Не статусная мама - «Кызылординские Вести»

Не статусная мама

02.02.2023

567 0

555

Фото:elements.envato.com

Как известно, в Казахстане нет официального статуса «мать-одиночка», видимо для того, чтобы не стимулировать рождение детей вне брака и повысить престиж института семьи. Но это не значит, что женщины не рожают вне официальных браков. Тем более в наши дни, когда дамы увлекаются карьерой, и создать полноценную семью своевременно не успевают. И тогда, чтобы успеть запрыгнуть в последний вагон своей фертильности и самостоятельно родить, они не тратят время на создание долгосрочных отношений, а рожают ребенка для себя. Конечно, такой сценарий не является самым желанным для наших соотечественниц. Это выбор, делая который, женщина должна быть готова как к моральным, так и к материальным трудностям.

Пособия вам в помощь

Отсутствие юридического статуса не означает, что одинокие матери лишены господдержки. Они наравне со всеми семьями с детьми при необходимости получают пособия, предусмотренные законодательными нормами.

На сайте государственных органов Gov.kz дается такое определение одинокой матери: «это женщина, родившая ребенка, но не вступившая в законный брак, и алименты которой не выплачиваются». Это отличает их от разведенных женщин и вдов, которые попадают в категорию «неполная семья».

Несмотря на отсутствие юридического статуса законом предусмотрена защита ее прав: запрещено ее увольнение по инициативе работодателя и, как член социально уязвимой группы населения, она может встать в очередь на жилье из государственного жилищного фонда.

Как говорят чиновники, в чьей компетенции находится этот вопрос, юридическая неопределенность статуса «мать-одиночка» не мешает практически учитывать такие реалии жизни. Президент РК Касым-Жомарт Токаев в выступлении на заседании Национального совета общественного доверия предложил новые меры по защите материнства и детства, такие как, создание особых условий труда, предусматривать на законодательном уровне право на удаленный формат работы, сокращать режим занятости, организовывать в офисах компаний детские комнаты. Но пока неизвестно, когда введут в повседневную практику все эти полезные новшества.

Практический расчет

Юной кызылординке Мадине Н. в этом году исполняется 30 лет. Ее материальное положение стабильное, есть своя квартира. По нашим меркам, из привлекательного статуса «невесты на выданье» она давно перешла в разряд «старых дев». Однако Мадина — девушка с активной гражданской позицией и современными взглядами на жизнь, поэтому всякие ярлыки ее не смущают. Она рассматривает вариант рождения ребенка для себя.

— Я, конечно, понимаю, что «часики тикают» и родить мне надо в ближайшее время, — говорит она. — Однако кандидатов в спутники жизни прямо сейчас у меня нет. К тому же наличие законного супруга вовсе не дает гарантий, что впоследствии не придется растить ребенка самой. Поэтому просчитала свои финансовые возможности для того, чтобы вырастить ребенка самостоятельно. На памперсы с учетом государственных выплат, думаю, на первое время мне хватит.

Когда малышу исполнится год, Мадине придется выйти на работу. А может и раньше, с учетом быстрорастущих цен на товары первой необходимости.

— Если приму решение «рожать для себя», то, соответственно, возьму ответственность, осознавая все трудности, с которыми придется столкнуться, — говорит прагматичная собеседница. — Ребенок же будет сидеть либо с няней, либо пойдет в детский садик. Естественно, такое учреждение будет платным. Поблажек на работе мне никто не даст, законодательством они, по крайней мере пока, не предусмотрены.

А теперь забудем на минуточку о материальной стороне вопроса и переключимся на моральную. В нашем обществе не принято заводить детей вне семьи, поэтому любая женщина, принявшая решение рожать «для себя», попадает под мощный прессинг со стороны моралистов. Выброшенные младенцы, информация о которых периодически возникает в СМИ — печальное подтверждение тому факту, что молодые женщины больше боятся осуждения, широкой огласки, чем другого греха – убить новорожденного малыша.

Одна знакомая рассказывала, что ей пришлось столкнуться с потоком негатива, где самым мягким эпитетом было литературное слово «блудница». Сейчас ее ребенку три года, работать неофициально она вышла через полгода после его рождения. За это время осуждения и презрения, в том числе от родственников, не убавилось, но обращать на них внимания у нее попросту нет времени. Дотации от государства кончились спустя год после рождения ребенка. Дальше она решает свои проблемы сама, поскольку это был ее выбор.

Незапланированное счастье

Но не все молодые женщины столь прагматичны, как Мадина. Для некоторых материнство наступает совсем нежданно. Сексуальное образование подростков до сих пор оставляет желать лучшего. Родители в большинстве своем по-прежнему стесняются говорить со своими чадами о таких «стыдных» темах. В школе же этот процесс, мягко говоря, не налажен. Образовавшийся пробел в знаниях физиологии неокрепшие умы восполняют на бескрайних просторах интернета, где охотно знакомятся с информацией о сулимых удовольствиях, и совсем не обращают внимания на нежелательные последствия.

Случай Елены К. как раз из разряда таких «ошибок молодости». Она родила сына Сашеньку сразу после школы. Отцом мальчика был ее одноклассник. Сам он от ребенка отказываться не хотел, по молодости лет даже считал этот поступок подлым. Однако родители молодого человека придерживались другого мнения. После окончания школы его отправили учиться к родственникам в Самару. А через год и сами туда переехали, не оставив никаких контактов. С сыном своим они видимо договориться смогли, поскольку молодой отец судьбой своего отпрыска никогда не интересовался.

— Когда у меня были живы родители, могла себе позволить не работать, — говорит Елена. — Но они, к сожалению, умерли. Затем два года работала официанткой в кафе. У меня есть родственники, но я их не понимаю совсем. Когда работала, ругали, что поздно прихожу. Затем уволилась и четыре месяца перебивалась на случайных заработках. Родственники снова осуждали, что я, мол, совсем не думаю о ребенке, ведь для того, чтобы его воспитывать, нужна стабильность.

Елена не может позволить себе пользоваться услугами няни, поэтому приходится оставлять дома сына одного. Сейчас работает неофициально промоутером с небольшим окладом. Однако такая работа дает возможность больше времени проводить дома.

— Не теряю надежды получить хоть какую-то специальность, — говорит молодая женщина. — Большие надежды возлагаю на работу в интернете, даже прошла один обучающий курс. Он был платный, однако найти работу после его прохождения мне не удалось. Сейчас коплю деньги, хочу купить обучающий курс с последующим трудоустройством. Очень хочется, чтобы мы с сыном вылезли из этой ямы и стали жить достойно.

Таких примеров в повседневной жизни — масса. Некоторые юные мамы самоотверженно борются с трудностями, другие отдают малышей родителям, третьи отказываются от них совсем. А есть и те, которые боятся ответственности за маленького человечка и не спешат впустить его в этот жестокий мир.

Фобия материнства, как говорят зарубежные психологи, только набирает обороты в мире. Многие дамы принимают решение быть чайлдфри. Почему? Потому что нет уверенности в своих силах, нет гарантий, что поддержат государство или родственники.

«Прорвемся» – не лозунг для матери, да это и не кредо жизни для подавляющего числа населения. Становиться мамой страшно, но люди говорят, что оно того стоит.

Инна БЕКЕЕВА

Читайте также: