Ученые КУ имени Коркыта – Ата завершили лабораторные исследования по рациональному извлечению целлюлозы из рисовой соломы. Полученные марки целлюлозы можно использовать для производства офисной бумаги, тетрадей, салфеток, и других изделий. Получили они и биочар, диоксид кремния и активированный уголь. Все это – из отходов риса и нефтешлама.
Ежегодно кызылординские рисоводы выращивают до 500 тысяч тонн риса , и отходы составляют 20 % урожая. Эти отходы они сжигают, выбрасывают на дорогах. Тем не менее, существует множество альтернатив вместо сжигания соломы, и ученые применяют их на практике.
–Переработки отходов риса в полезные продукты нашей командой проводятся не первый раз, – говорит профессор — исследователь кафедры «Инжиниринговые технологии» Кызылординского университета им. Коркыта Ата Нурбол Аппазов. – Ранее были проведены работы по переработке отходов риса в перспективное удобрение – биочар и широко применяемый сорбент. Получили целлюлозу из рисовой соломы, из нее можно делать офисную бумагу, тетради, салфетки.
По словам ученого, известны способы получения целлюлозы из соломы пшеницы. Результаты экспериментальных исследований позволяют рационально использовать природные ресурсы, имеют природоохранное значение, а также соответствует принципам «зеленой» химии.
В области, где ежегодно выращивается более 500 тысяч тонн риса, его отходы не перерабатываются, а сжигаются, нанося непоправимый вред экологии региона. Между тем, в мире рисовые отходы успешно используются для приготовления корма скоту, применяются для производства текстиля. Например, в Австралии и Новой Зеландии скот, который ест корм с добавлением обработанной рисовой шелухи, не болеет желудочно-кишечными заболеваниями. Рисовая солома используется для изготовления твердого топлива и компоста. Солома и рисовая шелуха должны возвращаться на поля как биологическое удобрение, а не выбрасываться.Идея получения активированного угля из рисовой шелухи пришла к ученому после поездки в Португалию в 2017 году. Ранее активированный уголь обычно получался только из дерева. Португальцы же получают его из различных органических отходов, в том числе растительных. В странах Юго-Восточной Азии активированный уголь изготавливают из рисовой шелухи. В Казахстане считалось, что если его получать из остатков риса, то он будет менее качественным, чем древесный, так как рисовые отходы имеют более низкую плотность. Н.Аппазов решил, что нужно смешивать их с нефтешламом. И он не ошибся. Под его руководством была организована кропотливая работа, и в итоге ученые получили активированный уголь методом совместной обработки рисовой шелухи и нефтяного шлама (со-термолиз). Также был получен активированный уголь из рисовой соломы. Следующий из полученных продуктов – биочар. Это – биоуголь, получаемый после обработки отходов риса, который добавляют в почву для улучшения плодородия. Его использование в качестве удобрения предотвращает выбросы парниковых газов, вызываемые окислительными процессами и жизнедеятельностью микробов. Биочар позволяет азоту сохраняться в почве в допустимой для растений форме, удерживает в себе ионы натрия и отдает растению калий. Также сохраняет органическую часть почвы – гумус. За счет этого повышается урожайность риса от 10 до 40 процентов. Если земля плодородная, то биочар не действует. В планах экспериментаторов – наладить в области промышленное производство биочара. Также ученые получили из рисовой шелухи диоксид кремния 100 процентной чистоты. Для переработки рисовых отходов использовали микроволновую технологию. Диоксид кремния – ценное вещество, которое можно использовать в разных отраслях – в производстве строительных материалов, получении солнечной энергетики, кварцевого стекла, оптоволокна, сорбентов и самого кремния.
Есть еще один продукт – целлюлоза. Используется для производства бумаги и бумажных изделий. Солома и рисовая шелуха должны возвращаться на поля как биологическое удобрение. Нужно, чтобы полученные вещества применялись во всех хозяйствах области. Польза от этого натурального продукта очевидна. Урожайность в среднем повысится до 40 процентов. Именно таких высоких результатов добиваемся в своих экспериментах.Ученые надеются, что их новые продукты не останутся без внимания и будут успешно применяться в сельском хозяйстве и других отраслях региона, а в дальнейшем и за его пределами