Не меркнет имя в памяти народной — «Кызылординские Вести»

Не меркнет имя в памяти народной

31.08.2021

1223 0

Среди архитектурных ансамблей городов Казахстана особое место занимают памятники в честь защитников Отечества – батыров и полководцев, подвиги и героические дела которых пережили века, а их имена стали для потомков символом мужества, героизма, верного служения своему народу. Чаще всего скульптуры батыров, воинов и полководцев бывают выполнены в виде всадника на коне. Конная статуя, одна из разновидностей жанра скульптуры, присутствует практически в любом городе. В этом плане не является исключением и Кызылорда.

Одна из таких скульптурных композиций посвящена Келменбету батыру. Рассказы о его подвигах и ратных делах сохранились в народном эпосе – жырах и дастанах, бережно передаваемых от поколения к поколению. В казахской степи было немало ярких личностей, совершивших великие дела и в трудный час ставших щитом для народа. Гордый дух предков всегда жил в народе, унаследовавшем богатейшее культурное наследие, традиции и образ жизни номадов. Во все времена в казахской степи батыры были воплощением чести и доблести, отваги и мужества, патриотизма и беззаветного служения своему народу.

По народным преданиям, Келменбет Келдибайулы был выходцем из низовий Сырдарьи из рода Шомекей Младшего жуза и жил предположительно в 1648-1673 годах. Это был XVII век, эпоха казахско-джунгарских войн, получившая в народе название «жаугершілік заман». О его участии в битвах казахских племен против джунгарской экспансии сложил героический дастан «Сарғасқа атты Келмембет» известный акын Приаралья, выходец из Кармакшинского района Молдахмет Дабылулы.

Вся история Казахстана на протяжении XV-XVIII веков – это история военно-политического противостояния, ожесточенная, наполненная победами и драматическими поражениями борьба с внешними врагами. Не остался в стороне от этих сражений и Келменбет.

Он родился и вырос в семье бедняков, вместе с братьями Усеином и Кожагелды нанялся пасти байский скот. Келменбет пас лошадей, искусный наездник, он мог быстро и ловко приручить любого коня, и бай был доволен искусством своего табунщика. Была в байском табуне саврасая кобыла, которая однажды родила жеребенка той же масти. Келменбет в качестве платы за свой двухлетний труд выпросил у бая этого жеребенка. Через несколько лет он превратился в статного и быстроногого скакуна, которого хозяин назвал «Сарықасқа» – «Саврасый». Не один раз он уходил от погони благодаря быстрому бегу своего коня.

Услышав о том, что хан Батыр собирается взять приступом крепость калмыков, вместе со своим тулпаром Сарыкаска он принимает участие в походе. Семь дней длилась осада крепости, с трех сторон окружили ее бойцы, но сломить сопротивление врага не удавалось. Шел мокрый снег вперемежку с дождем, боевой дух казахских сарбазов начал падать. И тогда с четвертой стороны крепости с яростью ринулся в бой Келменбет и прорвал оборону калмыков. Как гласит легенда, в пылу битвы с плеч батыра сполз намокший от пота и дождя кожаный тулуп, мешая ходу коня. И тогда он одним махом отрубил его полы. Отсюда его и прозвали «Келте тонды Келменбет» – «Келменбет в коротком полушубке».

А после боя хан ласково похлопал его по плечу со словами: «Келте тонды, Келмембет, келбетіңе рахмет» и в награду за храбрость подарил братьям трех пленниц. Одну из девушек, дочь калмыцкого визиря, батыр отдал старшему брату Усеину, благодаря чему из его рода вышло много баев, биев. Вторую девушку, дочь баксы, он отдал второму брату Кожагелды, от этого супружеского союза появились батыры. Себе он оставил пленную женщину, дочь бедняка, которая родила ему сына Алдиберли.

Хан не оставлял батыра, всегда брал его с собой во все походы. Когда батыр в очередной раз собрался в путь, его жена Хабиби спросила его, на кого он оставляет ее с двухмесячным сыном. На что батыр ответил, что поручает их одному Всевышнему. С этого сражения Келменбет не вернулся. А его жена отказала всем претендовавшим на нее по праву аменгерства сородичам и одна воспитала сына. От него и пошел род, который называют ныне «сарықаска». Потомки батыра ныне проживают в Жалагашском и Кармакшинском районах Кызылординской области, а также в Актюбинской и Атырауской областях.

Всю жизнь батыр провел в седле, защищая свою землю от набегов захватчиков. «Батыр – самая значимая и авторитетная личность в народе. В бою он бесстрашен, как тигр, силен, как лев» – такую оценку славным сынам народа дал выдающийся казахский ученый и этнограф Шокан Уалиханов, отмечая историческую роль батыров в сохранении единства Казахского государства.

Архитектурный ансамбль в честь батыра Келменбета установлен на пересечении улиц Коркыта ата и Ходжи Ахмеда Яссауи. Высота скульптуры вместе с постаментом – пять метров. Она была изготовлена скульптором Куанышем Маликовым по проекту кызылординского художника Каирбая Закирова. На памятном камне высечены слова «Келте тонды Келменбет, келбетіңе рахмет! Көрсеттің жауға қасірет» и посвящение (арнау) акына Кулана.

Рядом с памятником разбили сквер, посадили деревья, цветы. Здесь часто гуляют горожане – мамы с детьми, влюбленные парочки, люди старшего возраста. Сквер стал одним из излюбленных мест отдыха жителей близлежащих микрорайонов. И, конечно, каждый, кто приходит сюда, отдает дань уважения народным героям, которые ценой своей жизни отстаивали завоевания своих отцов и дедов. Долгие годы остававшиеся в забвении и безвестии, сегодня они возвращаются к нам из прошлого.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: