В этом году отмечается 100-летие первой столицы КазАССР – Кызылорды. С тем временем связана творческая и общественно-политическая деятельность многих основоположников современной казахской литературы. В столице работали и создали свои лучшие произведения Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Сабит Муканов, Абдильда Тажибаев и другие.
В Кызылорде одна из улиц названа в честь советского писателя, поэта и драматурга Беимбета Майлина. А на одном из зданий есть табличка с надписью «Здесь стоял дом, где в 1925-1929 гг. жил и работал Б.Майлин – один из основоположников казахской советской литературы». Он прожил тяжелую жизнь и погиб в застенках НКВД, а его семью предали всем ужасам гонений «врагов народа».

Б.Майлин написал 250 поэтических, более 100 прозаических и 20 драматических произведений, 20 пьес и оперных либретто. При его жизни было издано более 40 книг, также опубликованы собрания сочинений в четырех томах и шеститомное издание на казахском языке. Он дружил с видными казахскими прогрессивными деятелями: Мухамеджаном Сералиным и Султанмахмудом Торайгыровым. Читал книги башкирских и татарских писателей, со многими из которых познакомился в Уфе (Г.Ибрагимов, М.Гафури, С.Кудаш).
Поэт проявлял огромный интерес к русской литературе, читал произведения поэта Ивана Крылова, писателей Николая Гоголя, Льва Толстого, Антона Чехова. В 1913 году в казахском рукописном журнале «Садақ» (Лук), выпускаемом студентами медресе в Уфе, появилась первая публикация Б.Майлина – стихотворение «Черты мусульманина». Позже, за два года до революции вышла его первая повесть «Памятник Шуги» о трагической гибели девушки, ставшей жертвой старых обычаев. Начиная с 1914 года произведения талантливого юноши печатались на страницах газет и журналов, издаваемых в Оренбурге, Казани и Ташкенте.

Вот что писал о нем писатель Мухтар Ауэзов: «В поэзии Майлина слились воедино лирика, публицистика… Он – мастер «маленьких поэм» («Маржан», «Раздел», «Сағындық» и другие), посвященных преимущественно казахской женщине, её безрадостному прошлому, борьбе за лучшую долю, духовному и культурному росту. Но наиболее ярко его талант проявился в жанре короткого рассказа, новеллы и повести. Этапным произведением в истории казахской литературы признан «Памятник Шуги» (1915 г.). По праву считаются выдающимися произведениями казахской литературы повесть «Коммунистка Раушан» и роман «Азамат Азаматович». В наследии Беимбета представлены лучшие образцы казахских рассказов».
В его книгах – россыпи портретных зарисовок, великолепные образы, глубоко реалистические картины противоречий переходного периода, борьбы с националистической идеологией.
Б.Майлин пишет летопись аулов времен гражданской войны, коллективизации, индустриализации, первых пятилеток. Его главный герой – народ.
В 1923-1925 годах он был сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ». В 1926 году вступил в Компартию. В 1928-1932 годах работал литературным сотрудником, редактором газеты «Қазақ тілі», в 1932-1934 годах — заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934-1937 годах — редактором газеты «Қазақ әдебиеті».
Когда в республике создали национальный театр, Б.Майлин составлял его репертуар. Появлением жанра комедии казахская драматургия во многом обязана ему. «Қаламқас», «Обманутый» – его первые комедии, вскоре появляются и «Мулла Шаншар», «Аульная школа». В эти же годы он завершил работу над оперным либретто «Дударай».
В 1937 году Б.Майлин был репрессирован и расстрелян. Согласно архивным источникам, на решение судьбы великого писателя понадобилось 15 минут. За это время его приговорили к расстрелу, и никто не выяснял, виновен он или нет. В те страшные годы репрессиям подверглись лучшие представители казахской интеллигенции, в том числе и занимавшие достаточно высокие посты и имевшие заслуги перед страной.
Как выяснилось позднее, большинство всех дел, заведенных на казахских политиков, писателей и других талантливых людей того времени, были сфабрикованы. На самом деле, власти хотели уничтожить тех, кто пытался отстаивать интересы казахского народа, открыто говорил о перегибах и злоупотреблениях со стороны правящей верхушки. Нужно было устранить тех, кто выступал против форсированного проведения коллективизации, которая привела к гибели миллионов казахов от голода. Дела политических заключенных стали пересматриваться только после смерти Сталина. Сидящие в застенках тюрем были освобождены, а те, кого расстреляли, были посмертно реабилитированы. Работа по восстановлению исторической справедливости продолжилась после обретения Казахстаном независимости. К этой деятельности были привлечены известные казахстанские ученые, эксперты и работники архивных учреждений. Благодаря их труду с имени
Б.Майлина снято клеймо «врага народа», потомки знают о том, что он гордость нашего народа.
Подготовила Замира АЛИШЕРОВА