Дошкольное образование закладывает основы знаний будущего учащегося. Подготовка детей к обучению в школе, формирование личностных качеств ребенка и воспитание в нем тяги к систематическому обучению – вот основные задачи учреждений дошкольного воспитания.
«У нашего народа есть пословица: «Ел боламын десең, бесігіңді түзе» («Будущее страны формируется в колыбели младенца»). Поэтому сфера дошкольного воспитания должна быть приоритетной. Однако сегодня в Казахстане дошкольным образованием охвачено лишь чуть больше половины детей в возрасте от двух до шести лет. Подобная ситуация недопустима. Необходимо кардинально решить вопрос обеспеченности детскими садами. Вместе с тем следует принять действенные меры для повышения социального статуса и заработной платы воспитателей. При этом нужно установить четкие требования к специалистам данной сферы и поэтапно снижать рабочую нагрузку. Движущей силой прогресса в образовании являются преданные своему делу педагоги. Поэтому аттестовывать нужно не детские сады, а воспитателей», — отметил Президент страны Касым-Жомарт Токаев.
Между тем, важным условием для создания равных стартовых возможностей каждому ребенку к обучению в начальной школе является расширение доступа к дошкольному воспитанию и образованию. Согласно исследованиям, разница между детьми, не посещавшими дошкольную организацию, и теми, кто воспитывался в ней более трех лет, составляет порядка 20 баллов по всем трем направлениям грамотности – чтению, математике и естествознанию.
Расширяя сеть дошкольных учреждений
По данным Министерства просвещения РК, в 2022 году охват дошкольным образованием детей от двух до шести лет составил 89,4 процента, от трех до шести лет – 98,3 процента. 100-процентный охват детей дошкольным образованием не достигнут в густонаселенных местностях и в регионах с высоким уровнем миграционных потоков и рождаемости. Это Алматинская, Жетысуская, Туркестанская, Улытауская области, а также мегаполисы Алматы и Астана.
Согласно Национальной образовательной базе данных, на конец 2022 года в Казахстане действовали 11104 дошкольные организации, которые посещали 965204 ребенка. Кроме того, в связи с ростом рождаемости в 2020 2021 годах, прогнозируется увеличение очередности в дошкольных организациях в период 2023-2029 годов.
Приоритетным направлением развития дошкольного образования является расширение сети дошкольных организаций с казахским языком обучения. Наибольшая доля дошкольных организаций с казахским языком воспитания и обучения наряду с Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Туркестанской областями, имеется в нашем регионе. В последнее время карту регионов с наибольшей долей дошкольных организаций с казахским языком воспитания и обучения пополнили Атырауская и Мангистауская области и город Шымкент.
Государственный образовательный заказ на оказание услуг дошкольного воспитания и обучения размещается в организациях образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. На сегодня подушевой норматив на одного воспитанника с 34 тысяч тенге в 2020-2022 годы вырос до 46 тысяч тенге. При этом подушевой норматив на ребенка с особыми потребностями в два раза выше. По данным психолого-медико-педагогических консультаций, в настоящее время по республике насчитывается свыше 47 тысяч детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста, из них специальные детские сады и спецгруппы дошкольных организаций посещают 9709 ребят, общеобразовательные группы дошкольных организаций – 16305.
А как у нас?
В Кызылординской области система дошкольного образования представлена 686 организациями. Это 613 детских садов, из которых 160 – государственные, 453 – частные, а также 73 дошкольных учреждения. Их посещают 60345 детей. Охват дошкольным образованием детей с двух до шести лет составляет 88,9 процентов, с трех до шести лет – сто процентов.
По информации областного управления образования, на 2023 год запланировано открытие 19 детских садов на 3221 место. Из них на настоящий момент распахнули двери 14 детсадов на 890 мест и допольнительные группы на 806 мест. Остальные пять детских садов на 1525 мест будут открыты до конца текущего года.
Новый механизм постановки детей в очередь
Для обеспечения прозрачности и снижения коррупционных рисков была автоматизирована госуслуга «Постановка на очередь детей дошкольного возраста (до 6 лет) для направления в дошкольные организации». По данным Министерства просвещения РК, за последние три года списки ожидания в дошкольные организации сократились в 1,5 раза. В целях дальнейшего улучшения системы дошкольного образования, в пилотном режиме уже с сентября месяца текущего года будет запущен новый механизм устройства ребенка в детский сад. В настоящее время по системе indigo (электронный детский сад) госуслугу по постановке в очередь и получения направления для зачисления ребенка в дошкольную организацию по республике осуществляют 12 информационных систем. Сейчас идет работа по объединению этих систем в единую базу данных.
— Министерством просвещения прорабатывается новый механизм постановки в очередь. То есть сейчас создается единая база учета очередности. Соответственно, те же самые системы, как indigo и прочие, будут продолжать вести автоматизацию госуслуги, но при этом Национальная образовательная база данных станет интеграционной площадкой, на которой будет полностью проверяться легитимность права ребенка на постановку в очередь и получение направления, — пояснила новшество директор департамента дошкольного образования Министерства просвещения РК Наталья Жумадильдаева.
Будет проработан новый подход выбора дошкольной организации. На картах населенных пунктов будут размещены все дошкольные организации с их паспортами, движением очереди. С учетом собственных возможностей, расположения каждая семья вправе выбрать четыре дошкольные организации. Так, например, для одних родителей удобно, чтобы дошкольное учреждение находилось в шаговой доступности от места работы, для других – от адреса проживания бабушек и дедушек. Все зависит от конкретной жизненной ситуации семьи.
В базе данных будут доступны все реестры, в том числе постановка в очередь, выдача направлений. Не секрет, что зачастую родители или опекуны обращаются к помощи «помогаек», которые размещают свои объявления в различных чатах. Все это чревато различными рисками, поскольку родители передают посторонним людям ЭЦП, ИИН, личные документы. Таким образом, человек может оказаться жертвой мошенников, на него попросту могут оформить кредит или совершить другую аферу.
Новый механизм позволит снизить коррупционные риски, обезопасить людей и, самое важное, повысить конкуренцию среди дошкольных организаций.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА