Благодаря государственной поддержке в нашей области проводится большая работа по сохранению памятников истории и культуры. Однако, несмотря на это, в регионе еще немало исторических объектов, не взятых на учет и нуждающихся в срочной помощи – реставрации, реконструкции и консервации. Есть такие памятники и в Жалагашском районе.
В аульных округах Каракеткен, Жанадарья и Аккыр, к примеру, большое количество памятников истории и культуры до сих пор не включены в списки предварительного учета. Среди них башни Косжигит, Байбакты и Шампы, водонапорная башня на станции Каракеткен, мавзолеи Килыбай и Шагала, мечети Кабыл тамы, Даулетназар и Токсанбай ахун и другие. Каждый из этих памятников – это летопись истории, религиозно-духовные центры.
– Если эти мавзолеи и башни, возведенные из сырцового кирпича, не взять на государственный учет и не проводить работы по реставрации и консервации с целью сохранения их нынешнего состояния, то через 5-10 лет мы можем их вообще потерять, – говорит старший научный сотрудник Жалагашского районного музея Канат Жапаков. – Поэтому сегодня нужно особое внимание уделить их фотофиксации, которая поможет сохранить внешний облик памятников, их определенные характеристики и данные. Как правило, такие исторические объекты не стоят вечно, изнашиваются, и в дальнейшем вовсе могут исчезнуть с лица земли. Но сохранившиеся фотографии на протяжении веков используются в качестве доказательства и достоверного источника их существования. Это очень важно для последующих поколений, которые не смогли увидеть памятник своими глазами.
Среди этих древних исторических объектов особое внимание жителей района привлекает башня Косжигит, расположенная в 19,4 км. к северо-востоку от аула Каракеткен. Памятник состоит из двух башен. Общая форма первой башни имеет форму круга. Башня построена с конусообразной обвязкой от середины к вершине. Высота около 6 метров. Внутренний диаметр 80 сантиметров. Толщина стенки около 60 сантиметров. Вторая башня имеет квадратную форму (1,3х1,3метра). Высота около 5 метров. Башни построены из прямоугольных сырцовых кирпичей. Входные проемы обращены на юг и юго-запад. Внутри есть устремленные вверх башни деревянные лестницы. Расстояние между двумя башнями около 13-15 метров. В настоящее время обе башни сильно повреждены из-за неблагоприятных климатических условий. Их возраст датируется, примерно, концом ХІХ-началом ХХ веков.
– Среди местных жителей сохранилось немало легенд о башне Косжигит. Конечно, не все из них дошли до наших дней в первозданном изложении, но в этих преданиях отражена жизнь наших предков, – подчеркнул К.Жапаков.
Как гласит одна из легенд, один из двух братьев из рода найман влюбился в дочь известного в округе бая из рода табын. Он хотел увезти возлюбленную в свой аул. Бай, узнав о том, что его дочь встречается с парнем из другого рода, решил уничтожить братьев, и послал для исполнения злого умысла верных ему жигитов. В одну из ночей палачи бая беспощадно убили братьев, увозивших втайне влюбленную девушку. Позднее родственники братьев построили на месте их захоронения две башни, которые впоследствии остались в истории как башни Косжигит (башни двух братьев).
В другой легенде, двое братьев из рода табын в период сражений с ненавистными захватчиками героически погибли на чужбине. Их тела привезли и похоронили на родной земле. На месте захоронения родственники для увековечивания имен братьев возвели две башни. Хоть и не дошли до нас имена этих героев, но памятник в народе стали именовать башнями Косжигит.
Есть еще третья версия легенды. … Во второй половине XIX века уже в преклонном возрасте известный народный герой Бухарбай батыр вместе со своими соплеменниками поселился на благодатной земле – в северо-восточной части аула Каракеткен Жалагашского района. Наш предок способствовал переходу местных казахов от кочевого к оседлому образу жизни. Он заложил в округе большой сад и велел сельчанам выкопать оросительный канал длиной около десяти километров, который берет начало от реки Караозек. Юноши начали активно рыть канал на вверенных им участках. Двое джигитов, расчищая густые камышовые заросли, натолкнулись на логово тигрицы с детенышами. Завидев людей, тигрица молниеносно бросилась на юношей и исполосовала джигитам горло своими острыми когтями. Подбежавшие чуть позднее сельчане увидели лишь бездыханные тела братьев. Они с почестями похоронили ребят, трудившихся на благо своей родной земли. Их тела были захоронены рядом с каналом Бухарбая батыра. Народный батыр, посоветовавшись с сельчанами, решил установить на месте могил ребят памятный знак. Тогда и было решено возвести здесь две башни. История уже не помнит имена двух братьев, но их могила осталась в памяти народа как башни Косжигит. Но по дошедшим до наших дней сведениям, эти ребята были родственниками Кабан батыра из рода токберди табын.
Как бы ни гласила сегодня легенда, эти древние памятники – свидетели нашей истории, и должны быть под охраной государства. Очень важно, чтобы они не ушли в небытие, сохранились и были переданы потомкам.
Бота МЕЙРАМОВА