Цель неизменна - обеспечить равный доступ - «Кызылординские Вести»

Цель неизменна — обеспечить равный доступ

18.11.2021

1887 0

cel neizmenna obespechit

Бесценный опыт становления отечественной системы медицинского страхования стал крепким фундаментом развития современной сферы страховой медицины. Пройден долгий и нелегкий путь, на протяжении которого цель всегда оставалась неизменной — обеспечить равный доступ к качественной медицинской помощи. В преддверии 30-летнего юбилея Независимости страны, полистаем страницы истории и вспомним путь, который пришлось пройти, чтобы достичь нынешнего положения дел.

Первые годы Независимости: преобразования и реформы

После распада СССР, в Казахстане производилась децентрализация системы здравоохранения, многие функции от Минздрава были переданы в ведение исполнительных органов областей и городов республиканского значения, областные и городские департаменты здравоохранения получили значительную степень самостоятельности. Одновременно было начато реформирование и оптимизация системы бесплатного всеобщего здравоохранения, продолжающееся по настоящее время. В 1990-х годах по рекомендации иностранных организаций из США по всей республике началась масштабная оптимизация медицинских учреждений, были закрыты, ликвидированы или приватизированы (проданы в частные руки) сотни медицинских учреждений.

Одной из серьезных проблем в 90-е годы стал значительный отток кадров, медицинские специалисты государственного сектора уходили из медицины из-за миграции, недостаточного финансирования отрасли, переходили в частные структуры.

За годы Независимости предпринимались неоднократные попытки реформирования. Во второй половине 90-х годов ряд реформ носил непоследовательный характер. В 1996-1998 годах медицинская отрасль пережила неудачное время внедрения страховой медицины. В 1998 году принята госпрограмма «Здоровье народа», но существенных изменений не произошло. Однако в дальнейшем началась глубокая реорганизация здравоохранения, приняты
госпрограммы. Позитивные изменения в здравоохранении начались с 2002 года, объявленного Указом Президента РК Годом здоровья. Для улучшения ситуации приняты такие госпрограммы, как «Диабет», развитие кардиологической и кардиохирургической помощи, программа госгарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, с включением бесплатного и льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий при оказании амбулаторной помощи.

С началом экономического подъема в 2004 году приступили к реализации комплексной госпрограммы реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы. Постепенно увеличивалось бюджетное ассигнование, укреплялся сектор первичной медико-санитарной помощи, усилилась интеграция медуслуг, реорганизована система подготовки работников здравоохранения, введены механизмы финансирования стимулирующих коэффициентов, реформирована амбулаторно-поликлиническая служба.

Затем проводилась реструктуризация, приватизация медобъектов, переход поликлинических и больничных организаций на право хозяйственного ведения. За эти годы получил развитие негосударственный сектор здравоохранения, в котором сейчас оказывается медицинская помощь в рамках ГОБМП и ОСМС.

Фонд медстрахования — залог качества услуг

В переломные 90-е годы молодое независимое государство поставило перед собой амбициозные планы: интегрироваться в мировую экономику, войти в число развитых 50 государств, повысить уровень и качество жизни населения страны. В первую очередь – предотвратить заболевания и стимулировать население к ведению здорового образа жизни. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо было обеспечить качественную и доступную медицинскую помощь. С этой целью и был создан Фонд обязательного медицинского страхования.

1 января 1996 года согласно Указу Главы государства, имеющего силу Закона «О медицинском страховании граждан» при Правительстве страны был создан Фонд обязательного медицинского страхования.

6 февраля 1996 года было образовано Кызылординское областное отделение фонда. За три года работы Фонда обязательного медицинского страхования была создана надежная основа нынешней отечественной сис-
темы закупа, оплаты медуслуг, мониторинга качества медицинской помощи. Тому предшествовала каждодневная кропотливая работа первопроходцев ФОМС.

Первым директором стала одна из опытных новаторов сферы здравоохранения, профсоюзный лидер региона, в те годы председатель областного Совета профессиональных союзов, депутат областного маслихата Кулжамал Рысмухамедова, которая руководила областным отделением до 1998 года.

Как вспоминает директор областного филиала некоммерческого акционерного общества «Фонд социального медицинского страхования» (НАО «ФСМС») по Кызылординской области  Бахыт Исмаханбетов, внедрение ОСМС проводилось в 1996-1998 годах.

— По инициативе Президента страны была принята Стратегия «Казахстан-2030», -напомнил он. — Одна из ключевых задач этой Стратегии – улучшение состояния здоровья населения. В те годы экономическая жизнь оставляла желать лучшего. Поэтому, на этом фоне инициатива руководства страны по внедрению данной системы, по моему мнению, была героизмом. В то время я работал заместителем главврача областной инфекционной больницы и от главврача Базарбая Атабаева слышал, что руководство области, в лице Бердибека Сапарбаева, срочно разыскивает Рысмухамедову, которая должна была возглавить областное отделение ФОМС. Я лично знал ее, неоднократно общались. Это был человек – ураган, до того харизматичный и сумасшедшего напора личность, будучи весьма занятой, она в то время возглавляла областной совет профсоюзов, но в то же время находила время общаться с каждым. Очень отзывчивый был человек. Очень жаль, что ее жизнь внезапно оборвалась, это была тяжелая утрата для нас!

Затем до 1999 года отделение ФОМС возглавлял выдающийся организатор здравоохранения региона, заслуженный врач республики Аманхан Садуакасов, внесший значительный вклад в охрану здоровья населения Приаралья. По словам Б.Исмаханбетова, это был очень деятельный, коммуникабельный человек, в регионе и республике его хорошо знали, он — один из выдающихся организаторов. Его именем ныне названа улица.

Те, кто стоял у истоков

В летопись Фонда золотыми буквами вписано немало славных имен.

Иван Тажиев, один из видных основателей службы педиатрической помощи региона, долгие годы возглавлявший городскую детскую поликлинику, практически до конца жизни трудился в областном отделении Фонда обязательного медицинского страхования, Центре оплаты медицинских услуг (ЦОМУ), а затем и в Комитете контроля за качеством
медуслуг, неустанно передавал свой богатейший опыт молодым специалистам.

Коллеги с особой гордостью вспоминают годы работы с одним из талантливых экономистов Атласом Газизовым.

Атлас Исмаилович работал заместителем директора областного отделения ФОМС. На пороге нового тысячелетия с реорганизацией Фонда в Центр оплаты медицинских услуг Атлас Исмаилович также был назначен заместителем директора ЦОМУ, а затем и областного филиала РГКП «Денсаулык».

В тот период областной филиал Центра оплаты медуслуг возглавлял организатор сферы здравоохранения региона, кандидат медицинских наук Бахыт Исмаханбетов.  По его воспоминаниям Атлас Исмаилович был очень авторитетным человеком.

— Атлас Исмаилович выступал за справедливость, мы его поддерживали, — говорит он. — Этот человек в масштабе видел всю область, выбирал приоритетные задачи, в условиях финансовой нестабильности определял верный путь развития, благодаря этому среди других областей мы находились на хорошем счету, занимали передовые места. Наши медики узнали, что такое счет-реестр, научились составлять акт выполненных работ, протокол выполнения условий договора, узнали, что такое лицензия на медицинскую деятельность. В те годы на оздоровление каждого жителя выделялось 1870 тенге. Но в действительности на каждого пациента затрачивалось втрое больше. Атлас Исмаилович говорил: относитесь с пониманием к медорганизациям, там работают врачи, которые трудятся не покладая рук, жертвуют собой ради здоровья
пациентов.

Неоценим вклад первых экспертов Фонда — отличников здравоохранения РК Асылбека Усербаева, Ляззат Крымовой, в те годы бессменный заместитель главного врача областной детской больницы, с открытием Фонда — начальник экспертной группы отделения Назира Байменова.

По воспоминаниям ветеранов, в тот нелегкий период, когда простаивали и закрывались некогда мощные гиганты-предприятия, работники месяцами не получали заработную плату, собирать средства на финансирование ослабленной системы здравоохранения было делом не из легких.

— Всех детей до 18 лет, пожилых людей взяли на учет, их медуслуги финансировало государство, — рассказывает Бахыт Исмаханбетов. — Для медобслуживания работников шел сбор средств. С этой целью сотрудники фонда ходили по дворам, организациям, раздавали страховые полисы. Однако собирать положенные десять процентов было очень сложно. И сотрудники фонда проявляли понимание и сочувствие, не выписывали штрафы организациям. Они сами месяцами сидели без зарплаты, их отправляли в отпуска без сохранения заработной платы, как и многих в те годы, но они работали ответственно.

Изменения к лучшему: медленно, но верно

Времена менялись, и Фонд проходил все этапы трансформации, взросления, накапливая бесценный багаж знаний и опыта. В последующем детище ФОМС – Центр оплаты медуслуг был преобразован в  РГКП «Денсаулык» и «Национальный центр анализа и оценки качества медицинских услуг» Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

В 2005 году на базе вышеназванных структур был образован Комитет по контролю в сфере оказания медицинских услуг. Областной департамент Комитета в разные годы возглавляли кандидаты медицинских наук, талантливые руководители сферы Акмарал Альназарова, Алмат Курмангалиев.

В 2009 году был создан Комитет по оплате медицинских услуг (КОМУ) — госорган, представляющий Единого плательщика в Единой национальной системе здравоохранения. На этом ответственном, переломном этапе территориальным департаментом КОМУ руководили Алия Рустемова, Тургын Жигитеков, Бахыт Исмаханбетов. 

2014 год — новая веха в истории развития страховой медицины страны. В ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Первый Президент РК поручил изучить вопрос о введении обязательного социального медицинского страхования.

В мае 2015 года в Плане Нации – «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» в 80 шаге поставлены задачи по внедрению ОСМС. Цель – обеспечить финансовую устойчивость системы здравоохранения, развитие конкуренции среди поставщиков медуслуг и улучшение качества медицинской помощи.

В ноябре 2015 года Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании», направленный на реализацию реформ на основе принципа солидарной ответственности государства, работодателей и граждан.              

В 2016 году при Правительстве РК было создано некоммерческое акционерное общество «Фонд социального медицинского страхования». Главная цель — осуществление стратегических закупок эффективной и качественной медицинской помощи в интересах пациентов.

В ноябре того же года председателем правления Фонда была назначена Елена Бахмутова. Елена Леонидовна, стоявшая у истоков финансового надзора страны, внесла значительный вклад в первый этап становления Фонда как стратегического закупщика медицинских услуг для населения.

В июле 2017 года были созданы 16 региональных филиалов Фонда. В том числе и Кызылординский. С образованием Туркестанской области в Фонде ныне 17 филиалов.

В марте 2019 года на должность председателя правления Фонда медстрахования назначен Айбатыр Жумагулов. За его плечами большой опыт работы в финансовых структурах, он курировал значимые проекты в министерстве национальной экономики. В июне 2019 года Правительством утвержден перечень медуслуг в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи и обязательного медицинского страхования.

В сентябре 2019 года в Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев объявил о запуске обязательного социального медицинского страхования с 1 января 2020 года.

12 июля 2020 года приказом министра здравоохранения РК Болат Токежанов назначен председателем правления НАО «Фонд социального медицинского страхования».

Болат Турганович имеет большой опыт работы в сфере здравоохранения, принимал непосредственное участие в реализации самых значимых реформ в отрасли. Это очень ценный опыт, так как у Фонда медицинского страхования особый статус стратегического закупщика медицинской помощи для всего населения и финансового оператора пакетов ОСМС и ГОБМП. В нелегкий для здравоохранения страны период, как никогда важна роль Фонда медстрахования, как надежного источника выплат на борьбу с коронавирусом.

Фонд как гарант качества медуслуг

Глава государства уделяет пристальное внимание развитию ОСМС. Система медстрахования функционирует во всем мире. Выделяемые средства сейчас приблизились к объему спроса на медуслуги. Медицинские организации обновляются и пополняются новым оборудованием. Молодые врачи проводят сложнейшие операции на сердечно-сосудистой
системе, суставах. Это говорит о том, что государство большие силы и средства вкладывает в социальное развитие страны.

— Ко второму зарождающемуся Фонду мы пришли с единой национальной системой здравоохранения, есть свои платежные системы, — отмечает директор Кызылординского филиала Фонда. — В цифровой формат перевели все, начиная с закупа, заканчивая оплатой. У нас есть кадры, врачи-эксперты высшей категории, с ученой степенью. Есть экономисты, которые долгие годы работали на производстве, потом пришли к нам. У нас есть юристы, которые знают, какие законодательные акты должны быть, чтобы беспрепятственно оказать качественную медпомощь. У нас есть журналисты, они доподлинно знают, как донести огромный пласт информации до сознания рядовых пользователей медпомощи. Есть также психологи, пиарщики, потому что Фонд позиционирует себя омбудсменом, выступает в защиту интересов пациентов.

На сегодня в Кызылординском филиале Фонда сформирован профессиональный штат, осуществляющий деятельность по обеспечению финансовой устойчивости системы ОСМС, защите прав пациентов, информационно-разъяснительной работе, подготовке нормативно-правовых актов, интеграции информационных систем.

Филиал фонда работает по пяти ключевым направлениям.

Служба по административным вопросам ведет работу по организации административной, правовой, кадровой и хозяйственной работы Филиала. Большая ответственность в этих вопросах возложена на заместителя директора филиала Фонда Жупар Алхожаеву. За плечами Жупар Алтынбековны богатый опыт работы по всем ключевым направлениям Фонда.

Отдел закупок медицинской помощи под руководством талантливого экономиста Аскара Рахышова занимается вопросами закупа медицинской помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Отдел планирования медицинской помощи и финансов ведет целенаправленную работу по стратегическому планированию медицинской помощи и лекарственного обеспечения. Отдел возглавляет высокопрофессиональный специалист Данияр Нурымжанов.

Специалисты отдела по информированию населения и рассмотрению обращений Айгуль Аханова, Сауле Абдамитова во главе с руководителем Абылайханом Рахымовым, ведут широкую информационно-разъяснительную работу среди населения, медработников, в СМИ. Также совместно со специалистами Фонда рассматривают вопросы от населения, поступающие на единый колл-центр 1406.

Отдел мониторинга качества медицинских услуг, по справедливости считающийся многочисленной и квалифицированной командой из клиницистов самых разных профилей врачебных специальностей, ведет тщательный контроль за качеством и объемом медицинской помощи. На страже прав пациентов работают специалисты высокой квалификации
под руководством одного из ведущих работников сферы Гульнары Кенжебаевой.

Бесценен опыт ветеранов сферы: заместителя руководителя областного департамента охраны общественного здоровья Жасулана Алтынбекова, заслуженного ветерана сферы здравоохранения Шакизады Исагалиевой, главных экспертов филиала Фонда Ляйли Култаевой, Умиткуль Абилькасымовой, Галыма Жалгасбаева и других.

Сегодня по ряду показателей кызылординцы в числе лучших. По итогам 2019 года среди 17 регионов филиал Фонда социального медстрахования удостоен почетного второго места. Отдельно отмечен труд подразделений. Отдел по информированию населения и рассмотрению обращений занял второе место, отдел мониторинга качества медуслуг отмечен дипломом третьей степени.

— Фонд состоялся как крупный омбудсмен, — считает Бахыт Исмаханбетов. — Это не только экономическая, но и политическая структура. Я, как специалист, который давно работает в этой системе, вижу, что Фонд станет основным игроком в деле удовлетворения социальных нужд населения. Потому что оказание медпомощи, укрепление здоровья, профилактика заболевания — это социальные меры.

Нынешнее поколение филиала достойно продолжает традиции своих предшественников. В целом, сформирован профессиональный штат. Сейчас здесь трудятся более тридцати сотрудников. Около половины из них — молодые дипломированные специалисты, полные энтузиазма, новых идей, дружные и нацеленные на совместный успех. С багажом бесценного опыта и знаний ветеранов сферы, новыми инициативами Кызылординский филиал обрел второе дыхание.

Реформы здравоохранения для пользы пациентов

За годы независимости в стране произошли значительные изменения во всех сферах, в том числе и в здравоохранении. В разы снизилась младенческая и материнская смертность, меньше стало социально значимых заболеваний. В практику внедрены международные стандарты и рекомендации Всемирной организации здравоохранения – перинатальные технологии, критерии живорождения по международному стандарту, совместное пребывание матери и ребенка, партнерские роды, перенатальный скрининг во время беременности и другие.

Внедрение Единой национальной системы здравоохранения позволило сделать систему ориентированной на пациента, сформировать конкурентную среду, людям предоставили право свободного выбора стационара. Развитие стационарной медицинской помощи в последние годы происходит по таким направлениям, как строительство крупных многопрофильных больниц и реконструкция существующих, создание специализированных отделений, повышение материально-технической оснащённости и уровня подготовки медработников, внедрение высокоспециализированных методов лечения.

Одним из направлений государственной политики является улучшение качества медицинской помощи и развитие высокотехнологичных медицинских услуг. Основная задача — внедрение современных методов диагностики и лечения, основанных на международных стандартах, доказательной медицине. Высокотехнологичные медицинские услуги – современный вид лечения сложных заболеваний, с применением новых технологий, которые свели к минимуму риск для жизни и здоровья пациента.

С момента приобретения суверенитета наша страна столкнулась с проблемами, которые отразились на всех сферах жизни общества. Пришлось разрабатывать собственную политику и систему планирования в области здравоохранения. Путь к успеху был нелегкий, болезненный, где-то даже с потерями. Однако сейчас, по оценке экспертов, у Фонда социального медстрахования большое будущее, и это — будущее здоровье нации.

Инна БЕКЕЕВА

Читайте также: