На сцене нужно жить — «Кызылординские Вести»

Присылайте
новости

+7(777)494-07-77

На сцене нужно жить

29.10.2020

175 0

Театру как одному из древнейших видов искусства во все времена принадлежала исключительная роль в жизни людей. Формируя нравственные ценности и неся идеи гуманизма, театр делает нашу жизнь более яркой и полной. Это «живое» искусство, где в отличие от кино, у актеров нет права на второй дубль. И что важно, не навязывая свою точку зрения, театр оставляет зрителю возможность самому понять и осмыслить происходящее на сцене.

Гениальная актриса Фаина Раневская как-то сказала: «Играть можно в карты, на скачках, в шашки. А на сцене нужно жить!» – это крылатое выражение в полной мере можно отнести к актерам областного академического музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова, которому в этом году исполняется 65 лет. Его история берет начало с 1955 года – на основе самодеятельных театральных коллективов Каратальского и Енбекшиказахского районов Талдыкорганской области был создан Талдыкорганский областной драматический театр. Его занавес открылся жемчужиной казахской драматургии – спектаклем «Ақан сері – Ақтоқты» по пьесе Габита Мусрепова. За пять лет работы в Талдыкоргане главный режиссер Жакып Абильтаев поставил около десяти спектаклей по произведениям классиков отечественной драматургии, среди которых «Абай» и «Қаракөз» Мухтара Ауэзова, «Қозы Көрпеш – Баян сұлу» Габита Мусрепова, «Қарақыпшақ Қобыланды» на основе народного фольклора.

В репертуаре театра появились спектакли по произведениям русских и европейских драматургов. В их постановке особую роль сыграл режиссер, заслуженный артист КазССР Виктор Дьяков. Театральная труппа осуществила под его руководством постановку спектаклей по пьесам «Ревизор» Гоголя, «Слуга двух господ» Гольдони. Их успех определили легкая и непринужденная музыка в сочетании с удачными мизансценами. Зрителям запомнилась талантливая игра актеров Турысжана Айнакулова (Труфальдино), Раисы Ташибаевой (Беатриче).

В 1960 году по решению Министерства культуры Казахской ССР талдыкорганский театр переехал в Кызылорду. Для кызылординской публики появление в родном городе своего профессионального театра стало радостным событием. Занавес театр открыл спектаклем «Қозы Көрпеш – Баян сұлу», ставшим жемчужиной отечественной драматургии.

В государственном архиве Кызылординской области хранятся документы, рассказывающие о деятельности театра. Среди них – решение исполкома Кзыл-Ординского областного совета депутатов трудящихся от 26 октября 1967 года о присвоении областному казахскому драматическому театру имени заслуженного деятеля искусств КазССР, народного акына и композитора Нартая Бекежанова. Есть также репертуарный план труппы на сезон 1967-1968 годов, в который вошли пять спектаклей: «Қарақыпшақ Қобыланды» М.Ауэзова, «Отелло» В.Шекспира, «Ночь лунного затмения» М.Карима, «Звезды нашего дома» С.Адамбекова, «Старик удивлен» К.Байсеитова и К.Шангитбаева.

Служенье музе суеты не терпит…

В первые годы работы театра в Кызылорде в состав его труппы вошли актеры Жакып Абильтаев, Баймолда Баймуканов, Каден Балгынбаев, Шолпан Бакирова, Абдигумар Канетов, Сагымбек Ракышев, Кыдырма и Кашифа Копбаевы, Айнатай Манасбаева, Шарип Марденов, Халык Саурыков, Раиса Ташибаева. В театр также были приняты молодые, подающие большие надежды артисты Жибек Багысова, Серик Шотиков, Рыстай Алдамжарова, Турысжан и Фатима Айнакуловы. Пополнили труппу театра молодые актеры – выпускники Ташкентского ГИТИСа Пахраддин Куанышев, Избасхан Шакиров, Жорабек Шуленбаев и другие.

В 1963-1965 годы художественным руководителем и главным режиссером театра был Рубен Андриасян, выпускник Ереванского художественного театрального института (класс народного артиста СССР Вартана Аджемяна). С его приходом театр вступил в новый этап своего развития. Коллектив начал работать над постановкой произведений признанных классиков мировой драматургии. Успешной стала постановка комедии «Трактирщица» в трех действиях, написанной величайшим драматургом Карло Гольдони в 1753 году. Это история о приключениях Мирандолины – привлекательной и умной молодой женщины, которая унаследовала от своего отца гостиницу во Флоренции и управляет ею с помощью официанта Фабрицио. Замечательно справились со своими ролями актеры Жибек Багысова (Мирандолина), Калмахан Бисембинов (Рипафрата), Ораш Абдимомынов (Маркиз), Ибрахим Раманкулов (Фабрицио). Работа молодого режиссера и талантливого художника Георгия Кана была отмечена дипломом первой степени Министерства культуры КазССР.

Наряду с зарубежной классикой, Р.Андриасян работает над постановками по произведениям отечественных драматургов. Тепло была встречена постановка по пьесе Оразбека Бодыкова «Қайдасың, әке?». В спектакле правдиво воссоздан образ знатного рисовода, академика полей Ибрая Жахаева. Главные роли в спектакле сыграли актеры Жакып Абильтаев, Калкаман Бейсембинов, Айымторы Тайгарынова, Улбатай Баядилова, Зекен Меирманов, Айнатай Манасбаева, Раиса Ташибаева. Большой удачей режиссера стал спектакль «Жамиля» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Убедительна и правдива была актриса Улбатай Баядилова в роли Жамили.

На должности режиссера Р.Андриасяна сменил Маман Байсеркенов. Он стал одним из первых, кто внедрил в казахстанских театрах систему Константина Станиславского, которой мы обязаны сегодняшним реализмом происходящего на сцене и в кино.

Маман Байсеркенов родился 13 февраля 1937 года в ауле Екпинды Алакольского района Алматинской области. После окончания режиссерского факультета Алма-Атинской консерватории был направлен режиссером в театр имени Н.Бекежанова. В период с 1964 по 1970 годы он воплотил на кызылординской сцене спектакли, отличавшиеся жанровым своеобразием. Это «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Передышка» Александра Штейна, «Материнское поле» Чингиза Айтматова, «Майдан» Беимбета Майлина. М.Байсеркенов был первым казахстанским режиссером, воплотившим на сцене один из лучших образцов советского сценического искусства.

В 30-е годы прошлого века спектакль «Оптимистическая трагедия» завоевал всеобщее признание и огромную популярность. Как писали тогда театральные критики, «это был новый тип пьесы и спектакля, насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства». Поставить на сцене спектакль такой политической значимости не решались ведущие театры республики. М.Байсеркенов взял на себя смелость заставить заговорить героев «Оптимистической трагедии» на казахском языке. Постановка имела оглушительный успех и была удостоена премии Ленинского комсомола Казахской ССР. С того времени началось шествие трагедии по сценам казахстанских театров. Последним спектаклем, поставленным М.Байсеркеновым в Кзыл-Орде, стала «Передышка» по пьесе А.Штейна. Спектакли «Попрошайка, которого бес попутал» Яна Соловича, «Ты – моя песня» Сафуана Шаймерденова, «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова, «Гамлет» Уильяма Шекспира и другие завоевали любовь зрителей.

В разные годы главными режиссерами театра были Жакып Абильтаев, Мен Дон Ук, Тулеш Тунгышбаев, Тастан Утебаев. Все они оставили заметный след в истории и становлении нашего театра.

Если быть актрисой, то лучшей

Спектаклю «Ақан сері – Ақтоқты» по пьесе Габита Мусрепова принадлежит особое место в репертуаре театра имени Н.Бекежанова. Шедевр национальной драматургии, трагедия не сходит со сцены отечественных театров и актуальна во все времена. В центре сюжета – народный любимец, красивый и благородный поэт Акан и его возлюбленная Актокты. Пьеса на примере трагической судьбы Акана, наводит на размышления о высоком назначении поэта, его жизни, озаренной светом искусства и наполненной высоким смыслом. За более чем шестидесятилетнюю историю театра режиссеры осуществляли постановку трижды. В первой – роль Актокты сыграла народная артистка КазССР Шолпан Бакирова. В последующих постановках – Жибек Багысова, Алия Арысбаева.

Народная артистка Казахской ССР Жибек Багысова родилась в 1940 году в Акмолинской области. Окончила вокально-хоровую студию при Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая. Творческая карьера актрисы связана с театром имени Н.Бекежанова, которому она посвятила большую часть своей творческой биографии (1960-1995 годы). Она, в частности, сыграла главную роль в спектакле «Қаракөз» по пьесе М.Ауэзова. Лиричный и проникновенный образ Каракоз в интерпретации актрисы убедителен и поэтичен. Представленные на сцене картины народной жизни, сопровождаемые обрядовыми песнями «Жар-жар, «Беташар», «Айт келін», придали спектаклю своеобразный народный колорит и сделали его ярким и самобытным. Колоритно смотрелись на сцене образы Сырыма, Асана, Дулата, воплощенные Сагынбеком Ракышевым, Шайтурсыном Абдибаевым, Турысжаном Айнакуловым. Критики дали высокую оценку постановке, которая вошла в список спектаклей высокого художественного уровня.

За свою творческую карьеру Ж.Багысова создала целую галерею образов разного жанра. Ее творческий диапазон был необычайно широк: она одинаково талантливо воплощала на сцене как комедийные, так и драматические и трагические роли.

Их связала сцена

Молоденькой выпускницей актерского факультета Алма-Атинской консерватории имени Курмангазы пришла в театр имени Н.Бекежанова Алия Арысбаева. Она родилась в 1948 году в ауле Айдарлы Сырдарьинского района. Уже со школьной скамьи Алия мечтала стать актрисой. Чарующий и полный загадок мир театра манил девочку. В канун окончания десятилетки ей в руки попалась газета с объявлением – Казахская национальная консерватория имени Курмангазы объявляет набор учащихся. Мало кто тогда верил, что девчушка из аула выдержит столь серьезный экзамен в престижный столичный вуз. Мама не одобрила решение дочери стать артисткой. Но девочка была упорна в своем решении.

И вот поезд мчит ее навстречу мечте. На вступительных экзаменах она прочла отрывок из «Материнского поля». Только монолог убеленной сединами и умудренной жизненным опытом Толганай звучал неубедительно из уст юной Алии. К этой роли она вернется позже, уже закончив вуз и поступив в труппу театра имени Н.Бекежанова. Здесь, в Кызылорде, в спектакле о вечных ценностях – любви и верности, прощении и вере, жизни и смерти – ей досталась роль невестки Толганай Алиман. Неоднозначный и глубокий по своему смысловому содержанию, образ дался Алие нелегко. Чтобы создать лирического героя, который найдет путь к сердцу зрителя, нужно глубоко осмыслить и понять сущность персонажа. Для полного успеха нужно еще владение техникой игры, сценическое мастерство. И еще важное качество – умение играть в паре, чувствовать и ощущать партнера. Сама актриса сознавалась, «я не играю слезы, я плачу вместе со своей героиней». Один час – на одном дыхании. После финального жеста в зале – тишина, а затем – овации.

В спектакле «Король Лир», поставленном главным режиссером театра, а еще и супругом Хусейном Амир-Темиром, Алия сыграла младшую дочь короля Лира – Корделию. Это одна из лучших ролей актрисы. Она работала над ней долго и упорно, вкладывая всю свою душу. Вновь и вновь перечитывала великого английского классика, чтобы понять и прочувствовать образ Корделии. Выдающееся произведение мировой классики не утратило своей актуальности с течением времени: взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений, противостояние гордыни и гордости, лести и правды. Казалось бы, прошло столько столетий, но события трагедии трогают до глубины души зрителя всех времен и народов. И сегодня, вновь и вновь обращаясь к «Королю Лиру», нужно понимать, что семья –
это высшая ценность, самое дорогое в жизни каждого. Великим несчастьем может обернуться неуважение к родителям, давшим жизнь, предательство близких. Актриса пыталась понять глубину чувств Корделии, связать личную трагедию искренней души с общечеловеческим смыслом образа. Сложность состояла еще и в том, что в момент начала репетиций Алия находилась в Алма-Ате, где шли съемки кинофильма, в котором снималась актриса. И вот наконец премьера. Звучат финальные слова: «Любовью я богаче, чем словами». И на сцене уже не Алия, а несчастная дочь короля Лира – Корделия.

Работала А.Арысбаева и в кинематографе. На киностудии «Казахфильм» имени Ш.Айманова она участвовала в съемке новеллы «Хлеб». Некоторые эпизоды снимались в Кызылординской области. В целом, А.Арысбаева воплотила и в театре, и в кино немало ролей: Алиман в «Материнском поле» Чингиза Айтматова, Корделия в «Короле Лире» Уильяма Шекспира, Айгуль в «Стране Айгуль» Мустая Карима, Айшахан в комедии «Сноха» каракалпакского писателя Кенесбая Рахманова, Мария в «Святая святых» Иона Друцэ.

К 60-летнему юбилею музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова по сценарию режиссера Халилы Омарова был снят документальный фильм «Две жизни на одной сцене», посвященный известным супругам-актерам Хусейну Амир-Темиру и Алие Арысбаевой. Фильм повествует о профессиональном и супружеском союзе двух творческих людей, для которых главное в жизни – это служение искусству и выбранной профессии. «Это две величины, сумевшие по жизни пронести творческий союз. Алия была великолепной актрисой с тонкой душой и добрым сердцем. Она блистательно выступала на сцене, каждую роль переживала, как свою, личную», – говорят об Алие ее друзья и коллеги.

Яркие грани творчества

Шайтурсын Абдибаев остался в памяти жителей земли Сыра как человек, внесший вклад в развитие искусства, в том числе для сохранения и популяризации народной фольклорной музыки. Он родился 10 октября 1942 года на станции Сулутобе Кызылординской области. После окончания консерватории имени Курмангазы творческую деятельность начал в театре юного зрителя имени Габита Мусрепова в Алматы. В 1967-1977 годах вернулся в Кызылорду, работал актером, позже директором областного музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова, руководил областным учреждением по охране памятников истории и культуры. На сцене он сыграл около шестидесяти ролей и воплотил образы Сырыма («Қаракөз» М.Ауэзова), Ахана («Ақан сері – Ақтоқты» Г.Мусрепова), Нартая («Батыр мен ақын» А.Тажибаева), Абая («Мен ішпеген у бар ма?» И.Оразбаева), Рахыма («Қош бол, ардағым!» Б.Узакова) и другие. Он написал сценарии к документальным фильмам «Нартай», «Жанкожа батыр», «Бухарбай батыр», снятым на киностудии «Казахфильм» имени Ш.Айманова.

В 1976-1977, 1990-1991 годы Ш.Абдибаев руководил Кызылординской областной филармонией, основы которой были заложены концертно-эстрадной бригадой Нартая Бекежанова, работал художественным руководителем ансамбля песни и танца «Сыр сұлуы», ставшего в советское время визитной карточкой искусства земли Сыра.

Корифей сцены

В республике хорошо известно имя народного артиста РК Серика Шотикова. Он родился в Жетысу, но свою жизнь навсегда связал с Кызылордой, с театром имени Н.Бекежанова. Его отец Бары был председателем колхоза, мать Жамалхан – занималась домашним хозяйством. В семье родились 13 детей, но выжили только трое, остальные умерли в раннем детстве – послевоенная жизнь была суровой и тяжелой. Еще в школе Серик с удовольствием посещал кружок художественной самодеятельности. Но о своем увлечении он не спешил рассказать родителям. Видимо, понимал, что они не будут в восторге и назовут это баловством. Выбрал он себе профессию самую приземленную – стал шофером. Закончив водительские курсы, стал крутить баранку автомобиля в родном селе. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Когда узнал, что народному театру требуется водитель, долго не раздумывал. Уж очень хотелось быть ближе к искусству. Решающую роль в судьбе Серика сыграл его величество случай. Во время гастролей по дальним аулам театр ставил комедию Калтая Мухамеджанова «Волчонок под шапкой». Тут случилось непредвиденное – с сердечным приступом был госпитализирован художественный руководитель и артист театра, ветеран Жакып Абильтаев. И неожиданно не только для окружающих, но даже и для самого себя Серик Шотиков предложил сыграть роль фотокора Сайлаубека. Случай круто изменил жизнь молодого человека и открыл ему дорогу в профессиональное искусство.

Когда в 60-х годах началась массовая оптимизация, которая коснулась и сферы искусства, Талдыкорганский театр драмы был объединен с кызылординским и труппа переехала в Кызылорду. Серика переезд ничуть не смутил. Напротив, город, который был первой столицей Казахстана и славился своими музыкальными традициями, манил его. В 1960 году он вместе с труппой переехал в Кызылорду.

С.Шотиков сыграл большое количество ролей самого разного амплуа. Это и безумный Диуана, и мудрец Кунанбай, Карабай и Жантик, Кумар и Сердалы, Кайбарбек и Дурбит, Нарша и Жапал, Дуанбасы и Дулат. Каждый образ он прочувствовал и провел через себя. Ведь, как известно, искусство театра не терпит фальши. Служению театру он посвятил почти полвека и все эти годы был душой коллектива. С годами он стал мудрым наставником молодых, готовым поддержать добрым советом, приободрить дружеским участием. В его гримерной всегда было людно. Здесь проходили дружеские беседы, творческие дискуссии о театре.

В двухтомнике «История театра», опубликованном Академией наук, был высоко оценен его вклад в искусство. Например, в комедии «Так мне и надо» по пьесе Калтая Мухамеджанова он мастерски сыграл пройдоху, взяточника и карьериста Хайдарбека. Блестяще сыграл в спектаклях «Ақан сері – Ақтоқ-ты», «Оптимистическая трагедия». Талант С.Шотикова был отмечен еще при жизни. Был удостоен звания народного артиста Казахской ССР, награжден орденом «Құрмет».

Приехав вместе с верной спутницей жизни Хафизой в Кызылорду, он полюбил этот город, который стал для него второй Родиной. Здесь родились и выросли его дети, создали свои семьи и получили профессии. Имя Серика Шотикова навсегда осталось в сердцах благодарных зрителей, друзей и коллег.

Театр – искусство коллективное

В прошлом году Постановлением Правительства Республики Казахстан Кызылординскому областному музыкально-драматическому театру имени Н.Бекежанова был присвоен статус академического. Это значимое событие ознаменовало новый этап в его истории. Надо отметить, что среди почти 60 существующих в республике театров статус академического имеют только старейшие столичные театры – имени Абая, Мухтара Ауэзова, Калибека Куанышбаева, ТЮЗ имени Габита Мусрепова, корейский театр, русский театр имени Михаила Лермонтова, шымкентский театр имени Жумата Шанина, из областных – имени Махамбета Утемисова в Атырау.

Присуждение почетного звания «академический» является признанием высокого уровня мастерства и профессионализма творческого коллектива театра имени Н.Бекежанова, который, кстати, является одним из старейших в республике. Немалая заслуга в этом принадлежит заслуженному деятелю искусств Казахстана, бессменному художественному руководителю и главному режиссеру театра Хусейну Амир-Темиру, который в нынешнем году отметил свое восьмидесятилетие. Его творческая деятельность, да и вся трудовая биография связана с театром имени Н.Бекежанова.

Именно здесь в 1967 году начался его путь в театральное искусство. Служил актером, но необходимость овладения серьезными знаниями заставила его отправиться в Алма-Ату и поступить в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы. Затем обучался в Москве, где с отличием закончил высшие режиссерские курсы в ГИТИСе. В 1974 году Х.Амир-Темира назначили главным режиссером областного театра имени Н.Бекежанова.

Большое внимание молодой режиссер уделял репертуарной политике театрального коллектива, стараясь разнообразить его и сделать интересным для зрителя разных возрастов и вкусов. Наряду с произведениями отечественных драматургов, им были поставлены лучшие произведения зарубежных и русских классиков. Его спектакли не раз удостаивались самой высокой оценки на различных конкурсах и фестивалях театрального искусства.

В результате творческих разногласий в 1992 году Х.Амир-Темир перевелся в Талдыкорган, был назначен главным режиссером Алматинского областного театра имени Бикен Римовой. Под его руководством талдыкорганский театр трижды становился лауреатом республиканских фестивалей, а сам режиссер был отмечен в номинациях «Лучший режиссер», «За многолетний труд на сцене».

По приглашению руководства области в 2003 году вернулся в Кызылорду и после десятилетнего перерыва снова стал главным режиссером родного театра. В тот год на республиканском уровне отмечалось 200-летие со дня рождения Махамбета Утемисова. Встала задача – подготовить спектакль для участия в фестивале. Времени на постановку было мало. Ставить те пьесы, которые известны всем, не хотелось. Нужен был новый сценарий. И тогда, связавшись с давним приятелем, драматургом Такеном Алипбаевым, Х.Амир-Темир представил ему свое видение сценария. И хотя у драматурга были опасения, получится ли создать что-то серьезное за столь короткое время, все получилось. Не все верили в успех спектакля на фестивале. Но в результате сплоченной работы коллектива, актерского состава спектакль «Исатайдың барында» вступил в конкуренцию с известными и признанными в республике театральными труппами и получил второе место. Это была первая большая победа коллектива после долгого перерыва. В целом, за время своей творческой карьеры Х.Амир-Темиром было поставлено около 200 спектаклей, многие из которых получили высокую оценку и признание зрителя.

Под руководством своего бессменного режиссера театру не раз выпадала честь представлять театральное искусство не только региона, но и всей страны на самых престижных театральных столицах мира. В 2005 году театр принял участие в фестивале, посвященном 1000-летию Казани (Россия) с постановкой «Смутные времена» по пьесе Жусипбека Аймаутова и Беимбета Майлина, в 2012 году – в фестивале «Тысячи дыханий – один голос» в Турции со спектаклем «Төбекөз» по пьесе турецкого драматурга Тургая Нара.

Постановки театра всегда удостаивались положительных отзывов критиков и высоких оценок зрителей. В апреле 2015 года коллектив театра побывал с гастролями в Англии, в Лондоне. Кызылординские актеры покорили зрителей Лондона, поставив на родине великого Шекспира спектакль на казахском языке по пьесе Дулата Исабекова «Транзитный пассажир» («Две встречи в старом доме»). В 2018 году кызылординский театр принял участие в международном фестивале искусств «Fringe» в Эдинбурге с постановкой «Ақбаян» по мотивам лироэпической драмы народного писателя Г.Мусрепова «Қозы Көрпеш – Баян сұлу». В 2019 году году театр принял участие в Днях культуры Кызылординской области в Ташкенте. Вниманию узбекского зрителя труппа представила драму «Нарком Жургенов» по пьесе Рахымжана Отарбаева. В театральном фестивале в Семее, посвященном 100-летию актрисы Амины Умурзаковой, кызылординские актеры выступили с трагедией «Абай». Репертуар пополнился новой постановкой – спектаклем «Осенние розы» по пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня».

– Театр – это искусство коллективное. Его успех зависит от слаженной работы всех. По словам Константина Станиславского, «драматург, актер, режиссер, музыкант, декоратор, осветитель, гример, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив, творческий ансамбль. Коллектив в целом – автор спектакля». И потому главное в работе режиссера – суметь сплотить людей в единый ансамбль, чтобы каждый понимал свою значимость и свою роль в организации работы театра, – говорит Х.Амир-Темир.

В связи с пандемией деятельность театра, как и других культурных учреждений региона, изменила свой формат. Были отменены все гастроли, опустел зрительный зал. Театр перешел к онлайн-трансляциям, осваивая новые формы общения со зрителем, новые форматы постановок и репетиций. К большой радости и актеров, и публики в октябре театр вновь открыл занавес. Сегодня в обычном режиме идут запланированные спектакли. Как заверило руководство учреждения, нас ждут новые интересные постановки, ориентированные на зрителя разных возрастов, отвечающие вкусам самого взыскательного зрителя.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: