2 сентября 2019 года Главой государства Касым-Жомартом Токаевым озвучено Послание народу Казахстана, где указано, что наша задача состоит в том, чтобы воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое эффективно и быстро реагирует на все конструктивные запросы граждан.
Постоянный диалог власти и общества – это путь к построению гармоничного, соответствующего современной геополитике, государства. Основным фактором по усилению защиты прав и обеспечению свобод граждан являются глобальные реформы в судебной системе и правохранительных органах. Зачастую в споре между гражданским обществом и представителями государственной власти, граждане находятся в неравных условиях, так как их возможности несравнимы с ресурсами государственных органов.
В связи с чем в 2019 году на рассмотрение Мажилиса Парламента был подан проект Административного процедурно-процессуального кодекса, который направлен на введение новых механизмов регулирования административных процедур и обособленного административного судопроизводства по публично-правовым спорам.
Данный проект был одобрен, и 29 июня 2020 года данный Административный процедурно-процессуальный кодекс был принят.
Кодекс регулирует отношения с порядком осуществления внутренних процедур, а также с порядком административного судопроизводства. Участниками регулируемых настоящим Кодексом отношений являются государственные, административные органы, должностные лица, а также физические и юридические лица.
Предусматривается активная роль суда, то есть административное производство осуществляется на основе активной роли суда и судья вправе при рассмотрении административного дела высказать свое предварительное мнение по тем или иным основаниям, представленным сторонами дела. Помимо этого суд по собственной инициативе или по ходатайству участников по делу может собирать дополнительные сведения и доказательства для полного и объективного рассмотрения административного судопроизводства. Все сомнения, неясности, противоречия по административному судопроизводству должны толковаться в пользу участника судопроизводства.
К примеру, истец обращается в суд с требованием о несогласии с актом или постановлением местного государственного органа, так как ему необходимо лишь предъявить в суд только жалобу, истец не обязан оправдываться, собирать материалы, сведения для доказания своей невиновности, обязанность подтверждения законности и объективности обжалуемого государственного акта ложится на плечи уполномоченного органа.
Таким образом, в судебном разбирательстве будет создана площадка, на которой будут равны силы обеих сторон по делу. Это основные принципы настоящего Кодекса.
Кодекс состоит из четырех разделов, 29 глав, 175 статей.
В каждом из соответствующих разделов указаны задачи и принципы административных процедур и административного судопроизводства, область применения данного Кодекса, сроки, участники административного судопроизводства, компетенция, полномочия, функции и задачи государственного органа, а также требования, предъявляемые к обращению граждан, порядок и сроки составления и их подачи.
Для рассмотрения административных процедур, предусмотренных новым Кодексом, планируется создание новых специализированных судов, специализирующихся на рассмотрении дел, предусмотренных данным Кодексом.
Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 июля 2021 года.
Институт административной юстиции является гарантом обеспечения верховенства закона. Этот институт нацелен на призыв населения к соучастию в процедурах государственного управления. Кроме того, укрепляет доверие народа к правосудию, повышает качество и прозрачность работы судебной системы.
Жанар Аскарова главный специалист-секретарь судебного заседания специализированного административного суда города Кызылорды