Дешевое дизтопливо станет недоступным для некоторых автовладельцев, передает LS.
По словам министра энергетики Болата Акчулакова, в ближайшие дни на портале «Открытые НПА» будет опубликован проект приказа с лимитами покупки дизтоплива по низкой цене для казахстанцев. Документ будет доступен к обсуждению в течение двух недель.
«Не буду скрывать: мы хотим, чтобы наши граждане при наличии своих водительских удостоверений имели право заправляться по 100 литров дизтопливо в день по существующей цене – 230-260 тенге за литр. Этого более чем достаточно. Это даже больше, чем существуют баки у автомобилей. В сутки гражданин может потребить по такой цене не более 100 литов, а если захочет больше, то стоимость будет уже другая», – заявил он.
Для грузового транспорта предлагаются внедрить другие лимиты – при наличии водительского удостоверения и техпаспорта, подтверждающего, что авто зарегистрировано в Казахстане.
«Для них лимит в сутки будет порядка 300 литров, что в принципе равносильно примерно 1 тыс. км пробега в зависимости от объема двигателя. Мы исходили из того, что 35 литров на 100 км расход идет. 300 литров – это достаточное количество для того, чтобы грузовой транспорт мог ездить. Возможно, какие-то поправки по объемам еще будут, окончательные цифры опубликуем на сайте», – пояснил министр.
Между тем все остальные автовладельцы, кто не попадает в эту группу лиц, на АЗС должны будут заправляться по цене примерно 450 тенге за литр, добавил он.
«Почему мы вводим такие ограничения? В интернете есть много видео, где из соседних республик приезжают тягачи и заправляются нашим дизтопливом. Фактически они превратились в бензовозы, которые просто увозят нефтепродукт, содавая проблемы с наличем дизтоплива для наших собственных нужд. Поэтому если создадим паритетную цену, которая в их странах, то у них такого желания уже не будет», – считает Акчулаков.
Это также даст возможность сделать некоторые запасы дизтоплива внутри страны, добавил он.
«Если объемы запасов будут значительные за счет такой экономии, то у нас появится возможность даже его экспортировать с уплатой всех пошлин и налогов, что правильно. А то, что происходит сегодня, – это просто дизтопливо уезжает из страны без всякой уплаты, создавая дефицит. Поэтому это мера вынужденная, и мы смотрим на то, сколько мы сможем сэкономить на ней», – подчеркнул глава Минэнерго.
Что касается аграриев, он отметил, что для них дефицита дизтоплива не было никогда.
«В первую очередь государство всегда выделяло объемы на весенние и осенние полевые работы. Более того, дизтопливо всегда удешевляли путем переговоров с держателями ресурсов, потому что госсубсидий на него у нас в стране нет. В этом году цена для аграриев была 212 тыс. тенге за тонну. В осенний период мы хотим установить 222 тыс. тенге за тонну, это порядка 180 тенге за литр, в объеме который они просят – около 400 тыс. тонн на уборочную и посев. Разница в стоимости небольшая, вы видите, что зерно сегодня в цене. Мы посчитали, что, чем терпеть убытки от поставки топлива, сейчас можно хоть немного поднять цену на него», – резюмировал Акчулаков.