Кто поможет фермеру? - «Кызылординские Вести»

Кто поможет фермеру?

17.08.2021

2016 0

kto pomozhet fermeru e1629169696988

Проверкой на прочность и выживаемость стал для аральских фермеров нынешний год. Одна за другой сыплются в этом году на их головы беды и несчастья. Местные старожилы говорят, что такой засухи, как в нынешнем году, на их памяти в этих краях не случалось. Вся трава выгорела, что привело к массовому падежу скота.

Файзулла Кайруллаев – председатель крестьянского хозяйства «Несібе», одного из крупных в районе. Труд скотовода знаком ему с детства, разведением домашней живности занимались еще его родители. До недавних пор редко можно было встретить в ауле семью, которая не держала бы домашнюю живность. Старинным дедовским промыслом Файзулла занимается с юности.

 В 2005 году решил заняться племенным животноводством. Через кредитное товарищество «Арал ырысы» взял займ в 5 миллионов тенге под шесть процентов годовых и купил коров казахской белоголовой породы. Содержал не только коров, но и все четыре вида скота – лошадей, верблюдов, овец. За комбикормами ездил в Россию, иногда покупал в Актюбинской области или у себя в Кызылорде в ТОО «Арайжем». Вначале дела шли неплохо, увеличил поголовье, занялся разведением племенного скота, полностью рассчитался с кредитом. Но несколько лет назад всех коров продал перекупщикам из Ташкента.

– То, что засухи не миновать, я почувствовал давно, она не наступила вдруг, – считает фермер. – Почти в течение десяти лет погодные условия с каждым годом ухудшались, влаги становилось все меньше, реже стали выпадать осадки. Из-за снижения объемов воды, поступающей вниз по Сырдарье, стали высыхать озера и другие водоемы.

Рачительный хозяин, Файзулла заранее избавился от крупного рогатого скота и овец, оставив только лошадей и верблюдов, привычных к пастбищному выпасу и изменению климата.

И все же избежать потерь в нынешнюю засуху ему не удалось. Из пятисот лошадей погибли 20. Однако мужчина уверен: если бы не продал коров, то оказался бы еще в более трудном положении. В том же ауле имени Абая, откуда он родом, был массовый падеж скота. Люди понесли большие убытки – из-за бескормицы пострадал и личный скот, и скот фермерских хозяйств.

Аул имени Абая относится к аульному округу Каракум, одному из самых отдаленных, от Аральска его отделяют в 120 километров. Природа не балует каракумцев – кругом сыпучие желтые пески, среди которых виднеются норы сусликов – извечных обитателей края, которые, к тому же, являются переносчиками различных инфекционных болезней. Климатические условия здесь не позволяют заниматься каким бы то ни было видом хозяйственной деятельности, кроме как разведением скота. И потому для жителей отдаленного аула скот – это их главное богатство, от которого зависит благосостояние и материальный достаток их семей. Здесь больше шестидесяти фермерских хозяйств, разбросанных в радиусе до трехсот километров. Из-за бездорожья доехать до них можно разве что на тракторе или лошади. Именно по этой причине для своего крестьянского хозяйства Файзулла взял в аренду землю поближе к Аральску в местечке под названием Жангазы.

Содержать скот стало хлопотно и невыгодно

Так считает большинство фермеров Аральска. Ф. Кайруллаев говорит, что прошлая зима выдалась очень тяжелой. Из-за отсутствия травы на пастбищах к весне скот сильно отощал. Маловодье привело к обмелению озер и других водоемов, а прибившиеся к их берегам в поисках воды животные погибали, завязнув в глине. Не всегда удавалось вытащить лошадей и другую живность, а те, которых все же удавалось спасти, умирали там же, не в силах идти. Трупы некоторых животных хозяева находили много позже, из-за чего их не удалось внести в статистику погибших по району животных. Погибают животные и сейчас, хотя и не так массово.

Месяцем раньше в Аральском районе неизвестной болезнью заболели верблюды. Позже ветеринарные службы области сообщили, что в ходе исследования зараженных животных, выяснилось, что это некробактериоз, или по-простому ящур.

kto pomozhet fermer2 1

– Болезнь обнаружена у 24 верблюдов, она не относится к заразным, главная причина – слабый иммунитет из-за недоедания, – сообщил тогда журналистам руководитель областного управления ветеринарии Ануарбек Дармаганбетов на пресс-конференции, организованной Службой региональных коммуникаций области. – Ветеринарные специалисты проводят исследование заболевших животных, пролечивают их. Из 24 заболевших верблюдов выздоровели 14, а 10 верблюдов еще проходят лечение. Препараты покупаются за счет собственных средств владельцев скота.

Как выяснилось, все эти верблюды из хозяйства Файзуллы. Ящур поразил всех его верблюдов, их не 24, а намного больше. Наши госорганы, как обычно, занижают статистику. Хотя сколько ни говори «сахар», во рту слаще не станет.

– Купил все препараты, которые попросили ветеринары. Но не все животные вылечились. А у тех верблюдов, кто благополучно выздоровел, после перенесенной болезни отпали копыта. Я не знаю, что с ними будет зимой. Без копыт они не смогут передвигаться в гололед или по снегу, наверное, перемрут все, – сетует Файзулла Кайруллаев.

Фермер Айтуган Кенжебаев живет в ауле Аманоткель, который расположен в 40 километрах от озера Камыстыбас. В 2012 году в рамках программы «Сыбаға» через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» он взял два кредита на три и четыре миллиона тенге по сниженной процентной ставке. Открыл фермерское хозяйство, купил быков казахской белоголовой породы и занялся племенным животноводством. Сейчас у него в хозяйстве сто коров маточного поголовья этой породы и столько же лошадей. Все складывалось неплохо, закрыл оба кредита, если бы не нынешняя засуха.

Из-за бескормицы потерял 20 лошадей, но в общую статистику они не вошли, так как трупы животных нашел не сразу и ветеринарные службы отказались составлять акты. Кормить скот нечем, на пастбищах ничего нет. Нельзя сказать, что местные власти не оказывают помощь, но этого недостаточно. Привозят корма, сено. Раздавали по пять-десять мешков комбикормов, десяток тюков люцерны, но их хватает всего на несколько дней. Это, конечно, не выход. Чтобы сохранить поголовье скота от падежа, в эту зиму придется держать его в стойле, так как на пастбищах совсем нет травы. Это хлопотно и невыгодно. Если так пойдет и дальше, то держать скот не имеет смысла. Чтобы собрать необходимый запас кормов на зиму, нужны средства. Покупателей на отощавший скот нет, некоторые продают за бесценок.

– Ждем, когда выделят субсидии, но их пока нет и когда будут, неизвестно, – говорит А. Кенжебаев. – мы встретились с и.о. министра сельского хозяйства Е.Карашукеевым, который недавно побывал в районе с рабочей поездкой и попросили его, чтобы в этом году в связи с засухой субсидии выделили пораньше. Это нужно для того, чтобы мы смогли заранее позаботиться о кормах, а то обычно средства поступают только к концу года. Он обещал, что после 20 августа деньги поступят.

Мейиз Жусип из аула Акбай несколько лет назад получила кредит в 1 миллион 800 тысяч тенге и открыла открыла крестьянское хозяйство «Орынбай» по разведению лошадей. Сейчас у нее 17 лошадей.

Этой весной отелились пять кобылиц. Оставила в стойле только две кобылы с жеребятами, остальные три вместе с другими лошадьми выгнала на пастбища. Держать их в стойле женщина не может, так как нечем их кормить. В степи животные спасаются тем, что выковыривают скудную траву, едят песок.

– Не знаю, может выживут. Собираю пенсию, но денег все равно не хватит. Чтобы перезимовать, мне нужно купить корм на пятьсот тысяч тенге. Что делать – ума не приложу. Сейчас мешок комбикормов в 50 кг. стоит 2 тысячи тенге, – говорит она.

Местные власти раздавали комбикорма, Меиз дали четыре мешка, сена не хватило. Четыре мешка кормов хватило, чтобы покормить скотину лишь несколько раз. По ее словам, последние два месяца не смогла выплатить платежи по кредиту, все время звонят с банка. Кстати, женщина не в курсе того, что можно получить отсрочки по кредиту. Не знает Мейиз Жусип и о том, что сельхозпроизводители могут претендовать на субсидии от государства.

Ранее и.о. министра сельского хозяйства Ербол Карашукеев сообщил, что пострадавшим от засухи животноводам Мангистауской и Кызылординской областей предоставят отсрочку по выплате кредитов. Для этого сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим от засухи, необходимо обратиться в филиалы АО «Казагрофинанс», Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства и Аграрной кредитной корпорации в Кызылорде или Актау. Либо в центральный офис по телефону.

– Им без промедления рассмотрят каждый случай индивидуально и предоставят отсрочку. Принципиальное согласие холдинга «Байтерек» есть, – заверил Е.Карашукеев.

Думаю, местные исполнительные органы, финансовые организации, которые владеют информацией о долгах заемщиков, должны быть заинтересованы в том, чтобы помочь людям выйти из ситуации и вести разъяснительную работу, чтобы они не перешли в разряд недобросовестных заемщиков.     

Дефицита кормов не будет?

В связи с засухой с 12 июля в Аральском районе действует режим чрезвычайной ситуации. Итоги месяца, проведенного в условиях режима ЧС, подвели на заседании комиссии по ее ликвидации под председательством акима района Серика Сермагамбетова.

Всего в Аральском районе зарегистрировано 205822 головы скота, на 180 дней им потребуется около 184 600 тонн сена. Между тем, лето на исходе, а из всего необходимого запаса кормов на сегодня в район доставили около 12500 тонн сена и 555 тонн комбикормов, что составляет чуть больше 23 процентов от всего необходимого запаса.

Для решения ситуации с кормами в области был утвержден план мероприятий по обеспечению фуражом поголовья на зиму 2021-2022 годов. Как сообщили в областном управлении сельского хозяйства, по области создано 114 бригад по заготовке кормов из числа сельских работников и волонтеров, выделены сенокосные угодья, на которых задействовано 170 единиц сельскохозяйственной техники и более тысячи человек. Помощь в заготовке кормов оказывают и другие регионы республики. Благотворительная помощь поступает из Актюбинской, Жамбылской областей, Шымкента, а также из всех районов области. На благотворительную помощь Духовного управления мусульман Казахстана 2369 малоимущим семьям Аральского района бесплатно раздали около 860 тонн сена.

Уроженец Кызылординской области, известный предприниматель и меценат Болат Утемуратов в помощь животноводам Аральского района выделил из своего фонда 213 млн. тенге. За счет этих средств закуплено 900 тонн отходов пшеницы, которые бесплатно раздаются малообеспеченным семьям. Из Костанайской и Актюбинской областей завезли 484 тонны комбикормов, которые по спискам, составленным местным общественным советом, раздаются семьям, имеющим по 5-6 голов крупного рогатого скота и около 10 овец и коз.

Кроме того, средства из фонда Б.Утемуратова будут направлены на приобретение двух тракторов МТЗ-82 для сервисных центров по заготовке кормов в двух сельских потребительских кооперативах. Кроме того, будет пробурена скважина для обводнения пастбища «Жынгылдыкак» в аульном округе Беларан и закуплены водовозы для доставки питьевой воды в два отдаленных аульных округа.

Вся надежда – на субсидии

Фермеры Аральского района надеются на помощь государства. В этом году на субсидирование животноводства в Кызылординской области выделено более 2,5 миллиарда тенге. Предпринимателям, получившим кредиты или приобретшим племенной скот на собственные средства, предоставляются субсидии со стороны государства. На эти цели из республиканского бюджета выделено 2,5 миллиарда тенге. В настоящее время по заявкам 1 179 хозяйств оплачено 1,6 миллиарда тенге. Так, на 1 голову крупного рогатого скота, приобретенного за рубежом, выплачивается 225 тысяч тенге, отечественного крупного рогатого скота – по 150 тысяч тенге. Предпринимателям, занимающимся разведением овец, предусмотрена выплата субсидий по 15 тыс. тенге за 1 овцу. В предыдущие годы только 200-300 животноводческих хозяйств изъявили желание получить субсидии, в прошлом году субсидии выплачены 1223 хозяйствам.

– Это поддержка со стороны государства и доступная возможность для предпринимателей, – говорит руководитель областного управления сельского хозяйства Талгат Дуйсебаев. – С 2019 года с целью уменьшения коррупционных рисков заявки на получение субсидий можно подать через информационную систему субсидирования в электронном формате.

Кроме того, из резерва республиканского бюджета в связи с режимом ЧС на субсидирование выделено 1,7 миллиарда тенге для частичного удешевления затрат на приобретение кормов. Для закупа недостающего объема комбикормов, необходимого для поголовья скота Аральского района, по согласованию с Министерством сельского хозяйства через АО НК «Продовольственная контрактная корпорация» в северных регионах области по льготным ценам будет заготовлено 7,4 тысячи тонн кормов.

Между тем, руководитель фермерского хозяйства «Несибе» Файзулла Кайруллаев считает, что выделяемых объемов субсидий недостаточно. Согласно Правилам субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства, утвержденным Министерством сельского хозяйства РК от 15 марта 2019 года, фермеры, занимающиеся разведением лошадей, могут претендовать на получение субсидий на лошадей только по истечении 36 месяцев, то есть только на лошадей-трехлеток.

– Во время встречи с Е.Карашукеевым мы просили выделить субсидии на каждую голову скота независимо от возраста, хотя бы в этом году, в связи с засухой. Но он ответил, что существует закон, в рамках которого и выделяется государственная помощь. Мы не всегда получаем субсидии в полном объеме. В прошлом году, например, денег не хватило, получили по 10 тысяч тенге на каждую голову вместо положенных 20 тысяч, – говорит Ф.Кайруллаев.

Такой засухи, как в этом году, говорит фермер, на его памяти не было. Свой скот он намерен перегнать на зимовку за 80 километров от родных мест, в Актюбинскую область. Там у него есть около 6 тысяч гектаров земли, взятых ранее в аренду. Он вынужден пойти на эти меры, чтобы спасти свой скот – другого выхода он не видит.

Нечем не только кормить, но и поить скот

Большая проблема для фермеров – нехватка воды. Из-за малого количества осадков, падения уровня Сырдарьи все меньше воды в озерах, некоторые высохли совсем. В основном, животноводы Аральска используют воду из скважин. Большая их часть была пробурена еще в советское время, ныне многие пришли в негодность, часть требует ремонта.

Айтуган Кенжебаев из аула Амантокель, чтобы поить скот, пробурил семь скважин, но вода в них оказалась слишком соленой и непригодной для питья. И только в восьмой скважине, на глубине 27 метров, вода оказалась пресной. Мужчина говорит, что за каждый метр заплатил по 30 тысяч тенге. Местные власти обещали возместить расходы и поэтому он подготовил необходимые документы.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: