В нынешнюю посевную серьезной проблемой для земледельцев области стало не только маловодье, но и утильсбор. Это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. По этой причине подорожали комбайны и трактора импортного производства. Но и это еще не все. На купленную технику стало трудно получить документы и номера.
Следовательно, выйти в поле в нужное время техника не смогла. Так для чего тогда нужны многомиллионные затраты, если техника не выходит на сев и уборку?
Еще в 2020 году Правительство РК решило ввести утильсбор на сельхозтехнику. В Казахстане введение этого новшества оправдывали, ссылаясь на опыт России или Беларуси. Однако этот инструмент первым появился в Великобритании, США и Германии. Причиной этой меры стал экономический кризис 2008 года. Таким образом, в этих странах государство решило помочь автомобильной промышленности за счёт увеличения объёмов утилизации старых автомобилей. Их владельцам с помощью бонусов предложили купить взамен старых новые.
– Какую промышленность хотели поддержать наши чиновники, вводя утильсбор? – рассуждает эксперт Ассоциации производителей и переработчиков зерна Кызылординской области Сагидулла Сыздыков. – В Европе развито машиностроение, там эта мера приносит пользу, а что у нас? Тракторов, комбайнов казахстанского производства у нас нет, все это условно. Здесь идет отверточная, крупноузловая сборка российских и белорусских агрегатов, вот и все. На наши деньги поддерживать то, чего, по сути нет, просто преступление.
По словам эксперта, результат введения утильсбора таков. Сельхозтехника уже подорожала, а это замедлит темпы обновления машиннотракторного парка. К тому же, подорожали именно сельхозмашины производства дальнего зарубежья, наиболее производительные и высокотехнологичные. Переход на технику условно местного производства отбросит передовые хозяйства назад, поскольку они не смогут использовать элементы цифровизации и точного земледелия. К тому же, пока не оплатишь утильсбор, на новый комбайн не получишь ни номера, ни техпаспорта.
– Тот комбайн, который в прошлом году наше хозяйство покупало за 160 миллионов тенге, в нынешнем году из-за увеличения курса валюты и утильсбора стоит 200 миллионов, – продолжает С.Сыздыков. – Выдаются сертификаты за то, что сдаешь старую технику, но на один-два миллиона тенге. Рисоводам сдать старую технику в пункт приема металлолома, получается выгоднее. Там дадут больше денег. Да и сдать на утильсбор мы не можем. В прошлом месяце хотели сдать комбайны и получить хотя бы по 1 миллиону тенге от государства, но не смогли. Оказывается, закончилась квота, сертификатов больше на нашу область нет. Сев только начался, а в республике закончилась квота. А ведь впереди еще и уборка. Я уверен, что найдутся и другие желающие сдать технику, но и у них будет тот же ответ – сертификаты закончились.
В КХ «Ер-Али» технику покупают каждый год. Рисоводы предпочитают ездить на заводы-производители и покупать по их ценам. Так они ездили в Германию, Россию, привозили тракторы и комбайны, оборудование. Но и лизинг тоже используют. Как говорит руководитель хозяйства Алиби Бекжанов, в то время, когда отечественные фермеры остро нуждаются в обновлении сельхозтехники, вводится этот сбор. Усугубляет ситуацию и повышение курса валюты, из-за чего увеличивается стоимость сельхозтехники.
Причем становится дороже не только отечественная, но и импортная. Понятно, что с мощной техникой качество продукции будет выше, но сейчас в мире непростая ситуация, лишние траты бьют по карману. Хотелось бы, чтобы этот вопрос решили не только в пользу производителей, но и фермеров. От их финансового благополучия зависит прибыль производителя сельхозмашин.
Как рассказывает эксперт, в прошлом году, когда рисоводам разъясняли причины введения в республике утильсбора, обещали, что техника производится на отечественных предприятиях, и поэтому ее будет немало и подорожания не будет. Введение утильсбора позволит локализовать ранее импортируемые модели за счет создания новых и расширения уже действующих производств, снизить их себестоимость, создать полноценную систему утилизации сельхозтехники в стране. Аграриям позволят обновить парк техники за счет выдачи скидочного сертификата и льготного лизинга для приобретения отечественной сельхозтехники. В итоге оказалось, что жители сел не могут получить ни сертификат, ни документы на новую технику.
В ТОО «Достык-жер-МК» последние годы парк сельхозмашин увеличился и обновился. За это время было куплено более 50 единиц техники. На поля выходят американские комбайны, немецкие агрегаты, канадские жатки. В этом сезоне в хозяйстве решили технику не покупать.
– У нас мощная техника, успели купить ее до введения утильсбора, – говорит главный агроном хозяйства Байрам Мардиев. – Сейчас комбайны и тракторы стали дороже. Поэтому многие аулчане захотят продлить жизнь устаревшей техники, будут ее ремонтировать, пока она окончательно не износится.
Если говорить о стимулировании повышения уровня локализации производств, то, как известно, наша страна не производит рисоуборочные комбайны. Есть ТОО «КАИК» в Кокшетау, где собирают и поставляют сельскохозяйственную, специализированную и коммунальную технику, делают лицензионную сборку комбайнов. В 2020 году в область прибыло 6 рисовых комбайнов, собранных в этой компании. Проект по сборке рисовых комбайнов – совместный с российской компанией «Ростсельмаш». Цена на один комбайн не превышает 100 миллионов тенге, а это на 60-80 миллионов тенге меньше, чем иностранные агрегаты. Но, как говорят сами рисоводы, эту технику все же не сравнить с американской или немецкой.
– От их специалистов мы не получили никаких разъяснений о плюсах утильсбора, – продолжает Б.Мардиев. – Видим только то, что техника стала дороже. И это происходит в то время, когда весь мир, не только наша страна, переживает финансовые проблемы, вызванные пандемией коронавируса. Деньги от утильсбора идут государству и еще одной компании, которая им занимается. Получается, открыли еще одно окно для сбора налогов с земледельцев?
За последние пять лет, только по линии АО «КазАгроФинанс» кызылординские земледельцы увеличили закуп сельхозтехники до 6,5 миллиарда тенге. И вышли на первое место в республике по закупу через АО. Как говорит директор филиала АО «КазАгроФинанс» Оразбек Каракожаев, с начала года закуплено техники на 3,5 миллиарда тенге, но есть еще заявки. Несмотря на подорожание техники, есть надежда, что земледельцы области все же закупят необходимое количество единиц.
По данным областного управления сельского хозяйства, в 2020 году ее купили на 13 миллиардов тенге, и половина закупа также пришлась на АО «КазАгроФинанс». Увеличится ли эта сумма или нет, покажет время.
Мира Жакибаева