Кто виноват в том, что в кране нет воды? — «Кызылординские Вести»

Кто виноват в том, что в кране нет воды?

12.06.2021

299 0

Аномально жаркий май, который фактически начал лето в Кызылорде раньше календарного срока, в очередной раз обострил проблему с питьевой водой. «Как так можно, на улице температура плюс 40, а они отключают воду днем и ночью? Уважаемые слуги народа, вы, что, проверяете нас на прочность? Или «днем вода из крана капает так, что ни чаю попить, ни искупаться. Как так можно?» Такие комментарии появляются чуть ли не каждый день в социальных сетях. Где проблема стоит наиболее остро и почему она так и не решена, выяснял корреспондент «КВ».

ПОЛИВ ОГОРОДОВ ИЗ ВОДОПРОВОДА

Перебои с питьевой водой в Кызылорде – проблема давняя, которая обостряется каждый год с приходом лета. А тут еще и майская жара била один рекорд за другим. Неудивительно, что в дежурную диспетчерскую службу ГКП «Қызылорда су жүйесі» звонки от населения поступали бесперебойно.

— В зимнее время потребление воды в городе составляет 35-40 тысяч кубометров в сутки, и этого вполне достаточно для удовлетворения потребности населения, — говорит директор ГКП «Қызылорда су жүйесі» Марат Жамиев.

– А летом, когда температура воздуха поднимается до 40 градусов, потребление живительной влаги превышает девяносто пять тысяч кубов в сутки. Этого объема воды все равно не хватает, потому что горожане используют питьевую воду для полива приусадебных участков и огородов. В результате в водопроводных кранах исчезает вода – людям ни попить, ни постирать, ни помыться.

Из-за нехватки питьевой воды руководство коммунального предприятия ввело особый летний регламент, рекомендовав использовать питьевую воду для полива огородов только в ночное время. Понятно, что это вынужденная мера, и делается это для того, чтобы днем жители многоэтажек могли пользоваться водой для хозяйственно-бытовых нужд.

– Жители частного сектора, у кого есть приусадебные участки, не виноваты, что в Кызылорде нет нормальной ирригационной системы, и потому вынуждены поливать свои участки из водопровода, – говорит мой собеседник. – Поливать огород водопроводной водой, безусловно, удобно: открыл кран и поливай сколько тебе угодно. Но раз так, то тогда используйте питьевую воду, как и положено, по закону, установите приборы учета и поливайте свой огород с 11 ночи до 6 утра. Но нет. Наши потребители все хотят получать бесплатно.

Отметим, что на сегодня у ГКП «Қызылорда су жүйесі» около 76 тысяч абонентов, из них порядка 10 тысяч потребителей не имеют приборов учета воды. Плюс к этому, по словам руководства водоснабжающей организации, у половины процентов потребителей счетчики либо устарели, либо вообще не работают.

Во время нашей беседы с Маратом Жамиевым в кабинет, в буквальном смысле этого слова, ворвалась возмущенная пожилая женщина. Дело в том, что у нее остановился счетчик и контролеры «Қызылорда су жүйесі» выписали ей штраф почти на 60 тысяч тенге. Выяснилось, что последний раз она платила за воду в ноябре прошлого года. Когда счетчик остановился, она не знает, так как с того периода за воду больше не платила.

– Апай, Вы же видели, что у Вас счетчик не крутится, почему сразу не обратились к нам, – начал разговор с женщиной директор. – Вы принадлежите к поколению людей, которые жили еще при Советском Союзе. С детства помню, как у меня родители, как только получали заработную плату, в первую очередь, оплачивали коммунальные услуги – свет, тепло, газ и воду, а оставшиеся деньги уже шли на нужды семьи. У Вас дома электроэнергия есть?

– Да, есть, – ответила женщина.

– За счетчиком смотрите, вовремя платите, так ведь?

– Конечно.

– И газ дома есть и по счетчику платите?

– Да.

– А зачем платите?

– Как зачем, если не заплатим, отключат, – говорит она.

– Так почему же Вы за воду не платите и не следите за исправностью водомера? – возмутился М. Жамиев. – Это такая же услуга. Чтобы вода в ваши квартиры поставлялась бесперебойно, у нас работают насосы, мы затрачиваем электроэнергию. Если случается авария, наши сотрудники ее устраняют, а для этого нужны запчасти, людям нужно платить зарплату. А где мы на все возьмем деньги, если такие, как Вы, потребители, не платите за полученные услуги.

После этих слов женщина, извинившись, ушла.

ПРОБЛЕМЫ С КАДРАМИ И ДОЛГИ НАСЕЛЕНИЯ

Возможно, кто-то посчитает, что водоканал сам виноват, нужно строже контролировать расход воды. Но, увы, на это у коммунального предприятия есть объективные причины. Во-первых, у предприятия по водоснабжению и водоотведению большие проблемы с кадрами: штат не укомплектован, из-за частых задержек зарплаты рабочие увольняются. Во-вторых, свою «ложку дегтя» в водную проблему добавляют неплатежи населения за потребление воды. На сегодня этот долг перевалил уже за 500 миллионов тенге.

– А когда не хватает средств, очень сложно комплектовать и развивать основные фонды и выплачивать вовремя зарплату, – говорит М. Жамиев. – По штатному расписанию у нас должно быть 80 контролеров, на сегодня работают всего 16 человек, это меньше, чем четвертая часть. Зарплату мы подняли до 100 тысяч тенге. Но дело в том, что мы не можем ее вовремя платить. А людям нужно есть, одеваться, оплачивать, в конце концов, другие коммунальные услуги, поэтому они увольняются.

Есть и другая причина того, что штат неукомплектован. К примеру, в прошлом году директору предприятия пришлось уволить 40 своих контролеров, потому что они работали «налево». Выявили факты, когда свои же сотрудники потребителям за деньги прокручивали назад счетчики. Схема проста – год, два не снимали фактические показания, указывали чисто символические цифры, а когда набегала кругленькая сумма, то за договорную сумму отматывали счетчик.

Словом, помимо задолженности населения проблемы создавали и сотрудники. Руководство предприятия, конечно же, провело чистку среди своих, приняли новых работников, но их все равно сегодня не хватает. Сейчас, когда с питьевой водой возникла тяжелая ситуация, руководство предприятия вынуждено отправлять в рейды и работников администрации предприятия.

Вопрос: «Как снять проблему с нехваткой питьевой воды?» стоит перед руководством «Қызылорда су жүйесі» каждый день. Для его решения используются различные варианты. Это и повышение заработной платы сотрудникам, ревизия и инвентаризация всех объектов водоснабжения, находящихся на балансе предприятия, рейды по квартирам и частным секторам, чтобы уточнить поливочные площади и проверить индивидуальные счетчики. Но пока результат неутешительный.

НЕЗАКОННЫЕ ВРЕЗКИ

Еще одна причина нехватки питьевой воды – незаконные врезки в водопровод. Как уверяют в водоканале, это вторая по значимости причина образовавшегося в регионе дефицита воды. Такие врезки сотрудники водоканала выявляют при обходах, составляют акт о нарушении, делают начисления за незаконное использование воды. Расчеты производятся в зависимости от диаметра трубы. Обычно для врезания и проведения воды в дом используется труба диаметром 15-20 мм. Есть специальные расчеты, учитывающие этот объем и количество воды, которая проходит через эту трубу. При самом маленьком диаметре трубы начисления составляют около 25 тысяч тенге за месяц. Если нарушителя поймали на врезке трубы диаметром 20 мм. или 50 мм., начисления, конечно же, будут больше. Почти каждый день такие дела направляются в суд.

Пальму первенства здесь занимают автомойки, бани и сауны. В Кызылорде – 85 автомоек, которые ежедневно используют очищенную питьевую воду, в то время как ее не хватает владельцам квартир. В соответствии с нормами Водного кодекса Республики Казахстан запрещается использование питьевой воды в производственных и иных целях. Владельцам автомоек необходимо предусмотреть оборотное водоснабжение. «Оборотное» означает использование воды для помывки машин после повторной ее очистки. Но, к сожалению, из 85 автомоек в Кызылорде только одна имеет такое оборудование.

Кроме того, в Кызылорде – 150 бань и 43 сауны. Есть среди них и добропорядочные владельцы, которые платят вовремя и по счетчику. Но есть и те, кто втихую подключаются к сетям и используют ресурс городского водоканала. Они имеют дополнительную линию водопровода, скрытую от посторонних глаз. Понятно, что основная ветка на виду и, как положено, с водомером. Разумеется, сумма платежа по нему мизерная, так как большой забор воды проводится по теневому каналу. Такие случаи выявляются во время рейдов. Нарушителей штрафуют, но на этом история не заканчивается. Заплатив штраф, предприниматели продолжают воровать воду. А совершать каждый день рейды сотрудники водоканала не могут. Помимо субъектов малого и среднего бизнеса, есть и жители, которых тоже нужно проверять.

Понятно, что использование водопроводной воды по счетчику для автомоек нерентабельно, вот их владельцы и ищут обходные пути. По подсчетам водоканала фактическое потребление одной мойки на 3 бокса составляет порядка 300 м3 в месяц, но на деле владелец по счетчику платит всего за 40 кубов. Когда в водоканале предъявляют претензию, мол, уж слишком сомнительные у вас показания счетчика, владелец отвечает, что якобы, мойка не работала или не было клиентов. Эту цифру можно сравнить с месячной нормой семьи из четырех человек. Если предположить, что из 85 автомоек города половина нелегально пользуется питьевой водой, то общие потери водоканала можно оценить примерно около 800 тысяч м3 в год. Интересно, что для водоканала все эти факты не стали открытием: о проблеме знают, но ситуацию это не меняет.

По словам директора ГКП «Қызылорда су жүйесі», автомойки создают проблемы не только с питьевой водой, но и канализацией. Так, автомойки должны быть оборудованы очистными системами, специальными фильтрами. Вода в систему канализации должна сбрасываться «условно очищенной» от бензина и мазута и не должна перегружать работу городских очистных сооружений. Но на деле все не так.

– Автомойки просто сбрасывают загрязненную воду в канализацию. Наши очистные системы не рассчитаны на такие объемы загрязнений и испытывают перегрузки, – сказал М. Жамиев.

Но это, по словам руководителя водоканала, еще полбеды. Автомойки могут сбрасывать воду с моющими и техническими жидкостями даже не в канализацию, а просто на открытый грунт. Так вода попадает в грунтовые воды, а это, в свою очередь, серьезно повышает риск кожных заболеваний жителей. Между тем, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, 80 процентов заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды.

В ходе подготовки материала, автор строк вспомнила свою поездку в Россию пару лет назад. Так вот, проезжая на машине по Оренбургской области, остановились помыть машину в придорожном сервисе. Как выяснилось, там на автомойках экономят ценный ресурс и воду используют в системе замкнутого цикла четыре(!) раза. Экономия воды составляет 50 процентов. Учитывая, нынешнее положение с питьевой водой в городе и обмелением Сырдарьи, может, пора уже серьезно отнестись к такому разбазариванию водных ресурсов. Положено на мойках устанавливать системы оборотного водоснабжения, очищающие сточные воды, так пусть устанавливают. Смогли ведь у нас, к примеру, заставить предпринимателей выдавать кассовые чеки покупателям, хотя бизнесмены долго этому сопротивлялись – то кассовые аппараты слишком дорогие, то интернета у них нет. Но как только стали за это штрафовать, так почти во всех торговых точках оказались кассовые аппараты и интернет появился. Может, пора уже перейти от метода пряника к методу кнута и с автомойками, саунами и другими расхитителями драгоценной воды?

При нехитром подсчете становится очень жаль питьевую воду, которую используют как попало. Тогда как тысячи добросовестных горожан, имеющих водомеры и исправно платящих по счетам, вынуждены большую часть суток оставаться без воды.

У ОДНИХ – ОГОРОДЫ И ФОНТАНЫ, У ДРУГИХ – ПУСТОЙ КРАН

– Еще одна проблема – это жители частного сектора, которые не имеют индивидуальных приборов учета воды, – продолжает мой собеседник. – Они платят за воду по нормативам, но очень часто нормативы не учитывают реальные площади поливных площадей и настоящее число потребителей. Владелец участка заявляет, что его площадь пять соток, а по факту оказывается в два, а то и в три раза больше. И на всей площади огород и сад, которые поливаются из водопровода. Прописаны два человека, а фактически проживают семь. Все это приводит к увеличению объемов потребления воды и возрастанию нагрузки на электрооборудование и выхода из строя электронасосов.

На днях сотрудники водоканала провели рейд в частном секторе в центре города. Потребители, в основном, встречали незваных гостей агрессивно. Некоторые даже попытались выдворить их за пределы своих частных владений, когда узнавали причину посещения. Потому что в полдень на их огороде обильно поливалась водопроводной водой из шланга солидная площадь. У кого-то во дворе в бассейне плескалась детвора и работали фонтаны. При этом жители этих домов не имеют приборов учета воды. Словом, потребление воды здесь – безлимитное. А сколько в городе таких потребителей, вряд ли кто-то предоставит вам четкие цифры. И потому не стоит удивляться, что у некоторых оазисы во дворах, а у кого-то нет воды, чтобы попить чай или помыться.

Наверняка, многие из нас не раз были свидетелями, как в вечернее время некоторые жители частного сектора обильно поливают из шланга огороды. Такую картину ежедневно можно наблюдать в микрорайонах «Сәулет», «Саяхат», «Арай», «Аль-Фараби», «КБИ», «Жаңа ауыл», «Қызылжарма», «Рисмаш», впрочем, практически, в каждом частном секторе. А все дело в том, что у нас отсутствует арычная сеть.

– В нашем жарком климате без деревьев нельзя, летом такое пекло, что кондиционер не всегда помогает, – говорит житель города Нурлан Абуов. –Вот и под своими окнами в палисадниках высаживаем саженцы и цветы. Без живительной влаги они все равно обречены на гибель. Даже старые деревья с мощной корневой системой страдают от засухи. Вот и приходится использовать водопроводную воду. А сотрудники ГКП «Қызылорда су жүйеси» штрафуют нас за это.

С такими аргументами трудно не согласиться. Вполне логично, люди, не установившие приборы учета на своем участке, будут транжирить воду в свое удовольствие, ничуть не беспокоясь об объемах ее потребления. Но если заставить их установить водомеры, они тогда поймут, что вода при рыночных отношениях – такой же товар, как и все остальные, со всеми вытекающими отсюда последствиями, и за нее нужно платить из своего кармана. Тогда и отношение к питьевой воде будет другое.

– Мы видим положительную тенденцию в тех частных секторах, где заключены договоры и установлены водомеры, – говорит М. Жамиев. – Там, где потребление воды снижается, люди начинают рационально ее использовать.

А ЕСЛИ НЕ ЗАПЛАТЯТ, ОТКЛЮЧИМ КАНАЛИЗАЦИЮ!

Проблема взыскания долгов с неплательщиков стоит остро не первый год. Руководство предприятия нашло новый подход к должникам – через канализацию. Правда, это пока распространяется на жителей многоэтажек, которым объявили «туалетную войну». Процедура происходит без участия хозяев квартир. Канализацию, в отличие от воды, можно перекрыть без доступа в квартиру. Вернувшись домой, жильцы обнаруживают, что слив в центральный сток из туалета перекрыт. В день без подключения к канализации остаются по несколько квартир.

– Принудительное отключение канализации в квартире – крайняя мера, на которую мы идем в работе со злостными неплательщиками, – сказал М. Жамиев. – Потому что по-другому они не понимают! И придумывают какие-то нелепые причины, лишь бы не платить. Да у некоторых таких «бедных» должников дома плазменные телевизоры на полстены и вся квартира обставлена дорогой мебелью. Это просто такой тип людей, хотят все получать бесплатно. Лучше будут от каждого стука в дверь вздрагивать и детским голосом говорить, что дома родителей нет. Может, эта мера хоть заставит их подумать и прекратить позориться перед соседями и, прежде всего, перед собой.

СПАСУТ ЛИ «УМНЫЕ» СЧЕТЧИКИ

Но вернемся к главной проблеме водоканала – отсутствию у предприятия финансовых средств и смутным представлениям о том, где их можно взять. Понятно, что руководство не сидит сложа руки. Кое-какие шаги, чтобы осовременить технологические процессы и способы общения с потребителями руководство предпринимает. В частности, в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» в этом году планируется установить «умные» счетчики воды.

– Недавно мы презентовали акиму города Ганибеку Казантаеву электронные счетчики расхода воды с дистанционным снятием показаний, которые в пилотном режиме будут установлены пока в 10 автомойках и саунах. Если они докажут свою эффективность, то будем внедрять их в практику и другим потребителям.

За чей счет будет финансироваться установка счетчиков, пока неизвестно. Руководитель предприятия отметил, что начнут установку с коммерческих структур, которые будут обслуживаться без участия человека. Далее планируется установить «умные» счетчики воды для всех потребителей.

На «умные» счетчики руководство предприятия возлагает большие надежды. Кто знает, может быть, благодаря цифровизации потребители станут экономить воду и повысится качество обслуживания населения. Но как будет на самом деле, покажет время. Ясно одно: пока все потребители не будут использовать питьевую воду через водомеры, не заменят устаревшие, не пригодные для использования счетчики, а также не будут бережно относиться к питьевой воде, экономя ее и своевременно оплачивая услуги, у предприятия никогда не будет прибыли.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: