Жизнь пламенного вожака молодежи Казахстана и Средней Азии Гани Муратбаева является прекрасным примером для подрастающего поколения независимого Казахстана. Не по годам сильная личность, организатор, он ворвался в историю революционных преобразований страны в двадцатых годах прошлого века и занял в ней достойное место.
«Тов. Муратбаев, вождь трудящейся молодежи в Средней Азии, согласно постановлению третьего Всехорезмского курултая комсомола, награждается Центральным исполнительным комитетом Красным Орденом Труда Хорезмской Республики «За проявленную им энергию в руководстве работой комсомольских организаций в Средней Азии, в частности Хорезма, что удостоверяется подписями и приложением печати». Такой вот мандат получил Гани в свои неполные 22 года. Было это в 1924 году. В июне нынешнего года ему бы исполнилось 120 лет.
Г. Муратбаев родился 3 июня 1902 года в песках Каракумов. Отца своего Гани почти не помнил. Он умер, когда ребенку едва исполнилось четыре года. Мать, несмотря на родовые запреты, покинула аул и перебралась в Казалинск. Здесь в 1914-1918 годах Гани обучался в русской школе и начальном училище. В 14 лет, когда холера унесла мать, он остался круглым сиротой. В 1916 году подросток вступает в организацию мусульманской молодежи. В период белогвардейской интервенции в 1918 году вступил в отряд Красной гвардии.
Г. Муратбаев принимал активное участие в создании комсомольских ячеек. В 1919 году комсомольские организации возникли в Акмечети, Казалинске, Аральске, Джусалы. Архивные материалы свидетельствуют о том, что в Акмечети первые комсомольские ячейки появились 23 декабря 1919 года. В ряды комсомола вступили 19 человек, среди них Аспандияр Джанкин, Жусип Досов, Владимир Добрицкий, Николай Самороков. В конце 1919 – начале 1920 годов комсомольские ячейки появились в Жолеке, Сулутобе, Жалагаше, Тартогае, Жанакоргане. О работе первых таких ячеек в журнале «Молодой коммунист» (1920 г. № 3) написано: «Казалинская комсомольская ячейка создала несколько кружков: драматический, хоровой, музыкальный, спортивный. Проведено несколько митингов по вовлечению в свои ряды девушек и красноармейцев. В 1919 году 6 декабря был проведен первый субботник по сбору металлолома. Путем проведения платных спектаклей и концертов собрали 23 600 рублей. Рыбаки Арала в декабре 1919 года отправили шесть вагонов замороженной рыбы для детей Москвы к Новому году».
На собрании работников железнодорожного транспорта как признанный лидер молодежи Казахстана Гани Муратбаев единогласно избирается делегатом второго съезда комсомола Туркестана, проходившего в 1920 году. Там он избирается членом Центрального комитета и утверждается руководителем отдела по работе среди казахской молодежи. Его девизом стало громогласное пророчество тех лет: «Жить накануне веселых лет, кому в коммуне, а кому и нет!».
Большие организаторские и политические способности Гани проявляются в Казахско-киргизском институте просвещения. Он развивает активную деятельность, чтобы собрать и устроить беспризорных детей Ташкента в школы-интернаты. Повсеместно возникают курсы по ликвидации неграмотности. Борьба с бедностью и безработицей становится целью его жизни.
В период работы в Ташкенте в 1921-1924 годах в качестве первого секретаря ЦК комсомола Туркестана вождь молодежи сумел объединить комсомольские организации узбекской, таджикской, туркменской, киргизской (казахской) республик. В документе, вошедшем в историю туркестанского комсомола как «Тезисы тов. Муратбаева», есть такие строки: «Считать главной задачей КСМТ (Коммунистического союза молодежи Туркестана) скорейшее оформление союза как организации трудовых слоев молодежи, прилагая усиленные меры к внедрению в ее сознание общности интересов трудящихся, что может обеспечить интернациональное воспитание». Г. Муратбаеву довелось непосредственно участвовать в работе центральных органов Туркестанской республики. Он избирается членом ЦИК, ЦК компартии и членом Средне-Азиатского бюро ЦК РКП (б). Его имя было широко известно за пределами Республики Туркестан. Он был награжден Красным Орденом Труда Хорезмской Республики. По заданию Средазбюро Гани занимался вопросом объединения Аральской и Амударьинской флотилий в среднеазиатское государственное пароходство. В результате объединения количество пароходов и лодок увеличилось до 400 единиц. Усилиями молодежного лидера было создано мощное государственное высокоэффективное производство.
В 1924 году Гани Муратбаева пригласили на работу в Москву в исполком Коммунистического Интернационала молодежи. В этой организации ему поручили заведовать Восточным отделом. В ЦК РКСМ очень высоко ценили его опыт и подход к национальному вопросу. Без совета с ним национальные вопросы в ЦК РКСМ не решались, что является свидетельством его высокого авторитета. «Неукротимый Гани был деятелен, неутомим, пренебрегал отдыхом и покоем, вдохновляя своим примером окружающих», – вспоминал член тогдашнего бюро ЦК РКСМ С. Белоусов. – Все поражались его железному здоровью. Только сам он знал, как трудно сдерживать кашель в груди. Хрипы и свисты в легких заметил давно, но поначалу решил, что это обычная простуда. Однажды, оттирая рот, он увидел на платке кровь…»
Неутомимая и бурная деятельность Г. Муратбаева значительно ухудшила состояние его здоровья. Серьезная болезнь дала знать о себе, и его отправили на лечение в Сочи. Ехать в санаторий Гани отказался наотрез. Слишком много дел. Но все же пришлось уступить. Но и оказавшись на лечении в Сухуми, продолжал держать связь с Москвой и Ташкентом. В конце концов, не выдержав затянувшегося на его взгляд лечения, сбежал в Москву. В скором времени предстояло создание национальных республик, поэтому Гани спешно выехал в Ташкент. И снова азартно принимается за работу, в Чимкенте выступает с докладом на Сырдарьинской областной конференции. В Акмечети и Казалинске оказывает практическую помощь в организации транспорта, посещает школу.
Немного оправившись после болезни, Гани Муратбаев с женой возвращается в Москву и приступает к работе в исполкоме КИМ, и снова неудержимый полет во имя будущего страны. Жизнь и деятельность молодежи Востока оставили глубокий след в международном юношеском движении, которому Гани посвятил свою жизнь.
В 1925 году 4 февраля было принято постановление Правительства о переносе столицы Казахской АССР из Оренбурга в Акмечеть (Кызылорду). Это было заветной мечтой Гани Муратбаева. Он был в списке приглашенных на исторический V съезд Советов, который состоялся 15 апреля 1925 года. Как известно, именно на этом съезде переименовали нашу республику, которую знали как Киргизскую, в Казахскую АССР. Тогда же народу было возвращено исторически верное название – казахи.
В день открытия съезда после тяжелой болезни в Москве умер Гани Муратбаев. В обращении ЦК РКСМ ко всем организациям — членам Союза молодежи, опубликованном в газете «Правда» от 17 апреля 1925 года, было отмечено: «Он принадлежал к новому поколению Востока, рожденному в огне революционной борьбы, не знающему национальной ограниченности, свободному от националистических пережитков прошлого».
В последний путь на Ваганьковское кладбище Гани провожали тысячи комсомольцев, а двести матросов Балтийского флота несли почетный караул у его гроба.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 марта 2002 года «О подготовке проведения столетия со дня рождения Гани Муратбаева» было первым документом, принятым на государственном уровне. До этого юбилеи известного общественного деятеля проводились по инициативе отдельных местных комсомольских организаций с разрешения партийных комитетов.
В 1991 году 16 декабря был принят конституционный Закон «О независимости Республики Казахстан». Это была заветная мечта нашего земляка – Гани Муратбаева, и она сбылась.
Бота МЕЙРАМОВА