Спорт в жизни ребенка играет важную роль, и один из самых популярных его видов – плавание. Еще в глубокой древности люди знали о пользе плавания, и потому старались обустраивать бассейны. Самые древние из них – из кирпича и покрытые смолой – были найдены на территории Индии и Пакистана.
С тех пор прошло четыре тысячелетия, и сейчас технологии строительства бассейнов шагнули далеко вперед. Современные бассейны порой представляют собой целые комплексы с саунами, спа-центрами, спортивными залами, где можно поддержать физическую форму и отлично провести время.
Известно, что плавание благотворно влияет на организм в целом. Это и закаливание, и профилактика различных заболеваний, в том числе простудных. Закаливание с помощью плавания происходит в щадящем режиме: вода и воздух создают идеальный эффект перепада температур, как если бы вы обливались холодной водой.
В Кызылорде довольно много профессиональных тренеров. Например, Акылжан Отенов почти десять лет посвятил этому виду спорта и смог научить плавать около трех тысяч детей.
– Мне всегда нравилось плавать. Мой первый тренер был большим профессионалом, делал все для того, чтобы дети полюбили плавание. Вообще, в детстве мечтал стать врачом, но меня настолько увлек этот вид спорта, что решил связать с ним жизнь, – рассказывает тренер.
В спортивный комплекс «Евразия» ходят не только взрослые, но и дети. Некоторые просто хотят научиться плавать, другие приходят в бассейн в раннем возрасте и каждый день усердно тренируются, желая достичь больших результатов. Помимо всех положительных эффектов, для детей плавание в бассейне – это профилактика искривления позвоночника, борьба с появлением лишнего веса и плоскостопия. Этот вид спорта делает ребенка физически здоровым и хорошо развитым, закаленным и выносливым.
Дети, регулярно посещающие бассейн, реже болеют, имеют здоровый аппетит и сон, они активны, подвижны и позитивны. Детям с синдромом ДЦП, повышенной возбудимостью, гипертонусом или гипотонусом мышц рекомендовано лечебное плавание в бассейне.
Полноценные занятия плаванием для здоровых детей исключают использование каких-либо аксессуаров, помимо шапочки и очков. Если ребенок на протяжении длительного времени плавает в нарукавниках или жилете, то это не приносит должной пользы его организму. Записывая его в группу, выбирать нужно ту, в которой не более 15 детей, и желательно, чтобы все они были одного возраста.
Как известно, ребенок способен плавать с первых дней жизни, поэтому есть возможность начать занятия с ним в бассейне как можно раньше. Если же мечтаете о серьезной спортивной карьере для своего чада, то отправлять ребенка в бассейн лучше в пять-семь лет, когда он способен выполнять команды тренера и выдерживать определенные нагрузки.
– Считаю, что детей лучше отдавать в бассейн в осознанном возрасте, чтобы они понимали, чего от них хотят, – говорит А. Отенов. – А станет ребенок чемпионом или нет, зависит от его усердной работы и, конечно же, родителей. Всегда говорю, что на начальном этапе 70 процентов результата зависит от родителей, 30 – от самих детей.
Тренер также учит плаванию детей с ограниченными возможностями, например, с синдромом Дауна, астматиков и других. Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержку дыхания. У «особых» детей небольшой объем легких. Когда ребенка учат нырять, он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. В воде дети, которые на суше часто дышат ртом, вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. Это укрепляет носовой аппарат и увеличивает поступление кислорода.
– Во время плавания мышцы активно тренируются, развиваются и тонизируются. В плавании задействованы все части тела, за счет этого они укрепляются, ткани организма насыщаются кислородом, – объясняет тренер. – К примеру, занятия по плаванию посещала девочка с ДЦП. До бассейна она два года занималась пассивной гимнастикой у инструктора. Разрабатывали вялые мышцы, сгибали и разгибали руки и ноги. Прогресс шел, но медленно. В сентябре пошла в бассейн. Вода провоцирует активность. Она заставляет работать мышцы, снижает неловкость движений и отсутствие координации. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствует себя в воде комфортнее, чем на суше, и эта девочка начала быстрее прогрессировать в развитии.
Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Когда ребенок находится в воде, его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав.
– У ребенка в воде снижается риск травм, – подчеркивает Акылжан. – Он способен делать сильные движения с полной амплитудой, которые на воздухе ему недоступны. Кроме того, в воде ребенок учится делать попеременные движения. Они необходимы, чтобы держаться на поверхности. Такие движения нужны, например, чтобы освоить шаг. Для этого используют специальные упражнения.
По словам тренера, вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети, плохо владеющие телом, боятся падений. В воде страх пропадает, ребенок начинает работать руками и ногами попеременно. Развиваются шаги, он плывет, хотя на суше плохо ходит и управляет конечностями. Ходьба в воде требует усилий в десять раз больше, чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой. При этом ребенок не чувствует тяжести собственного тела.
– Очень люблю свою работу. Мне нравится, когда дети, совершенно не умеющие плавать, позже достигают хороших результатов. Часто когда ухожу в отпуск, начинаю скучать по своей работе, всегда тянет к детям. Считаю, что плавание – это жизненно необходимый навык абсолютно для всех, – уверен тренер.
Индира АБДРАХМАНОВА