Во время шквального огня, который обрушился на кортеж акима Алматы, водитель Сагинтаева из-за ранения перестал чувствовать обе ноги и не мог нажать на педаль
Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев в интервью Арманжану Байтасову на его Youtube-канале подробно рассказал, каким образом его кортеж попал под обстрел, о чем аким в этот момент думал и как удалось выбраться из смертельной ловушки, которая унесла жизнь журналиста телеканала Almaty.tv.
Казалось, что все самое плохое произошло 5 января: захват и поджог акимата и резиденции президента, разгром в аэропорту, отчаянные попытки боевиков штурмовать департамент полиции Алматы, который сотрудники правоохранительных органов отстояли в тяжелейшем ночном бою.
Сагинтаев рассказал, что с 6 января в городе руководил уже не он и не комендант города, а те, кто организовывал антитеррорестическую операцию. Сначала военные, а к 10 утра в город прилетел спецназ из Нур-Султана, и они взяли командование на себя. Акимат же занимался обеспечением жизнедеятельности города: необходимо было решить множество вопросов.
«Мы планировали, что режим АТО позволяет применять более жесткие меры со стороны правоохранительных органов и военнослужащих, и тем самым мы можем к утру зачистить площадь, акимат, резиденцию президента — и дальше по городу развертываться», — рассказал Сагинтаев.
«Никто не прятался в бронетехнике»
Как только военные освободили бы площадь и акимат, он собирался поехать к пожарищу, чтобы лично оценить ущерб. Он видел, что здание горело, но даже не предполагал, что оно почти полностью уничтожено.
«Мы ждали. Как только нам дали добро, мы с коллегами вечером 6 января двинулись в сторону акимата. Нас сопровождали коллеги с телеканала Almaty.tv. Мы никого не просили нас встречать, никому не говорили, что выезжаем, потому что сами не знали. Когда нам сказали, что все чисто, тогда мы и выехали. Поскольку сказали, что все чисто, никто не прятался в бронетехнике: у нас была Šcoda, мы на ней поехали», — рассказал Сагинтаев.
Однако их все равно встретили — какой-то черный джип, который возглавил колонну. Акима появление этой машины удивило, к тому же она погасила скорость всему кортежу до 30 километров в час, все сгруппировали и двигались очень медленно.
«Мы проехали поворот налево. Если вы помните, по Назарбаева, как только резиденция президента заканчивается, есть заезд налево, и мы должны были туда повернуть, но нас завели дальше. И тогда мы говорим: «Мы куда заехали вообще! Мы же поворот проехали!» И пока об этом говорили, смотрим, что черный джип успел развернуться и поехать нам навстречу. И в это время началась стрельба», — продолжил рассказ Сагинтаев.
Стреляли не из джипа, из другого места, откуда — аким не уточнил, но огонь был плотный.
«У меня часто спрашивали потом: а вы испугались, вам было страшно? Я вам честно скажу: я даже не понял, что случилось, что происходит. Единственная мысль у меня была — когда я поймаю пулю. Не то что испугаться или страшно, а просто — шквал огня, и я думал: ну все уже», — вспомнил аким.
Когда кортеж старался скрыться от пальбы, машина Сагинтаева крутилась то направо, то налево, и буквально через пять секунд водитель начал кричать: «Нога, нога!».
«Пуля попала водителю в ногу, но он профессионал, руль не отпустил. Когда уже вернулись в штаб, «скорую» вызвали, и он сидит рядом со мной и говорит: «Когда пуля попала, у меня обе ноги отказали. И когда нажимаю (на педаль — Sputnik), то не нажимается». Но через секунду опять заработала нога, и мы оттуда выскочили», — рассказал подробности Сагинтаев.
Он сообщил, что долго не осознавал, что произошло и чем это могло закончиться. Настоящее осознание пришло только через несколько дней.
Напомним, что во время обстрела погиб журналист телеканала Almaty.tv, ранения получили водитель акима и двое руководителей управлений акимата Алматы.