Когда врагами становятся самые близкие и родные.... - «Кызылординские Вести»

Когда врагами становятся самые близкие и родные….

17.09.2022

470 0

7 1

Президент страны Касым-Жомарт Токаев в нынешнем Послании народу Казахстана отмечал о необходимости ужесточения наказания за семейно-бытовое насилие. «В обществе уже долгое время поднимается вопрос о криминализации насилия в семейно-бытовой сфере. (…) Нам нельзя закрывать глаза на многочисленные случаи семейно-бытового насилия. Безнаказанность дебоширов развязывает им руки, фактически оставляет их жертв беззащитными. Считаю, что пришло время ужесточить ответственность за подобные деяния. Нельзя, чтобы пострадавшие от семейно-бытового насилия боялись осуждения общества или давления с чьей-либо стороны. Для этого полицейские должны очень деликатно работать с ними, принимая все необходимые меры», – отметил Глава государства.

По данным местной полицейской службы города Кызылорды, в 2021 году на пульт оперативного реагирования по номеру «102» поступило 1095 звонков, связанных с семейными скандалами, зарегистрировано 59 преступлений, совершенных в отношении женщин, установлены особые требования к поведению 247 мужчин (те самые представители сильной половины, проявляющие агрессию по отношению к собственным женам и детям). По статье 73 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» составлены административные протоколы за противоправные действия в семейно-бытовой сфере в отношении 834 нарушителей. Для защиты женщин от посягательств собственных мужей последним было выписано 962 защитных предписания.

В соцсетях и новостных каналах ежедневно появляются сообщения о женщинах, над которыми издеваются мужья. Причем нередко скандалы на бытовой почве заканчиваются трагедией. Совсем недавно такой случай произошел в Кызылорде. Муж забил насмерть 27-летнюю женщину, мать троих детей. Причем происходило все на глазах десятков людей: официантов кафе, приехавших по вызову сотрудников полиции, случайных прохожих. Уже после чудовищного убийства в ходе выяснения нашлись соседи, которые слышали звуки подъехавшей машины, видели, как во дворе дома муж-садист бил молодую женщину подобранным где-то рядом железным предметом, потом за волосы потащил бездыханное тело в дом. Как знать, если бы не равнодушие и безразличие окружающих, если бы те, кто стал невольным свидетелем происходившего не приняли позу стороннего наблюдателя, женщина могла бы остаться в живых.

К сожалению, семейно-бытовое насилие стало частью нашей действительности, стало чем-то привычным и обыденным. Ну, дерутся за стенкой соседи, захлебывается в плаче малыш, так это же их дело, сами разберутся. Жертвы домашних тиранов тоже предпочитают молчать. Не принято у нас выносить сор из избы, да и свекровь поучает: «Все через это проходят – остепенится». Вот и терпят женщины, в ожидании очередного скандала, закрашивая следы синяков на лице и скрывая побои.

Дом, где рады помочь

Жертвам семейного насилия могут помочь в кризисном центре «Қамқорлық». Он расположен в Кызылорде в трехэтажном здании по улице Абенова, №15. На площади в 130 квадратных метров имеются комнаты отдыха, столовая, спальные комнаты, кабинеты психолога, медицинской и юридической помощи.

Центр оказывает психологическую и социальную поддержку людям, пострадавшим от семейного насилия и находящимся в трудной жизненной ситуации. По словам его директора Жандоса Тусмагамбетова, пребывание в центре дает возможность людям почувствовать себя в безопасности. Основное направление работы центра – психологическая реабилитация, правовая и социальная поддержка пострадавших.

– Число проживающих все время меняется – одни приходят, другие уходят. Есть те, кто живут по несколько месяцев, некоторых через несколько дней забирают родственники. Есть и постоянные клиенты, которые временами приходят сюда и живут подолгу. Их мы хорошо знаем, знакомы и с их семейными проблемами. Находиться у нас в кризисном центре можно не дольше шести месяцев. Таковы правила, – рассказывает сотрудница центра «Қамқорлық» Жанар Алтынбасова. Юрист по образованию, в центре она работает давно и, по ее собственному признанию, сталкивается с самыми разными ситуациями.

– Среди тех, кто к нам обращается, много иногородних. Чаще это женщины, родители которых живут в отдаленных от областного центра районах, например, в Аральске или Казалинске. Есть те, кто вообще с другого города. В нашем центре они дожидаются, когда за ними приедут родственники и заберут их, – говорит Жанар. – Знакомство с некоторыми из постояльцев позже имеет продолжение. Жизнь у иных после налаживается, и они даже приглашают нас на дни рождения, новоселье, рождение детей и другие семейные торжества. Мы всегда рады за них, если есть возможность с удовольствием принимаем участие в их дальнейшей жизни.

 Разные судьбы у тех, кто нашел временное пристанище в центре, но объединяет их всех одно – неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне. Средний возраст женщин, обратившихся за помощью в центр, – 25-40 лет. Чаще всего это жены, сбежавшие от мужей-абьюзеров, но есть и другие ситуации. За помощью порой обращаются и люди преклонного возраста, которых обижают родные дети, есть женщины, которые вынуждены уйти из дома из-за нападок свекрови. Раньше в центре часто гостила пожилая женщина. Она приходила в центр, когда становилось невмоготу от придирок супруга. В свое время он был на довольно ответственных должностях, неплохо зарабатывал. С годами стал неуживчивым и злобным, настоящим семейным деспотом. По этой причине дети ушли от отца и живут отдельно, теперь он на склоне лет донимает собственную старуху, превращая ее жизнь в ад.

Бьет – значит, любит?

В реабилитационном центре вынуждена скрываться от мужа-тирана молодая женщина, жительница одного из близлежащих аулов. Ей 23, у нее двое детей – двух и пяти лет. Нет работы, нет жилья, не приходится ждать помощи и от родственников – есть только мать, которая сама перебивается случайными заработками и живет на съемных квартирах. Учиться ей тоже не довелось. Сразу после школы вышла замуж. Встретила мужчину на 13 лет старше – позвал замуж. Как говорит женщина: «Сказать, что любила, не могу. Просто думала, что это шанс обзавестись собственным домом, которого у меня никогда не было. Да и окружающие уговаривали, мол, не пьет, не курит, работящий. Сейчас она жалеет о своем опрометчивом решении. Он оказался не тем, за кого себя выдавал. Денег не дает, обижает детей, напившись, издевается над ней, избивает. В последний раз муж избил ее во дворе дома. Она попросила его помочь скосить траву, он огрызнулся, потом подбежал и начал избивать ее вилами.

– Все видели, свекровь, родственники, соседи, никто не вышел, не заступился, – сокрушается женщина.

Ее история грустна и печальна, как и у других обитателей этого временного пристанища. У нее нет работы, нет жилья. Сказать по правде, судьбы всех этих женщин, молодых и не очень, очень разные, но объединяет их одно – безысходность и страх. Страх перед человеком, с которым они когда-то связали свою судьбу и надеялись, что он станет для них самым дорогим человеком.

В центре она начала приходить в себя. Готовит документы на развод. Поменяла телефон, поскольку муж все время доставал с угрозами. Трудно предсказать, как дальше сложится судьба молодой женщины. Впереди – неопределенность. Нет жилья, работы. Она понимает, что ей по крайней мере нужно получить хоть какую-то специальность, чтобы встать на ноги.

Как говорят сотрудники центра, по возможности они стараются устроить женщин на работу, детей в детсады и школы. Бывает, что у тех, кто оказался в кризисном центре, не в порядке документы – утеряны или не получены вовремя. Сотрудники центра по мере возможности решают и такие проблемы.

Работники центра сетуют по поводу того, что здесь нет охраны. Нередко сюда приходят подвыпившие мужья, находящихся здесь женщин, дебоширят и буянят, устраивают драки, требуя возвращения жен домой.

– В таких случаях мы вызываем наряд полиции. В центре работают всего шесть человек, охранника нет, потому приходится самим по ночам дежурить. Но когда случаются такие драки, порой бывает страшно, – говорит Ж.Алтынбасова.

Инспектор группы по защите женщин от насилия УМПС города Кызылорды Айгерим Ерболат считает, что законодательство в сфере семейно-бытового насилия необходимо доработать. Наказание за бытовое и сексуальное насилие надо ужесточить. Новые поправки в закон отменили наказание в виде штрафа – взамен предполагается письменное предупреждение или административный арест на срок до 20 суток. В целом, по мнению специалистов, все эти изменения ухудшили положение жертв бытового насилия.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: