Сейчас в Кызылорде заведения общественного питания могут принимать посетителей до 20.00 часов. На два часа дольше, до 22.00 часов, разрешена работа летних площадок и террас. Такой режим работы был введен главным санитарным врачом области после того, как 22 апреля текущего года Кызылординская область по распространению коронавируса оказалась в «красной» зоне. Свое недовольство владельцы ресторанов и кафе высказали в ходе встречи с руководителями областной Палаты предпринимателей.
– Все мы знаем, что эпидситуация в регионе ухудшилась из-за того, что учебные заведения были переведены в офлайн-формат, – не скрывала своего возмущения предприниматель Акмарал Абдразакова. – Именно по этой причине в регионе резко возрос процент заражаемости коронавирусом среди детей и работников сферы образования. Почему из-за последствий необдуманных решений должны страдать владельцы заведений общественного питания?
Как говорит большинство предпринимателей, которые пришли на встречу, в их работе не обойтись без поваров, официантов и технического персонала. Закономерно встает вопрос: как будет оплачиваться их труд? Раз люди вышли на работу, они хотят получать зарплату полностью и их требования вполне объяснимы. Тарифы на коммунальные услуги, цены на продукты питания растут с каждым днем. Из-за ограничения времени работы заведений, последние теряют выручку, а зарплату владельцы заведений вынуждены платить в полном объеме, иначе будет потерян персонал.
Люди, которые пришли на встречу, также высказались по поводу высоких тарифов по коммунальным платежам. Так, например, в том же Атырау и Мангистау цена на природный газ составляет в среднем 8-9 тенге за 1 кубометр, а в Кызылорде, который также является нефтяным регионом, она равна 18,6 тенге. Цена на электроэнергию в Кызылорде также выше, чем в других регионах. Директор Палаты предпринимателей Галымбек Жаксылыков пообещал проработать данный вопрос с соответствующими органами и сообщить о результатах.
Пустые залы ресторанов и кафе – такова нынешняя реальность ресторанного бизнеса. Нет клиентов – нет доходов, а это влечет за собой банкротство, неуплату аренды, увольнение работников. Пандемия оказала свое негативное влияние на все сферы деятельности, но в числе наиболее пострадавших оказались предприятия общественного питания. И если небольшие кафешки умудряются как-то выживать, то крупные рестораны вынуждены закрываться. Правда, заведениям общепита разрешили работать на доставку, но далеко не все они сумели наладить этот процесс. А многие владельцы ресторанов говорят, что доставка не приносит реальной прибыли. Это всего лишь маркетинговый ход, который еще нужно раскрутить. К тому же надо отдавать часть прибыли Службе доставки. Учитывая, что Кызылорда – город небольшой, доставка еды на дом здесь не так популярна.
Одно из заведений общественного питания, пользующееся популярностью у кызылординцев, – кафе «Кореяна». Среди ресторанов и кафе города оно давно стало фаворитом. Обычно здесь всегда бывало многолюдно, так как можно было отведать прекрасно приготовленные разнообразные блюда корейской кухни. Он открылся в начале 2000-х и занимал небольшой одноэтажный дом. Ныне владельцы сумели поставить дело на широкую ногу, возвели новое здание в два этажа.
Администратор кафе Олег Ли в сфере ресторанного бизнеса с шестнадцати лет. По профессии он программист. Несколько лет работал в ресторане в Москве, вернулся в Кызылорду и устроился в «Кореяну». Сейчас ему 33 года и он считает, что он нашел себя именно в этой сфере.
Во время первой волны пандемии заведение закрылось. Была растерянность, люди не знали, как себя вести в этой ситуации. Была реальная опасность заражения персонала. Кроме основного штата – администраторов залов, поваров, были официанты, которыми, в основном, работали студенты.
Тогда, во время первой волны, они по причине онлайн-обучения разъехались по домам. Остальной штат сотрудников распустили, раздав им все продукты, оставшиеся на складе.
– В этом году в очередную волну пандемии мы уже приобрели определенный опыт, кафе работает, принимает посетителей, – говорил О. Ли. – Сейчас практически нет прибыли, а стало быть, заведение работает себе в убыток. Не имеет значения, сколько посетителей – один стол или полный зал. Мы потеряли более 80 процентов клиентов, но расходы все те же. Кухня работает, тратится электроэнергия, вода. Сохранить все рабочие места не удается, работаем только для того, чтобы содержать персонал и еще платим налоги.
В областном департаменте госдоходов информацию о том, сколько поступает налогов от заведений общепита, предоставить отказались. Причина, надо полагать, в том, что это один из самых непрозрачных видов деятельности, где не принято показывать доходы и официально нанимать сотрудников, хотя это еще и довольно влиятельная отрасль сферы услуг.
В Кызылорде зарегистрировано 128 ресторанов вместимостью от 250 человек и более. До пандемии они зарабатывали за счет свадеб и других семейных торжеств с большим количеством приглашенных. Теперь же большая их часть вынуждена повесить замки на двери своих заведений и распустить персонал. В качестве альтернативы рестораторам предложили перепрофилировать деятельность своих
заведений.
Власти признают, что пандемия стала сложным периодом для многих предпринимателей региона. Только в период ее первой волны пострадало порядка 70 процентов субъектов предпринимательства, работу приостановили около 10 тысяч предприятий розничной и оптовой торговли, гостиничного бизнеса и общественного питания. Это повлекло снижение экономической активности бизнеса, сокращение рабочих мест и объемов производства. Для поддержки предпринимательства были предоставлены налоговые послабления, отсрочки платежей, возможность рефинансирования кредитов на льготных условиях.
По словам руководителя областного управления предпринимательства и туризма Фердоуси Кожабергенова, в рамках Плана экономического развития региона до 2023 года идет работа по переориентированию субъектов ресторанного бизнеса. Сейчас в некоторых зданиях ресторанов появились детские площадки, птицефабрики, медпункты и магазины стройматериалов.
– Мы регулярно проводим беседы с представителями МСБ и объясняем сложившееся положение, – говорит чиновник. – Благодаря перенаправлению сферы бизнеса есть возможность трудоустроить безработных кызылординцев. Предприниматель из Аральска Акыл Садуакасов в 2003 году открыл в родном городе ресторан «Акниет». Заведение располагалось в центре города и пользовалось популярностью у местных жителей. Поступали заказы на проведение тоев по случаю свадьбы, «кыз узату», юбилеев и других семейных торжеств. Тойхана приносила владельцу стабильный доход, пока не закрылась из-за пандемии. – Чтобы как-то выйти из создавшегося положения, пришлось переоборудовать помещение под магазин и сдать его в аренду. Сегодня здесь можно купить продукты питания, одежду. Работают десять человек. Благодаря этому удается вовремя выплачивать платеж по кредиту, – говорит Акыл Садуакасов. Примеру А.Садуакасова последовали также владельцы аральских ресторанов «Алмаз» и «Хан шатыр». Переоборудовав помещения под магазины, местные предприниматели также сдали их в аренду, чтобы иметь возможность выплачивать кредиты.
В 2018 году в поселке Жосалы Кармакшинского района супруги Медеуовы открыли тойхану «Малика ана». Пока не началась пандемия, дела шли неплохо. Но когда из-за карантина заведение пришлось закрыть, возникли трудности с выплатой кредита. В начале года предприниматели открыли пекарню, но дохода она не принесла. Как говорит владелец заведения Сактапберген Медеуов, электроэнергия, зарплата работникам, сырье – все обошлось в копеечку. Кроме того, нет рынка сбыта. В поселке есть предприниматели, которые уже не один год занимаются выпечкой хлеба и хлебобулочных изделий, у них давно налаженное производство. Медеуовы никак не могли с ними конкурировать, и потому пришлось пекарню закрыть. Новое здание тойханы сейчас пустует, а старое отдали под детский спорткомплекс. Арендаторы оборудовали здесь батуты, качели для детей.
Предприниматель Алма Ерназарова несколько лет назад открыла в областном центре ресторан «Улытау». Предприятие было прибыльным, пока не наступил кризис, связанный с пандемией. Чтобы выплачивать кредиты, женщина решила открыть производство по розливу соков и компотов. Стоимость проекта составила 32,5 миллиона тенге. Местная социально-предпринимательская корпорация «Байконур» пошла ей навстречу и вызвалась предоставить необходимое оборудование. Женщина даже съездила в Алматы, чтобы ознакомиться с производственным процессом завода по производству безалкогольных напитков «Макси-чай». Переоборудовать помещение ресторана она не хочет и не может, так как здание заложено в банке. Планировала открыть цех во дворе своего дома, но все уперлось в финансы. Побывала в нескольких банках и везде ей отказали в выдаче кредита.
В целом, проблемы у многих предпринимателей схожи. Главная при-чина – в их закредитованности. Чтобы удержаться на плаву, они набрали кредитов, а имущество, в том числе и жилье, – заложено. В этой ситуации многие субъекты малого бизнеса не видят света в конце коронавирусного тоннеля. К тому же Алма не уверена, что сумеет получить выгоду от этого предприятия.
– Напитки, соки в большом количестве покупают устроители различных крупных застолий и торжеств. Сейчас карантин, увеселительные мероприятия под запретом, следовательно, где гарантия, что я смогу найти покупателя, – считает предприниматель. И в этом, несомненно, есть свой резон.
Владельцы ресторанов и кафе оказались в сложной ситуации. Из-за пандемии введен ряд ограничений: сократили время работы, в залах можно принимать ограниченное количество людей, да и посетителей поубавилось. Многие были вынуждены закрыться, часть работает только для того, чтобы содержать персонал, а выручка покрывает только заработную плату сотрудников. У многих предпринимаетелей образовались долги по коммунальным платежам и кредитам.
В целом, на сегодня перепрофилировали свою деятельность порядка полутора десятков заведений общественного питания. Надо отметить, что большей частью кызылординские рестораторы в надежде возобновить ресторанный бизнес не спешат произвести кардинальные изменения в заведениях. В большинстве случаев они сдают помещения в аренду под магазины или спортивные залы. Хотя гораздо выгоднее было бы начать заниматься производством, но для этого нужны средства и немалые.
Между тем, пандемия внесла свои коррективы в жизнь общества, изменив привычный уклад. Теперь люди все чаще отказываются от проведения пышных тоев, что требовало больших денег. И если раньше в желании быть не хуже других и соответствовать каким-то надуманным стандартам, многие влезали в долги, чтобы отметить торжество по высшему разряду, то сейчас все больше становится тех, кто празднует мероприятия в узком семейном кругу с минимальным количеством гостей.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА