Наследие Калжана ахуна — «Кызылординские Вести»

Наследие Калжана ахуна

15.09.2022

879 0

Богатая древними легендами и преданиями, земля Сыра является сердцем тюркского мира. Мавзолеи и надгробия – Курган Алыпа, Бобиш мола, Кок кесене, Окшы ата, Бегим ана, Корасан ата – стали свидетельством безграничного уважения и внимания к памяти великих личностей, оставивших след в истории не только казахского народа, но и всей тюркской цивилизации.

В рамках государственной программы «Культурное наследие» была отреставрирована мечеть-медресе Калжана ахуна в одноименном ауле в Сырдарьинском районе. В честь 160-летия просветителя, духовного учителя Калмухаммеда Болекбайулы, известного в народе под именем Калжан ахун, в Теренозеке в районном историко-краеведческом музее состоялась выставка, на которой были представлены личные вещи богослова и проповедника: молитвенный коврик, сундук с книгами. Была организована экскурсия на месте его захоронения.

Калжан ахун родился в 1862 году в Хивинском ханстве. Его отец, Болекбай был из рода «табын» местечка Жаманкагалы (сейчас это территория Актюбинской области). В молодости он, гостя у родственников в Каракалпакии, поступил на службу в ханскую ставку, где занимал высокий пост.

Калжан ахун появился на свет, когда его отцу Болекбаю было 77 лет. Родители дали ему имя Калмухаммед, но в детстве они называли его уменьшительно-ласкательным Калжан. Так за ребенком закрепилось новое имя. Когда мальчику исполнилось семь лет, Болекбай батыр отдал его в медресе, тем самым открыв ему дверь в мир знаний. Отец умер в возрасте 90 лет и перед смертью завещал сыну продолжить образование. Тогда ему было 13 лет – возраст, когда по закону шариата достигают совершеннолетия. Исполняя последнюю волю мужа, мать способствовала продолжению учебы Калжана.

– Закончив медресе Кокильташ в 27 лет, он получил звание ахуна, которое в то время присваивалось людям, имеющим не только юридическое образование, но и обладающим ораторским талантом. За годы учебы он свободно овладел арабским, персидским и чагатайским языками, такими науками, как философия, астрономия, математика, биология, – рассказывает научный сотрудник музея Салтанат Куандыкова. – В 1890 году по приглашению Кете Шомекея Ораза имама Калжан ахун приехал в низовья Сырдарьи и остался здесь навсегда. Он занимался просветительской деятельностью, открыл мечеть, обучал грамоте детей и простых людей. В народе его знали как поэта, просветителя и духовного учителя.

После Октябрьской революции с 1917 по 1930 годы медресе использовалось как школа-интернат, а в 30-х годах, в период коллективизации, его превратили в скотный двор. Во время Второй мировой войны здесь снова открыли школу, было время, когда на территории комплекса размещали спецпереселенцев. До реставрации медресе было практически заброшенным зданием, хотя официально признано памятником истории и архитектуры еще в 1986 году.

И мечеть, и медресе он построил на собственные средства. На старинной мечети была обнаружена табличка – «1334 год хиджры», в переводе на общепринятое летоисчисление это 1913 год. Мечеть возведена из жженых кирпичей. Часть двора мечети занята айваном с михрабной нишей, в которой захоронены Калжан ахун и его семья. Рядом с руинами медресе позже образовалось кладбище, на котором население близлежащих аулов хоронило своих близких. Последний ремонт до восстановления здесь был проведен в 1998 году силами местных жителей.

– Это доброе и светлое место, – делится С. Куандыкова. – Для сравнения приведу пример. Однажды, когда реставраторы работали над одним из мавзолеев в Кармакши (ныне Жосалы), там произошла необычная история. По словам одного из специалистов, первоначально надо было расчистить мавзолей от мусора, убрать обрушенные части строения, но как только работники входили в него, откуда-то из-под хлама появлялась ядовитая змея и располагалась в центре руин, шипя на людей. Местные аксакалы посоветовали позвать имама. Когда он приехал и прочитал в мавзолее молитвы, змея больше не мешала работникам. Она грелась вблизи на солнышке, но к людям не подползала. В мечети Калжана ахуна реставраторы не боялись ночевать, несмотря на близость огромного кладбища и всякие суеверия. Натягивали пологи от комаров и ложились спать прямо в центральном корпусе. Потому что под крышей строения обустроили свои гнезда ласточки, а уж они по легендам не желают соседствовать с разными ядовитыми тварями типа змей и скорпионов.

После реставрации мечети и медресе, расположенные у дороги, посещают не только паломники, но и проезжающие мимо путники. Сейчас старинная мечеть – одна из самых красивых достопримечательностей в области. Есть здесь и дом, в котором Калжан ахун жил с семьей.

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: