Навсегда в памяти народной - «Кызылординские Вести»

Навсегда в памяти народной

09.11.2021

2356 0

zhurgenov foto e1636387438423

По мнению отечественных ученых и общественных деятелей, Ахмет Байтурсынов, Темирбек Жургенов, Ильяс Омаров и Узбекали Жанибек представляли собой четыре столпа казахской культуры. В самые разные времена при условиях различных политических систем они способствовали подъему национальной культуры, развитию сферы образования и науки в Казахстане. Они – борцы, которые горой стояли за интересы своей Родины, творцы, пытавшиеся исчезнувшую культуру восстановить, имеющуюся – возвеличить. Об одном из них, Темирбеке Жургенове, в нашем материале.

Темирбек Жургенов известен как выдающийся государственный и общественный деятель, публицист, глубокий знаток казахской культуры, внесший огромный вклад в развитие образования, культуры и искусства.

Темирбек Караулы Жургенов родился в ноябре 1898 года в урочище «Зимовка Жургена» в окрестностях аула Жанаталап Жалагашского района Кызылординской области. Его отец Кара и дед Куан происходили из знатного рода, владевшего сотнями табунов лошадей. Мать Жанши, балуя сына, называла его «Темирше».

Волею судьбы его стремление к знаниям было вознаграждено сполна – первые уроки по религии и литературе он получил у прославленного в низовьях Сырдарьи поэта, автора перевода «Шахнаме» с персидского Турмагамбета Изтлеуова. Далее учился в начальной школе, в училище в Акмечети. В 1917 году он учился в землемерном училище, в далекой Уфе. В 1918-1921 годы трудился в различных советских организациях в Торгае, Иргизе, Акмечети, вступил в ряды Компартии, был ответственным секретарем газеты «Қазақ мүңы» («Печаль казаха»).

Отучившись два года на рабфаке в Оренбурге, он получил направление в Ташкент в Среднеазиатский государственный университет, где поступил на юридический факультет, который закончил с отличием. Его дипломная работа о районировании казахских земель получила высокую оценку и была издана отдельной книгой. Темирбека оставили в университете преподавать государственное право и заниматься научной работой. В ту пору на страницах печати были опубликованы его многочисленные научные исследования и публицистические материалы. Особое внимание он уделил теме национально-освободительного движения 1916 года. Активная общественная жизнь прославила молодого человека по всему Туркестану.

Он мечтал посвятить свою жизнь служению науке. Но судьба уготовила ему другой путь. В годы учебы в университете Т.Жургенов исполнял обязанности уполномоченного представителя Казахской АССР в Туркестанской республике (позже Узбекской АССР), а на последнем курсе по совместительству работал ректором Казахского педагогического института. Избирался членом Центральных исполнительных комитетов Казахстана и Туркестана, был делегатом областных, республиканских, краевых маслихатов и пленумов. Особое внимание уделял праву, политэкономии, истории, занимался статистическими, демографическими исследованиями и принял активное участие в разрешении главной проблемы того времени – разграничивании национально-государственной границы Средней Азии и Казахстана.

Знания, энергия, политические взгляды молодого парня не остались не замеченными руководством страны, которое назначало Т.Жургенова на высокие и ответственные посты. В 1929 году он – Нарком (министр) финансов Таджикской АССР, а в 1930-1933 годы – Народный комиссар просвещения Узбекской АССР.

Свободно владевший казахским, русским, узбекским, таджикским языками, он с рвением приступил к реализации важной реформы того времени, осуществления так называемой «культурной революции» – открыл сотни школ, способствовал изданию учебников, организовал узбекский цирк…

В 1933 году был назначен народным комиссаром просвещения Казахской АССР. Так началась его деятельность в области образования, науки, искусства и культуры. Первым делом новый народный комиссар приступил к ликвидации неграмотности, повсеместному открытию школ с начальным образованием. Во всех областных центрах открываются шестимесячные курсы под лозунгом: «Каждый учитель должен обучить грамоте не менее 35 человек!». Создается специальное управление по обучению взрослого населения, издается газета под названием «Төте оқу». В 1934 году изданы и бесплатно розданы населению сотни тысяч учебников. В те же годы увеличилось количество начальных школ, а спустя три-четыре года в Казахстане число учащихся превысило один миллион человек.

Т. Жургенов внес колоссальный вклад в открытие в стране Казахского государственного университета. В ряде областей были созданы двухгодичные учительские институты, образованы десятки техникумов для промышленности, транспорта и связи. Стали работать мединституты, рудно-металлургический институт.

При Т.Жургенове в стране особое внимание уделено процветанию культуры и искусства. К примеру, Алма-Атинский музыкально-драматический техникум преобразован в учебный комбинат, при котором был создан отдел кино. Открыта музыкальная школа в Уральске. Народный артист Курманбек Жандарбеков писал: «Темирбек Жургенов много пота пролил для того, чтобы казахское искусство расправило крылья. Мы его знаем как отца казахского театра».

13 января 1934 года – день постановки музыкальной комедии «Айман-Шолпан» – по праву считается днем рождения казахской оперы. Позже были созданы оперы «Қыз Жібек», «Жалбыр».

Канабек Байсеитов, народный артист КазССР, один из основоположников казахского театра вспоминал: «Создать оперу «Қыз Жібек» Брусиловскому предложил нарком просвещения Казахстана Т. Жургенов. Он вызвал его к себе и долго, с увлечением рассказывал содержание этой любимой в степи легенды. Потом сказал, что назначает его редактором только что созданного Казахского государственного музыкального театра и дал «добро» на работу, предоставив все условия».

Т. Жургенов собирал и записывал произведения устно-поэтического творчества казахов, в том числе песни современных акынов. В 1924 году им издан один из первых сборников песен и поэм акынов Казахстана под названием «Терме» («Сборник»), с большой вступительной статьей составителя. После сборник был значительно пополнен, отредактирован и выпущен на русском и казахском языках.

В его работах были отражены проблемы истории дореволюционной культуры Казахстана. Одним из первых он обратился к поэзии легендарного акына-философа XIV века Асана-Кайгы (Асана-Горемыки), описавшего свои безуспешные поиски «Жерұйық» (земли обетованной).

Народная артистка СССР Куляш Байсеитова, композиторы Ахмет Жубанов и Евгений Брусиловский в своих статьях и воспоминаниях говорят о том большом авторитете и уважении, которыми пользовался Т. Жургенов в среде творческой интеллигенции Казахстана. Этот авторитет он заслужил своей высокой и разносторонней культурой, тонким пониманием искусства, истинной заботой о его развитии.

В своих примечаниях к книге «1000 песен казахского народа» известный исследователь казахского фольклора Александр Затаевич писал: «Т. Жургенов – интеллигентный и серьезный молодой казах, основательнейший знаток сырдарьинских песен, давший мне чрезвычайно ценные сообщения песен Конратовского рода, происходящего из Хивы. К сожалению, несмотря на все мои старания, мне не довелось более исчерпывающе использовать широкую осведомленность этого лица в старинном песенном творчестве его родины».

Т.Жургенов искал народные таланты, всячески поддерживал, создавая им необходимые условия для учебы и работы. Так, народный художник Казахской ССР Абылхан Кастеев по его рекомендации был принят в мастерскую старейшего художника-этнографа Н. Г. Хлудова, а затем отправлен на учебу в Москву для дальнейшего совершенствования своего таланта.

Т.Жургенов высоко ставил в духовном сближении наций переводческое дело. «Переводы классиков и советских писателей других народов Союза сроднили казахский народ с лучшими литературными произведениями Союза и Запада, укрепили интернациональные связи в казахском творчестве», – писал он. При его участии были изданы на казахском языке произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Максима Горького и других писателей и поэтов.

За большой вклад в дело развития народного просвещения Т.Жургенов был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Соратники говорили о нем: «Людям искусства порой не хватает той железной воли Темирбека». Неспроста уже тогда называли его «Железным Наркомом», «Казахским Луначарским». Все мероприятия проводились под его личным руководством и непосредственным контролем. Он объезжал каждый аул, каждый район, участвовал в репетициях театра, писал критические статьи, рецензии на постановки… Нарком просвещения Казахской ССР часто приезжал лично на дом ко многим известным актёрам и актрисам, беседовал об их житье-бытье. Он активно помогал Дине Нурпеисовой, не имевшей крова, близких и знакомых.

Наступил 1937 год. В июне выдвинута его кандидатура в депутаты Верховного Совета СССР по Семипалатинскому избирательному округу. Спустя два месяца, 2 августа, Т.Жургенов был арестован. 25 февраля 1938 года, не дожив до сорока лет, был расстрелян.

В те же годы арестовали и расстреляли его отца, восьмидесятилетнего аксакала. Супругу Т.Жургенова Дамеш заключили в тюрьму, дав ей 8 лет срока. Жена «врага народа», сестра деятеля Алаш-Орды Алимхана Ермекова, только в 1957 году после долгих 18 лет страданий в тюрьмах вернулась в Алма-Ату. Очевидцы, встречавшиеся с вдовой Т.Жургенова Дамеш Ермековой, рассказали о том, какие шаги предпринимала женщина для того, чтобы сберечь для потомков доброе имя известного деятеля. В 1990 году в возрасте 86 лет она скончалась. Их единственный сын Шоратай умер в Ташкенте. Усыновленный младший брат, не выдержав гонений и позорного клейма «враг народа», в годы Великой Отечественной войны добровольно отправился на фронт и не вернулся.

Славный сын своего народа Т. Жургенов, ставший жертвой сталинского тоталитаризма, реабилитирован только в 1957 году. Его именем названы улицы, школы, Академия искусств в Алматы. О нем написаны воспоминания и статьи. Вышли в свет книги. Его жизнь и творчество стали объектом исследования ученых.

Умение увлечь идеями коренизации казахской культуры, сохранения культурного наследия для последующих поколений, преобразования своей Родины в цивилизованное современное государство собирало вокруг Темирбека Жургенова творческие силы, способные самоотверженно служить родному народу. В условиях независимого Казахстана эти идеи получили новый импульс и воплощаются в жизнь, устремляя страну в будущее.

Подготовил Алмас КЫЛЫШБАЙ

Читайте также: