Фото: pixabay
О мошенниках предупреждают везде: на сайтах, в социальных сетях и на билбордах в городе. Но злоумышленники придумывают новые схемы, и люди до сих пор попадаются на их уловки.
Технологии упрощают жизнь не только честным людям, но и преступникам. В Казахстане участились случаи телефонного и интернет-мошенничества.
Автор этих строк сама недавно чуть не стала жертвой мошенников. Через сервис онлайн-объявлений OLX хотела продать джинсовую куртку, которая стала мне мала по размеру. Выложила объявление на сайт. На завтра мне написала «покупатель». Стала расспрашивать об одежде, и решила, что купит товар. Но так как она находится в другом городе, сказала, что сделает оплату через АО «Казпочту». Через некоторое время она заявила о полной оплате товара и отправила ссылку для получения денег. Перейдя по ссылке, я должна была заполнить графы с личными данными и по банковской карте. И тут у меня появились сомнения. Решила проверить и мои сомнения подтвердились. «OLX не работает с Казпочтой. В OLX нет способа оплаты, который вы получите, перейдя по ссылке. Всегда требуйте наличные или чек перевода,» — было написано в Интернете. Я сразу же поняла, что это мошенники и заблокировала номер. Если бы я ввела данные, мне бы деньги не перечислили, а, наоборот, списали.
Но сколько людей попадаются на такие обманы! Злоумышленники ловко подделывают любые номера, с которых отправляют разные сообщения. Они могут представляться сотрудниками государственных органов или службы безопасности банка. При звонке мошенники сообщают, что на гражданина и его счета якобы идет массированная атака или о несанкционированном переводе с карточки клиента банка. Для блокировки незаконной операции предлагается уточнить данные, в частности, номер карты и CVV-код, указанный на обратной стороне. В дальнейшем они используются для проведения несанкционированных денежных переводов с карточного счета либо депозита пользователя.
Тут нужно знать, что настоящему банковскому сотруднику и представителю государственных органов нет нужды звонить клиентам, чтобы уточнить их личные данные. В банке имеется полное досье на каждого клиента.
По информации департамента полиции Кызылординской области, в регионе с начала текущего года зарегистрировано 185 фактов интернет-мошенничества, раскрыты 33 из них.
Среди них встречаются такие виды мошенничества:
— поставив на аватар Whats app фото знакомого, просят деньги в долг;
— оформляют микрокредит от имени физических лиц путем анонимного получения их персональных данных;
— размещают ложные объявления о продаже автомобиля на сайт «Kolesa.kz» и присваивают деньги пострадавших, отправленные на выставленные счета;
— предоставляют ложную информации о выигрыше автомобиля и других выигрышей через Интернет, и просят отправить деньги под предлогом получения страхового полиса.
Сотрудники полиции призывают граждан быть бдительными и соблюдать простые правила: никому не сообщать свои персональные данные, реквизиты пластиковых карт, не передавать квитанции о переводах и, тем более, коды и кодовые слова.