлял себя настоящим бойцом. К примеру, однажды побывав на приеме у главы региона Сеилбека Шаухаманова добился выдачи редакции трех вагонов риса, что и обеспечило бесперебойную работу издания в этот непростой период».

Асекен начал декламировать свои стихи перед аудиторией еще в студенческие годы, о чем поведал мне Абдижалел Бакир, окончивший Кызылординский пединститут на два года раньше него. Об этом рассказывала мне и Раушан Мусафирова, учившаяся в Алматинской высшей партийной школе в те же годы, что и он.

– Слушатели партшколы всегда тепло встречали выступления А.Рахимбекова перед своими сокурсниками, давали высокую оценку его лирическим произведениям, – подчеркивала она.

 В Кызылорде Аскербек Рахимбекович несколько раз выступал со своими творческими вечерами в Доме политпросвещения, драмтеатре имени Н.Бекежанова, на местном телевидении. Приезжавшие в область поэты, такие как Фариза Онгарсынова, Туманбай Молдагалиев, Иран Гайып первым делом искали своего коллегу по творчеству А.Рахимбекова.

Асекен любил айтысы, не пропускал их, нередко входил в составы жюри, сам импровизировал. Вспоминаю, как в начале 80-х годов, в один из пятничных июльских вечеров июля несколько работников обкома партии, среди которых были и мы, решили выпить холодного пива в ресторане «Лето» (старожилы областного центра должны помнить это заведение) в городском парке. По дороге, на центральной аллее нам повстречались ветераны, наши уважаемые аксакалы Орман Нурхабаев и Мадемхан Жанибеков. Мы пригласили их пойти с нами, но они вежливо отказались. Взял инициативу в свои руки Аскербек и прочитал четверостишье, с иронией задевая аксакалов. Не остался без ответа и острый на язык Орекен. Здесь же завязался импровизированный батл в стихах, победителем которой стал молодой журналист. Ветераны, смирившись со своим «поражением», составили нам компанию.

Выйдя на заслуженный отдых, А.Рахимбеков активно продолжал свою творческую деятельность, в 2007-2009 годах работал в редакции библиотеки «Сырдария», которым было выпущено свыше 200 томов произведений творческих людей земли Сыра. Был советником редактора газеты «Сыр бойы», возглавлял ветеранскую организацию ТОО «Сыр Медиа».

Где бы не трудился А.Рахимбеков, его всегда отличали порядочность, ответственность за порученное дело, скромность. Был деликатным с окружающими, никогда не замечал за ним стремлений возвыситься в карьерной табели о рангах. Не хотел обращать внимание властных структур и общественности к своей персоне, всегда работал опираясь только на свои силы и творческий потенциал. Не скрою, был крайне удивлен, что не нашел его фамилию среди издателей и редакторов библиотеки «Сырдария», хотя вся черновая работа по подготовке книг к печатанию выпала на него…

Творчество и трудовая деятельность Асекен нашли всеобщее признание. Награжден медалями СССР и Республики Казахстан, Почетной Грамотой Верховного Совета Казахской ССР, получал литературные премии и другие награды.

Всегда надежной опорой были супруга Сабира, дети и внуки, которые теплом своих сердец вдохновляли его на созидание и творчество. К сожалению, жена – муза Асекен, которой он посвятил немало своих стихов, ушла из жизни в начале 90-х годов.

Считаю, было бы правильно воспринято общественностью низовий Сыра, если одну из улиц Кызылорды назвать именем члена Союза журналистов РК, поэта Аскербека Рахимбекова, внесшего большой вклад в духовное развитие нации.

Кенес Махамбетов,
ветеран труда, г. Нур-Султан

Читайте также: