В этом году железнодорожному вокзалу Кызылорды исполняется 119 лет. Для местных жителей он остается одной из главных достопримечательностей города.
В прошлом году большая работа проделана по его благоустройству. Обновлен фасад старого одноэтажного здания, заасфальтированы перрон и автостоянка. Также обновлен пешеходный мост через железную дорогу, реконструирован фонтан. Территорию вокзала украшает привокзальная площадь. В центре нее установлен памятник легендарному полководцу Жанкоже батыру. Скульптуру установили в октябре 2014 года в честь празднования 240-летия Жанкожи Нурмухамедулы. Высота скульптуры, не считая копья, – двенадцать метров. Ее авторы – наш земляк, известный скульптор, художник Амангельды Кененбаев и его алматинские коллеги Казбек Дулатов и Талгат Серикбаев. Композиция великого полководца в облике мужественного воина с копьем в руках верхом на коне отлита из бронзы и весит 5,3 тонны. Ее установили на шестиметровый постамент из гранита. Вдоль тропинок посажен газон, цветы и деревья. Здесь есть скамейки и установлены часы. Также здесь находится музей «Акмешит» — филиал областного историко-краеведческого музея, где собраны материалы об истории областного центра. Побывав в этом учреждении, можно узнать много интересного о том, как кызылординцы жили в прошлом. В музее есть экспонаты, документы, фотографии, рассказывающие об этапах становления Кызылорды. Здесь есть старинные фонари, керосиновая лампа, сумка для инструментов, макет старинного паровоза и другие экспонаты.
Старинные здания на привокзальной площади прекрасно дополняют архитектурный ансамбль областного центра. Ни в одном месте Кызылорды больше нет таких трогательных домиков «в русском, слободском стиле». Много лет основными обитателями здесь были путейцы. В этих домах до сих пор живут люди.
В 1900 году, когда в окрестностях низовий земли Сыра было малочисленное население, Николай II решил строить здесь железную дорогу. Событие это было прогрессивным — за железной дорогой было большое будущее. Создавались рабочие места, в том числе и для местного населения, завязывались новые торговые отношения. В том же году царь подписал указ о строительстве Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Инженеров Урсати и Вяземского назначили руководителями грандиозной стройки и выделили на эти цели 130 миллионов рублей. Строительство железной дороги началось одновременно с двух сторон, а соединились рельсы в крошечном на тот момент Казалинске. От Оренбурга до Казалинска тянули 946 верст, с юга от Ташкента — 790.
Вокзал был построен через пять лет в 1905 году из красного кирпича. По данным из личного архива известного краеведа-историка, ныне покойного профессора Мади Киреева, в кирпич этот добавляли рубленый конский волос для прочности. В то время это было самое модное и красивое здание в городе и занимало почти 600 квадратных метров. После сдачи в эксплуатацию вокзала рядом открылись паровозное и вагонное депо, возле которых построили административные здания, дома для железнодорожников, водокачку.
Теперь вокзал лишился своего исторического облика 1905 г. Были вазоны. Где они? Конечно чистенько. Но нет 1905 года. Рядовое здание с подсветкой. Вот именно обновлён, а не сохранён.