Голос столетий Нартая Бекежанова — «Кызылординские Вести»

Голос столетий Нартая Бекежанова

06.09.2022

301 0

В казахской среде было немало музыкально одаренных личностей – певцов и композиторов, виртуозов-инструменталистов, мастеров поэтической импровизации и традиционного народного искусства жырау и жырши.

Среди певцов-сказителей одно из почетных мест занимает Нартай Бекежанов. Ныне в ауле, названном именем нашего талантливого земляка, есть мемориальный музей, который может рассказать много интересного о его творчестве.

– Ныне в рамках программы по модернизации общественного сознания особое внимание уделяется сохранению национальной идентичности посредством возрождения и глубокого изучения культурных ценностей нашего народа. Особенно это важно для нашей молодежи, – так началась беседа с экскурсоводом музея Жанат Отеевой.

Здесь можно проследить всю жизнь Нартая, начиная с детства и до тех пор, как стал народным акыном-сказителем, певцом и учителем. Его творческое наследие осталось в истории как яркий образец народного музыкально-поэтического творчества.

Родился Нартай в 1890 году в ауле Бестам Шиелийского района. Отец его, бедный скотовод, еле сводил концы с концами. Нартаю не исполнилось и двух лет, как отец умер. Семья осталась без кормильца. До тринадцати лет мальчик жил с матерью. Энергичная и волевая женщина, мать работала от зари до зари, стараясь смягчить сиротскую долю сына. Много мытарств и лишений пришлось пережить им. Нартай, несмотря на это, рос крепким и сильным. Тринадцатилетним подростком, пытаясь хоть как-то помочь матери, он пошел в батраки к местным баям, потом отправился на заработки в Каракумы. Уныло тянулись годы лишений и нужды. Девять долгих лет батрачил молодой Нартай.

Суровая жизнь закалила его характер. Он вырос спокойным, сдержанным, немногословным. Постоянная нужда, повседневные заботы не заглушили его природного дара. Еще подростком за ним закрепилось прозвище «Парень-певец». Нартай сделал себе из курая сыбызгы – деревянную дудку, на которой целыми днями наигрывал знакомые мелодии и кюи. Лет с двадцати целиком отдался любимому искусству – пению и игре на различных инструментах. Бактыгуль, мать Нартая, сама прекрасно пела и слагала стихи. Заметив интерес сына к песням, когда Нартай находился дома, она часами пела для него. Дядя Мансур был известным в родных краях акыном: песни его пели во всех окрестных аулах. Мать и дядя исподволь воспитывали в Нартае интерес и любовь к музыке.

Именно в это время случилось событие, которое окончательно определило судьбу Нартая – в город Акмечеть прибыл прославленный в больших родах Аргын и Найман акын Тайжан. Прославленный певец привез с собой огромное количество песен своего края. И хотя в Акмечети он пробыл всего несколько дней, но успех имел грандиозный.

Люди приходили и приезжали со всех сторон, чтобы послушать песни и блестящие импровизации Тайжана. Все эти дни держался возле него и молодой Нартай. Он неотступно следовал за ним и, затаив дыхание, слушал его, желая хоть немного быть похожим на него. Опытный певец приметил юношу, приободрил его, рассказав ему о трудном и почетном пути певца, о том, что нужно очень серьезно относиться к своему таланту, лелеять, беречь, растить его. Советы Тайжана глубоко запали в душу начинающего певца. С этого момента юный акын считал себя его учеником и решил серьезно заняться искусством, стать профессиональным певцом.

По совету дяди и матери молодой человек отправился в путь. Такова была участь всех певцов, акынов, музыкантов дореволюционного Казахстана. Чтобы добиться признания, акын был вынужден скитаться по аулам, городам, пользуясь малейшей возможностью для выступлений.

Нартай приобрел гармонь-однорядку, домбру и отправился в близлежащие аулы. Известность пришла быстро. Вскоре без Нартая не проходил ни один той, ни одно веселье. За ним приезжали издалека. Своим искусством, песнями, игрой на домбре и гармони он приносил радость в тусклую, серую жизнь кочевников. Довольно широк был его репертуар.

Своим сильным, красивым голосом он исполнял многие песни своего наставника акына Тайжана. Но в душе он мечтал о собственной песне. Как и все народные певцы и композиторы, Нартай не владел нотной грамотой. Не было тогда в аулах музыкально грамотных людей, которые могли бы записывать творения композиторов. Поэтому нельзя с точностью сказать, когда и где написано то или иное произведение Нартая.

«Песня Нартая», одна из самых распространенных в народе, стала известна в начале тридцатых годов. В июне 1934 года на первом Всеказахстанском слёте в Алма-Ате ее исполнил в сопровождении кобыза Жаппас Каламбаев. Размашистая, широкая и раздольная, она полна лиризма и душевности. Как и большинство песен Нартая, требует широкого дыхания, написана для сильного, ровного и тягучего голоса.

«Песня Нартая» создана в расцвете творческих сил композитора и певца. Об этом говорят и композиция, и форма, и звуковой стиль песни. Только большому певцу под силу исполнение этой песни. По глубине и музыкальным достоинствам она, несомненно, творение настоящего композитора.

– Говоря о Нартае, нельзя не отметить его литературный талант. Он вырос в ауле, далеко от городов или железнодорожных станций, не имел возможности учиться в школе и получить образование. Но благодаря настойчивости и упорству, он самостоятельно овладел грамотой, научился читать и писать. Нартай жадно тянулся к знаниям, писал и читал все, что попадало под руку, упорно работал над собой. Все это повлияло на его литературное творчество, – продолжает свой рассказ Ж.Отеева.

Много времени и сил уделяя поэзии, в отличие от многих народных акынов, сочинявших свои стихи устно, он имел возможность записывать свои произведения. Таким образом, он стал не только представителем устного народного творчества, но и одним из деятелей молодой поэтической литературы. Почти все стихи, записанные на бумаге, были положены автором на музыку.

Казахское национальное искусство испытало в начале тридцатых годов большой подъем. Прилив творческих сил почувствовал и Нартай. Широко развернулся его талант, а популярность росла с каждым днем.

В 1937 году возглавил агиткультбригаду Шиелийского района, которая вскоре превратилась в областной ансамбль. Его душой стал Нартай. В составе ансамбля были певцы, домбристы, танцоры, быстро завоевавшие успех у зрителей. Самодеятельный коллектив отличался широким репертуаром, в котором были казахские народные песни и кюи, произведения советских композиторов, скетчи и одноактные пьесы.

В народе этот коллектив называли «ансамблем Нартая». Широкую деятельность он развернул в годы Великой Отечественной войны. С неизменным успехом выступал ансамбль в Чимкенте, Джамбуле, Кзыл-Орде, а также за пределами республики – в Оше, Джалал-Абаде и других городах. Огромную роль в нем играл и наш талантливый земляк. Он выступал как певец, исполнял лирические и патриотические песни, играл на домбре и гармони, аккомпанировал другим певцам, подбирал песни для ансамбля, помогал артистам найти свое амплуа, проводил репетиции, писал стихи.

В 1938 году на торжества, посвященные семидесятилетию творческой деятельности «отца акынов» Жамбыла Жабаева, был приглашен и Нартай. Заметив его среди акынов, юбиляр обрадовался и обратился к нему со стихами:

«О, Нартай, звонкоголос, красноречив!

Слово – сахар у тебя и мед – мотив.

Запоешь – и сердце вспыхнет в тот же миг,

Словно солнце, край земли позолотив».

Жамбыл высоко ценил Нартая, не раз говорил о его удивительном даровании и поэтическом мастерстве, высказав свое пожелание:

«Нартай, Кенен, Нурлыбек,

пусть не смолкнут песни вовек!»

В 1942 году Нартай был принят в члены Союза писателей Казахстана, принимал участие в работе первого и второго съездов казахстанских писателей. Его стихи и песни регулярно печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов. В пятидесятых годах был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры», он стал значительным событием в казахской поэзии. Восхищенный его талантом, Сабит Муканов писал: «Острослов, весельчак Нуреке с сердцем каждого накоротке».

За активную работу в годы Великой Отечественной войны, за заслуги в воспитании трудящихся в духе патриотизма Нартай был награжден орденом, многими медалями, которые сейчас хранятся в экспозиции музея. Он ушел из жизни в 1955 году в возрасте 65 лет. До последнего дыхания он служил своим искусством народу, оставил богатое литературное и музыкальное наследство.

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: