Всему ли свое время, маленькие молчуны? — «Кызылординские Вести»

Всему ли свое время, маленькие молчуны?

28.05.2022

450 0

«Нашему сыну уже три года, а он не разговаривает», – пожаловалась недавно одна моя знакомая. Оказалось, случай не единичный: все больше родителей сталкиваются с подобной проблемой. Нынче задержка развития речи у детей стала чуть ли не массовым явлением: вроде подходящий возраст для первых слов, а они молчат, хотя никаких очевидных нарушений нет. Почему же современные малыши начинают говорить с большим опозданием? Некоторые родители настроены философски: «всему свое время», «заговорит еще», «я сам разговаривать начал поздно».

Безусловно, каждый родитель предвкушает пору, когда в доме будет звучать болтовня малыша, ждет волнительного момента, когда услышит от своей крохи заветные «мама» и «папа». И если время идет, а ребенок молчит, родители начинают беспокоиться.

С этой проблемой когда-то сталкивалась сама. Когда моему сыну исполнился годик, начали ждать от него первых слов. Разумеется, сверяясь с таблицами норм развития, где было указано, что к году малыш уже будет лепетать «мама» и «папа», просить «дай би-би» и прочие сладости. В год сын не заговорил. В полтора тоже. Впрочем, молчал он и в два. Ну как сказать, молчал. Закрыть ему рот было абсолютно невозможно. Но и вычленить из потока звуков хотя бы одно внятное слово тоже не представлялось возможным. Все в один голос говорили: «мальчики заговаривают позже». Благо, тогда я никого не послушав, сразу же обратилась к специалистам. Сын заговорил в два года и три месяца. Буквально за пару недель пройдя все этапы: от слогов до развернутых предложений с деепричастными оборотами.

«Задержка речевого развития» – согласитесь, диагноз звучит пугающе, по меньшей мере, услышать такое о своем чаде неприятно, больно, обидно. Но без паники. Не стоит пугаться и воспринимать как некую недоразвитость. Если заговорил позже трех лет, это еще не значит, что у него возникнут какие-то проблемы в будущем. Скорее всего, он догонит своих сверстников. Но только в том случае, если ему быстро помочь. Специалисты подчеркивают, что если есть проблема, то после трех лет счет идет уже на месяцы, и каждый упущенный из них для исправления ситуации может обернуться большими сложностями.

– Можно сказать, что растет поколение неговорящих детей, – говорит логопед Улдана Сагындык. – В последнее время наблюдается увеличение количества таких малышей, бывают случаи, когда у одного ребенка имеется несколько нарушений одновременно. К сожалению, не все дети своевременно получают помощь. Часто родители ждут, что речь все же появится сама, и приводят к нам деток пяти-шести лет, у которых лишь лепетная речь либо отсутствует понимание речи.

Ох, уж эти гаджеты!

По словам специалиста, окружение ребенка тоже играет огромную роль. Дети сейчас растут в слишком комфортных условиях: все чаще родители оберегают своих чад от реальности, так что у них просто не возникает потребности говорить. Наконец, последняя причина – гаджеты, которые негативно влияют на развитие эмоциональной лексики. Из-за мультфильмов и игр мозг ребенка перегружается и начинает блокировать информацию.

– Если ребенок не общается посредством простых фраз в два года, не понимает ваших просьб, не реагирует на звуки, на свое имя, нужно сразу же обращаться к специалисту, который даст необходимые рекомендации, – объясняет психолог Газиза Утебаева. – Сейчас в Интернете очень много информации о том, как запустить речь, какие игры использовать в домашних условиях для неговорящих детей, но важно понимать, что не все эти методы подойдут именно вашему ребенку. Главное – не потерять время, определить проблему и правильно разработать коррекционный маршрут.

Чтобы стимулировать появление речи у своего малыша, нужно быть эмоциональным, играть с ребенком – лучше всего в сюжетные игры: катать машинки, укладывать кукол спать, поить чаем, лечить и многое другое. Используйте в играх как можно больше тактильных материалов: воду, тесто, песок, крупы, природные материалы. Постоянно давайте ребенку поручения: принеси, поставь, полей, помоги что-либо сделать. Благоприятно влияет на речь музыка. Включайте детские веселые песенки, пойте, танцуйте. Самое главное, чтобы была благоприятная атмосфера.

К сожалению, подобные сложности тревожат многих родителей. Более того, логопеды отмечают, что детей с поздно развивающейся речью в последнее время становится все больше. Общеизвестно, что телевизор и компьютерные игры детям старше трех лет можно использовать не больше 30 минут в день. Современные дети «зависают» в гаджетах чуть ли не с рождения и это время, как правило, не контролируется. Хотя специалисты по-прежнему считают, что детям (во всяком случае, до 1,2-2 лет) синие экраны противопоказаны: ребенок должен слышать «живую» речь, видеть движения губ и эмоции, которые возникают на лице говорящего. Однако обстоятельства вынуждают нас идти на значительные уступки — даже дети первого года жизни проводят непозволительно много времени перед экраном. Ну а как еще маме справиться со всеми делами, когда рядом «заводной моторчик» требует бесконечного внимания? Чаще всего, малыш получает заветный мультик, а мама — долгожданные минуты спокойствия.

И это правда. Сама как мама двоих детей, к сожалению, тоже часто прибегаю к помощи смартфона. Бывают случаи, когда нужно успокоить ребенка – в очереди, в транспорте, в любой ситуации спасает электронный друг. И самое главное, что ведь все родители знают, что это вредно, но продолжают использовать смартфон. Речь в мультике для детей звучит неразборчиво, потому и не может научить его правильно говорить. К тому же мультфильмы не призывают детей к речевой активности, как, например, это делает мама или бабушка во время совместных занятий.

Советы родителям

Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни крохи, невозможно без детско-родительского общения. В какой-то момент даже самый большой молчун обязательно захочет ответить. Разговаривать с маленьким ребенком надо медленно, нараспев, с разной интонацией, четко проговаривая каждое слово.

По мнению педагогов, на задержку речи влияет несколько веских причин. Первая – неблагоприятная экология, которая воздействует на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей. Вторая причина – наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки – велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема. Но это не факт. Также логопед советует немедленно показать малыша челюстно-лицевому хирургу и логопеду, если вы заметили, что ребенок не может жевать твердую пищу, у него вялые губы, часто приоткрыт рот, вываливается язык или подтекает слюна. Слабость жевательных мышц непременно приведет к проблемам речевого аппарата в целом. Также возможно, что у малыша короткая уздечка, которая не позволяет выговаривать некоторые звуки.

При подготовке материала, мне стало интересно, как же все-таки формируется речь? Оказывается, основы речи закладываются еще тогда, когда малыш смотрит на свою маму, изучает, как движутся ее губы, пытается понять, как получаются звуки. Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет.

Если ваш родительский инстинкт подсказывает, что с ребенком что-то не так, в первую очередь, стоит обращаться к неврологу. Именно так я и поступила, заметив, что у сына идет задержка речи. Врач назначил все необходимые обследования, включая компьютерную и магнитно-резонансную томографию и электроэнцефалограмму головного мозга, при необходимости выписал медикаментозное лечение. Обязательно стоит посетить отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Также необходимо проконсультироваться с психологом и психиатром, который и ставит все диагнозы. Только после полноценного обследования нужно начинать занятия у логопеда или логопеда-дефектолога.

– Если проблема только в произношении звуков (дислалия), достаточно будет занятий у логопеда. Но если есть проблема в восприятии речи, нарушении внимания, усидчивости – то нужно заниматься именно с логопедом-дефектологом, – уточнила логопед У.Сагындык.

Количество занятий зависит от тяжести речевых нарушений. Как правило, процесс начинается с логопедического массажа, который дает отличный эффект практически при всех видах речевых нарушений. Обязательно проводится артикуляционная гимнастика для языка, губ и щек, а также дыхательная, мимическая и пальчиковая гимнастика. Для коррекции звукопроизношения проводится целый комплекс упражнений. Не забывает логопед о подвижных играх и звуковой зарядке, чтобы ребенок не уставал.

– Занятия лучше выполнять перед зеркалом: так ребенок будет видеть, что именно он делает, и все ли у него получается. При этом не нужно сильно давить на малыша и тем более кричать на него, если что-то не получается, а, успокаивая и подбадривая, следует добиться правильного результата, – делится специалист.

Как мы поняли, виновником задержки речи могут стать несколько причин. Но самое главное, необходимо своевременно обратиться к нужным специалистам. Комплексный подход вкупе с домашними занятиями быстро решат эту проблему.

Читайте также: