Реконструкция подходит к финишу — «Кызылординские Вести»

Реконструкция подходит к финишу

06.10.2022

392 0

Реконструкция Кызылординского гидроузла, стартовавшая ровно два года назад, подходит к финишной прямой.

Напомним, одно из уникальных гидротехнических сооружений Казахстана не ремонтировалось со дня его сдачи в эксплуатацию в 1956 году. Объект был построен по проекту института «Средазгипроводхлопок». Он предназначен для орошения 120 тысяч гектаров и обводнения порядка двух миллионов гектаров пустынных земель на левом и правом берегах реки Сырдарьи.

Гидросооружение обеспечивает водой 250 тысяч сенокосных угодий и пастбищ в Кызылорде, Сырдарьинском, Жалагашском и Кармакшинском районах. Особенность плотины в том, что она расположена на мелкозернистых песках, обладающих плывунными свойствами. Редко, где строят гидросооружения на плывунах, в мире насчитывается лишь несколько таких объектов. В мае 2022 года гидроузлу присвоено имя заслуженного гидротехника Казахстана, Почетного гражданина Кызылординской области, внесшего значительный вклад в развитие водного хозяйства Приаралья, Сабыра Арыстанбаева.

Построенная в тяжелые послевоенные годы плотина более чем за шесть десятилетий пришла в упадок. В связи с длительной эксплуатацией оросительной системы все подпорные и головные сооружения и регуляторы были изношены, заилены песками, заросли водорослями. Оборудование не обеспечивало безотказную работу щитовых устройств, подъемных механизмов. Наблюдалась повышенная фильтрация и потеря воды на участках. Все это ухудшало обеспечение поливной водой и эффективность орошаемых земель.

По словам специалистов, за эти годы здесь проводился лишь мелкий текущий ремонт отдельных участков. Но это, конечно же, не спасало ситуацию. Еще со времен СССР на определенных участках здесь периодически проводятся обследования. В последние годы допустимые пределы изменений в показателях достигли критических отметок. Два года назад специалисты гидроузла провели капитальное исследование плотины. Водолазы обследовали дно левобережного магистрального канала (ЛМК). Даже невооруженным взглядом были видны трещины в сооружении, к примеру, на участках соприкосновения железных конструкций с бетоном, значительно расходились бетонные швы.

Руководство областного филиала РГП «Казводхоз» забило тревогу и вышло с предложением о проведении незамедлительной реконструкции гидроузла в вышестоящее республиканское ведомство. Промедление было смерти подобно, поскольку критическая ситуация на плотине могла нанести непоправимый урон хозяйствующим субъектам региона. Только левобережный магистральный канал, более известный старшему поколению кызылординцев, как Чиркелийский, обеспечивал поливной водой более 60 процентов всех рисовых угодий области. Ситуация угрожала жизни более 300 тысячному населению областного центра, а также допускалась вероятность затопления 38 населенных пунктов области, расположенных в нижнем русле реки. Учитывая все эти обстоятельства, важный и значимый для жителей Приаралья проект реконструкции гидроузла был включен в Комплексный план социально-экономического развития Кызылординской области на 2019-2022 годы.

Ситуацию ухудшило и непрерывное с момента пуска плотины движение автотранспортных средств через этот объект. Ведь по проекту это не часть автодороги, а верхний пролет гидросооружения. Он предназначен не для автомашин, а только для эксплуатации обслуживающих плотину кранов и специальной техники. Из-за его аварийного состояния семь лет назад здесь было прекращено движение всех видов транспорта.

Гидроузел включает левобережные и правобережные шлюзы-регуляторы для подачи воды в магистральные каналы. Железобетонная водоподъемная плотина доковой конструкции держится на металлических шпунтах, заглубленных на восемь метров. Плотина имеет пять пролетов по 16 метров каждый, перекрываемых сегментными затворами и аварийно-ремонтными шандорами. Левобережный регулятор имеет два яруса: верхний — для забора воды в ЛМК, и нижний – для отвода наносов и сброса воды в нижний бьеф. Оба яруса имеют по шесть пролетов. Общая протяженность левобережного магистрального канала – 142,4 километра. Расчетный расход – 226 кубометров воды в секунду. Правобережный регулятор спроектирован по аналогии с левобережным. Его пропускная мощность – 110 кубометров в секунду.

Общая стоимость проекта «Реконструкция Кызылординского гидроузла. 1-ая очередь» — более 3,2 миллиарда тенге, в том числе строительно-монтажных работ — 2,6 миллиарда тенге. Автор проекта — областной филиал РГП «Казводхоз» — в прошлом году разработал проектно-сметную документацию, которая получила положительное заключение государственной экспертизы. Генеральный подрядчик — ТОО «CaspianContrаctorsTrust» (Астана).

В апреле прошлого года во время посещения автора этих строк на гидроузел здесь полным ходом шла работа на левобережном магистральном канале. Как отметил руководитель проекта ТОО «CaspianContrаctors Trust» Кайрат Ибраев, на тот момент были проведены демонтажные работы и заливка бетона.

— Когда мы только приступили к ремонту, в полуразрушенном состоянии были все бетонные строения, — отметил генподрядчик. — Мы демонтировали железобетонные плиты, металлоконструкции, направляющие и разделительные стены, днище, откосы. В рамках реконструкции также завершено строительство гаража.

По словам К.Ибраева, на сегодня на гидроузле установлено все гидромеханическое оборудование. Отремонтированы подстанция, эстакада подъемных механизмов. Построены две насосные станции, два гидропоста (на ЛМК И ПМК). В весенний период с началом поливного сезона работы в подводной части гидросооружения были приостановлены, они велись только на верхней. В рамках проекта реконструкция ЛМК завершена весной прошлого года.

— На очереди — ремонт верхнего пролета гидросооружения, — продолжил генподрядчик. – Здесь старое бетонное и асфальтовое покрытие заменят новым. Также установят ночное освещение, металлические и бетонные ограждения.

На объекте работает полсотни местных специалистов, используются строительные материалы местных производителей. Здесь задействован ряд субподрядных компаний, такие как ТОО «КТСС», «КZ-Заман», «Энергосервис-КZ» и другие. На сегодня из средств, предусмотренных на строительно-монтажные работы, освоено более двух миллиардов тенге.

Технический надзор и контроль над качеством работ осуществляет ТОО «Жоба-Құрылыс-Орталығы». Наряду с этим ремонт объекта находится под постоянным наблюдением авторов проекта. Каких-либо нарушений пока не выявлено.

Проект по реконструкции гидроузла планируется завершить до конца 2022 года. Специалисты надеются, что обновленный левобережный магистральный канал улучшит работу по обеспечению поливной водой посевных угодий.

Ботагоз АЖАРБАЕВА
Фото автора

Читайте также: