Домбра всегда была и будет сердечным другом казаха, который делит с ней печаль и радость. Это душа казаха, история, традиции, вся его жизнь, свидетель прошлого века. Этот инструмент внес особый вклад в популяризацию нашей национальной культуры во всем мире. Священная домбра – неиссякаемая область духовного процветания, культуры нашего народа. Не зря говорят, что если хочешь услышать голос тысячелетней улицы, мечты предков – послушай домбру. Сегодня среди нас есть люди, олицетворяющие духовно-культурную ценность. Одна из них – Рыскуль Табынбаева, которая в совершенстве владеет игрой на домбре.
Судьбы музыкальных инструментов в чем-то схожи с людскими, они также имеют свой облик, характер, чувства. И их жизнь в человеческих руках: как прикоснуться к ним, так они и зазвучат. Домбра взаимосвязана с исполнителем, её струны способны передать его настроение, преобразовать душу в музыку. На протяжении почти 30 лет домбра помогает Рыскуль Табынбаевой выражать свои мысли, раскрывать душу. По ее словам, несмотря на то, что у этого инструмента всего две струны, палитра его звучания многогранна и богата. Игрой на домбре можно передать звуки природы и эмоции человека: звон ручья, раскаты грома и завывание степного ветра, горе, боль, радость и любовь.
Рыскуль апай родом из Кармакшинского района. Еще с детства она близка к искусству. Когда перед ней встал выбор творческого кружка, она, не раздумывая, выбрала домбру.
Учитель Рашид Мусаулы помог юной домбристке освоить инструмент на протяжении пяти лет. Затем, не останавливаясь на достигнутом, Р.Табынбаева поступила в областной музыкальный колледж имени Казангапа. Получив специальность, продолжила повышать квалификацию в одном из вузов. Так она освоила профессию дирижера оркестра народных инструментов и учителя домбры. Свою трудовую деятельность начала в 1994 году в школе искусств имени Т.Салкынбайулы, где работает по сей день.
– В семье нас девять братьев и сестер, пятеро решили посвятить себя искусству, – рассказывает Рыскуль. – Каждый из нас обучался в образовательных учреждениях, сегодня мы владеем различными музыкальными инструментами. Мне с детства была по душе домбра. В свободное время, перебирая струны, изливаю всю свою душу через исполнение. В целом, домбра – это инструмент с особым звучанием, он хорошо передает переживания человека, его внутренний трепет. В свое время известный кюйши Курмангазы не раз передавал свои чувства через кюи. Для тех, кто умеет слушать, домбра может поведать многое. Поэтому этот инструмент считают священным, ему отведено особое место.
По словам Рыскуль, когда она играет на домбре, то сразу ощущает легкость, душой и сердцем чувствует степные просторы.
За 28 лет работы она научила многих учеников игре на домбре и вдохновила на путь искусства. Сегодня ее воспитанники побеждают на международных, республиканских и областных конкурсах. К примеру, недавно своими успехами порадовал ее ученик Шынгыс Алтайулы: он занял второе место в областном конкурсе «Домбыра – көненің көзі, бабаның үні», организованном в рамках Года детей и национального Дня домбры в Шиелийском районе. А еще он завоевал Гран-при в областном конкурсе «Күй керуен», состоявшемся в Кызылорде.
– Если ребенка отдать в домбровый кружок в возрасте семи-восьми лет, то он быстро научится, – рассказывает Р.Табынбаева. – Учитель не должен лениться. Неважно какой инструмент выберет ребенок, надо всегда давать ему мотивацию. Некоторые ученики на слух быстрее воспринимают информацию, чем по нотам. С такими детьми работать легче. Сегодня мои некоторые ученики, окончившие учебу, сами стали учителями. Одна из них – Айжан Тойбазарова.
Сердце – главный инструмент музыканта. Исполнительское счастье домбристки в том, чтобы прочувствовать произведение, понять его и вместе с техникой игры, переданной нам великими композиторами и кюйши, овладеть душой кюя. Каждый музыкант к этому приходит по-своему. Известно и то, что творческие натуры посвящают себя народной музыке по велению сердца, лишь только настоящий талант становится признанным кюйши. Рыскуль Табынбаеву полноправно можно назвать таковой.
Майя АДЕНОВА