В настоящее время едва ли не самым распространенным способом незаконного обогащения стали интернет-мошенничества. Используя огромные возможности, которые предоставляет Всемирная паутина, любители легкой наживы расставляют свои сети, в которые попадают доверчивые граждане.
По информации отдела следствия и дознания Кызылординского областного департамента полиции, с начала 2022 года по статье 190 Уголовного кодекса РК (мошенничество) зарегистрировано 297 преступлений, из которых 158, или 61,1 процента, совершены с использованием Интернета. Причем интернет-мошенничество с каждым годом растет и набирает обороты. Если в целом общий уровень преступлений, связанных с мошенничеством, по сравнению с 2021 годом снизился на 27,4 процента, то количество правонарушений, совершенных с использованием Интернета, напротив, выросло на 40,1 процента. Как считают сотрудники органов правопорядка, всплеск активности мошенников, специализирующихся на преступлениях, связанных с использованием компьютерных технологий, чаще приходится на периоды нестабильности и неопределенности.
– Всплеск мошеннических действий с использованием компьютерных технологий был зафиксирован в коронавирусные 2020-2021 годы. Впервые столкнувшись с инфекционным заболеванием такого глобального масштаба, люди испытывали смятение и страх, переживая за будущее, за свои финансовые средства. Было немало тех, кто растерялся или впал в депрессию. Разумеется, ситуацией не преминули воспользоваться интернет-мошенники. Причем одним из наиболее распространенных способов стало получение предоплаты за товар или услугу по объявлениям. Именно на них приходится почти половина всех интернет-преступлений, – считает начальник отдела следствия и дознания ДП области Альтай Нурсултан.
Вам улыбнулась удача, или это очередная махинация в сети?
Один из самых распространенных способов обмана в Интернете – SMS-мошенничества. На удочку к мошенникам легко попасть, разместив объявление на сайтах OLX, Kolesa.kz. Под видом покупателя звонят на мобильный и просят продиктовать номер банковской карты, чтобы перевести деньги, а затем сообщить код, который выслан на ваш телефон. И в считанные минуты все средства с вашего счета «уплывут» в неизвестном направлении. Причем найти концы практически не удается – чаще всего номер, с которого звонили, нигде не зарегистрирован.
Жительница Кызылорды заказала лекарственное средство через Интернет. На сайте компании «Біз біргеміз» в Instagram покупателям представлен довольно разнообразный ассортимент товаров, начиная с медицинских препаратов до мелкой бытовой техники. Кроме того, сайт, воспользовавшийся ставшим популярным во время пандемии слоганом, сообщал о розыгрыше автомобиля Kia, участником которого становятся все, кто заказал товар. Итоги розыгрыша обещали провести в прямом эфире методом лототрона. А дальше начинается самое интересное. Женщине позвонили и сообщили, что она выиграла машину, и отправили номер телефона, привязанного к Каспибанку, куда нужно перевести 12990 тенге. Объяснили, что это необходимо, чтобы зарегистрировать ее данные в системе. После того, как деньги поступили на счет, позвонили снова и теперь попросили перевести 150 тысяч тенге, чтобы бухгалтерия оформила документы на машину и сделала ключи. Поняв, что ее элементарно «развели» на деньги, женщина обратилась в полицию, предварительно скинув на номер WhatsApp, с которого ей звонили, копию заявления. Возможно, этим она спугнула мошенников. С номера, на который ранее она безуспешно пыталась дозвониться, позвонили с извинениями, сославшись на неопытность менеджера, который что-то там напутал и вернули деньги. Кстати, этот сайт в Instagram до сих пор активен. Отстается только догадываться, сколько еще доверчивых граждан лишились своих кровных, поверив в неожиданную удачу.
Среди населения все большую популярность приобретает такая услуга, как онлайн-покупка. Привлекает то, что не надо тратить силы и время на поход в магазин. Все, что нужно, можно получить не выходя из дома, сделав заказ на сайте. Появилось немало интернет-магазинов, сумевших благодаря качеству предоставляемых услуг собрать внушительную клиентскую базу. Но в то же время увеличивается риск столкнуться в сети с откровенным «разводом». Лучше сразу отказаться от покупки, если продавец предлагает заранее оплатить товар или внести предоплату. Часто после того, как деньги поступят на счет мошенника, он просто-напросто исчезает и не выходит на связь. Надо иметь в виду, что в солидных и уважающих себя компаниях оплата производится только после того, как товар будет получен покупателем. И еще – нередко вместо товара, указанного на сайте, вам могут всучить какую-нибудь подделку. А все попытки связаться с продавцом будут безуспешны и деньги вернуть не удастся.
Аферы в сети набирают обороты
По данным отдела дознания ДП Кызылординской области, за пять месяцев 2022 года едва ли не самый распространенный вид мошенничества – использование личных данных граждан для оформления онлайн-кредитов. Обманным путем завладев ИИН гражданина, мошенники оформляют кредиты, чаще всего на небольшие суммы, в микрофинансовых организациях, а потом переводят деньги на свой счет. Кстати, среди заявлений, поступивших с начала года от населения в полицию, 18 – по данному виду мошенничества, 15 граждан лишились денег из-за действий сомнительных сайтов продаж, 11 обращений с жалобами на неизвестное лицо, оформившее кредит, использовав код доступа к интернет-банкингу, высланному на имя потерпевшего. Кроме того, восемь заявлений поступило от граждан, потерявших деньги, участвуя в различных сетевых играх и финансовых пирамидах. И это далеко не полный перечень мошеннических схем, к которым прибегают желающие легко заработать.
В то же время надо отметить, статистика, предоставленная местными правоохранительными органами, не отражает всей полноты картины. Практика показывает, что чаще всего потерпевшие не обращаются в полицию. Пострадавших от финансовых мошенничеств в сети на деле может быть намного больше, считает юрист областной коллегии адвокатов Бауыржан Аманбаев.
– Обманутые в сети не спешат обращаться в следственные органы. Причины разные. Дело в том, что некоторые стыдятся признать сам факт того, что оказались обманутыми по собственной доверчивости, есть такие, кто не хочет огласки, понимая, что в немалой степени в случившемся есть и вина их самих. Немало и тех, кто не верит в то, что полиция сумеет найти и наказать виновных. Впрочем, понять последних можно, если учесть, что найти компьютерных мошенников непросто. Не секрет, что правоохранительные органы неохотно регистрируют заявления такого рода по причине их низкой раскрываемости. Понятно, что «ловушки» и «западни» для доверчивых пользователей Всемирной паутины создают те, кто в совершенстве владеет компьютерными технологиями. Причем они тоже не стоят на месте. Вместо устаревших схем «развода» граждан мошенники придумывают новые, более ухищренные способы обмана, – уверен он.
Дела, связанные с интернет-мошенничеством, случались в практике адвоката областной коллегии Айнур Керуеновой. В ходе доверительной беседы она рассказала, что сейчас рассматривает именно такое дело. Неизвестные лица от имени жителя Шымкентской области, осужденного на 20 лет и в настоящее время отбывающего срок в одном из исправительных учреждений страны, оформили кредит в Kaspi Bank на 500 или 600 тысяч тенге. Причем, по ее словам, это не единичный случай. Такая информация поступила сразу от нескольких человек, речь также идет о разных суммах. Недоумение, если не сказать шок, испытывают родственники осужденных и строят самые разные предположения и версии того, как в руки мошенников могли попасть личные данные, ИИН лиц, содержащихся под стражей.
Нередко мошенники звонят гражданам, представляясь сотрудниками банков. Среди дел по мошенничеству, принятых в этом году на производство управлением полиции Кызылорды, велось расследование в отношении менеджера Kaspi Bank. В ходе оформления товарно-вещевого кредита на покупку холодильника на жительницу Кызылорды этот работник попутно, имея на руках персональные данные клиента, оформил на ее имя еще и онлайн-кредит на сумму 980 тысяч тенге, а затем перевел деньги на свой счет. Случай, как говорится, из разряда «не комильфо». Возможно, по этим самым мотивам, чтобы, как говорится, «не выносить сор из избы», дело было закрыто по причине примирения сторон. А может, есть смысл банкам быть более придирчивыми к вопросам своей репутации? Может, нужно предъявлять строгие критерии при подборе кадров, улучшить работу службы собственной безопасности, чтобы, если не исключить, то хотя бы уменьшить риск мошеннических действий, от которых страдают как сама финансовая организация, так и ее клиенты?
Как обезопасить себя от любителей легкой наживы?
Практически каждый сталкивался с ситуацией, когда незнакомые лица звонят на мобильный телефон и сообщают, что от вашего имени была подана заявка на получение кредита, или что у вас есть просроченный займ, или предлагают принять участие в какой-либо акции или розыгрыше. Нетрудно догадаться, что это злоумышленники, цель которых – выудить персональные данные, или номера карточных счетов и в конечном счете обманным путем завладеть вашими деньгами.
– Схемы, к которым прибегают любители легкой наживы, до обидного просты. Например, на почту или на телефон может прийти письмо о том, что вы выиграли в лотерее, победили в конкурсе – не верьте. Как правило, выигрыш отправляется за счет компании, а если просят отправить деньги наперед, то это «развод». Ни в коем случае не сообщайте свои данные посторонним лицам, – советуют юристы.
Осторожно: сетевой маньяк!
Как уберечь население от сетевых мошенников? Ввиду особой актуальности этот вопрос был вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по профилактике правонарушений под председательством акима области. С отчетом по борьбе и профилактике преступлений, связанных с интернет-мошенничеством, отчитался начальник областного департамента полиции Султан Бекторе. Этот же вопрос обсуждал начальник управления полиции города Кызылорды Абдибек Жаназаров с местными блогерами и общественниками. Надо отметить, последние подвергли справедливой критике работу кызылординской полиции по борьбе с интернет-мошенниками.
Член областного общественного совета, руководитель кызылординского филиала РОО «Әділдік жолы» Ляззат Бактибаева считает работу местных полицейских по борьбе с мошенниками в сети неэффективной. Такой вывод она сделала исходя из конкретного случая, когда органы полиции Кызылорды намеренно «волокитят» расследование дела по интернет-мошенничеству. Житель областного центра, пострадавший от действий аферистов, обратился в полицию, возбудили дело по статье 389 УК РК «Самоуправство», а потом закрыли по причине отсутствия состава преступления. После жалобы в вышестоящий орган следствие возбудили и снова закрыли. Гражданин обратился в прокуратуру – дело вновь возбудили. Но потом переквалифицировали его по другой статье – «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, государственных знаков почтовой оплаты, государственных наград» (статья 385 УК РК), хотя налицо факт интернет-мошенничества. Недавно дело снова закрыли и через шесть с половиной месяца следствия опять открыли по той же статье 385.
Комментарии излишни. В этой связи, думаю, будет уместна народная поговорка «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Кстати, кызылординские полицейские сейчас усердно трудятся над расклеиванием в городском транспорте, местах скопления людей памяток, призывающих население быть бдительными и не попадать в ловушки сетевых мошенников. Пост такого же содержания недавно появился на странице управления полиции Кызылорды в социальной сети Facebook. Только почему-то его страницу заблокировали. Со слов самих полицейских, это произошло из-за технического сбоя. Позже было сказано, что прежний аккаунт забанили и городское управление полиции снова открыло новую страницу.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА