О регулировании естественных монополий - «Кызылординские Вести»

О регулировании естественных монополий

12.10.2020

980 0

16176

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественных монополиях» «естественная монополия означает состояние рынка услуг (товаров, работ), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг (товаров, работ) невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг (товаров, работ)».

Согласно закону к сферам естественных монополий  отнесены услуги:

— транспортировка нефти, нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

— хранение, транспортировка товарного газа по магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам;

— передача электрической энергии;

— производства, передачи, распределения и/или снабжения тепловой энергией;

-подъездных путей ри отсутствии конкурентного подъездного пути;

— портов и аэропортов;

-водоснабжения и (или)водоотведения и другие.

Государственное регулирование субъектов естественных монополий в соответствии с Законом осуществляется посредством:

— утверждения тарифа и тарифной сметы;

— утверждения инвестиционной программы;

— утверждения временного компенсирующего тарифа.

При этом, необходимо отметить, что деятельность естественных монополий регулируется подзаконными нормативно-правовыми актами.

Например, субъекты естественных монополий для совершения сделок с имуществом или же в случае реорганизации (ликвидации), должны представить документы через веб-портал «электронного правительства» www.e-gov.kz для получения согласования в Департаменте, аналогично также, при осуществлении деятельности, отнесенной к сфере естественной монополии, субъект должен обратиться на данный портал для включения в Государственный регистр субъектов естественных монополий.

Тарифное регулирование осуществляется для субъектов естественных монополий утверждением тарифов затратным, стимулирующим методом, методом индексации и определении тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии. При этом, одним из основных подзаконных актов являются Правила формирования тарифов, утвержденные приказом Министерства РК от 19.11.2019г.  №90.

Вместе с тем, пересмотр действующих тарифов до истечения его срока действия, по основаниям определенным Законом, может быть инициирован как самим субъектом естественной монополии, так и уполномоченным органом.

В случае, когда субъект естественной монополии причиняет убытки потребителю посредством незаконного завышения тарифов, нецелевого использования средств амортизационных отчислений, неисполнения статей затрат более чем на пять процентов от утвержденных размеров, невыполнения принятых инвестобязательств, уполномоченный орган обязан принять решение об утверждении временного компенсирующего тарифа.

Открытость и прозрачность процесса формирования тарифа достигается  участием независимых экспертов, общественных организаций и потребителей в процессе обсуждения проектов тарифов, представленных субъектами через базу «Монополист» и публичными слушаниями, проводимыми в ходе рассмотрения заявок.

Кроме того, каждый субъект естественной монополии обязан ежегодно отчитываться о своей деятельности перед потребителями и заинтересованными лицами, которые проходят в форме публичных слушаний.

Следует также отметить, что существует установленная законом обязанность субъекта естественной монополии по информированию потребителей об изменении тарифов в сроки, определенные действующим законодательством.

Все эти  требования  к субъектам естественных монополий осуществляются в рамках соблюдения законодательства о естественных монополиях.

                                Департамент КРЕМ по Кызылординской области 

Читайте также: