Всегда в наших сердцах - «Кызылординские Вести»

Всегда в наших сердцах

24.07.2021

1747 0

vsegda v nashih serdcah

Прошло пять лет, как не стало одного из моих наставников по совместной работе – Токмырзаева Нурмака Токмырзаевича.

Он родился осенью 1932 года в простой крестьянской семье в колхозе «Бостандық» (ныне аул имени Сакена Сейфуллина Сырдарьинского района), в период повсеместного голода в Казахстане. В связи с тем, что свидетельство о рождении было выдано через год, то в нем была указана дата -1933 год. Нурекен был в семье по счету девятым ребенком, после него родилась девочка и брат Куаныш. В семье из рожденных одиннадцати детей в живых остались только Нурмак и Куаныш, остальные дети из-за болезни, голода, слабого развития медицины скончались в раннем детском возрасте.

Начиная с раннего возраста, Нурекен познал все тяготы того времени – голод, военные и послевоенные годы. Его дядя по линии матери — Абдирей был осужден и расстрелян в 1937 году как враг народа по пресловутой 58 статье УК, а его супруга Рзахия с сыном Амиром попали в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины). Тетя с сыном, отсидев положенный срок в АЛЖИРе, заболели туберкулезом и по приезде оттуда домой скончались. Практически от одной семьи не осталось ни одной души.

Как «дитя войны» он вносил свой посильный вклад в дело приближения Победы, убирая колоски и участвуя в сельхозработах на полях колхоза.

В мае 1954 года скончалась мать Куляйым, а в 1961 году — отец Токмырза, и Нурекен остался для брата Куаныша не только за старшего брата, но и за отца.

Все эти тяготы и испытания тех лет закалили его, он сумел закончить среднюю школу, поступить на философский факультет Казахского государственного университета и завершить его в 1955 году. Его сокурсником был земляк М.М. Матаев из Казалинского района, впоследствии ставший видным ученым земли Сыра.

При распределении специалистов Комиссия по распределению выпускников по предложению ответственного работника ЦК комсомола Михаила Исиналиева распределила Нурекена в ЦК комсомола, а оттуда в Кызылординский обком комсомола.

Ему, молодому специалисту, сразу же повезло со своими наставниками по работе. Среди них — первый секретарь обкома комсомола Ыдырыс Калиев, первый секретарь Казалинского райкома партии Калиден Бердыкулов, секретарь парткома МТС Кулмагамбет Картаков, секретари Казалинского райкома комсомола Таябай Сереев и Жиеней Кемалов и другие. Несколько месяцев он поработал в Казалинском райкоме комсомола, а затем был назначен руководителем лекторской группы обкома комсомола, куда его направил ЦК комсомола республики. Последовательно прошел путь от этой должности до заместителя заведующего организационным отделом облисполкома (1959-1964 годы), завотделом пропаганды и агитации Кызылординского горкома партии (1965-1975 годы), заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации обкома партии (1975-1980 годы).

Последним председателем партийной комиссии Кызылординского обкома партии был Нурмак Токмырзаев.

Когда я пришел в аппарат обкома партии в 1980 году, Нурекен работал заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации. На него были возложены координация деятельности сотрудников отдела, создание необходимых условий для эффективной работы подразделения. С этой задачей Нурмак Токмырзаевич успешно справлялся. Философ по образованию, он умело использовал все рычаги управления, чтобы отдел работал без сбоев. В те годы в нем работали пять кандидатов наук –Нурдильда Уалиев, Козыбек Аскаров, Жалел Бакиров, Абжами Айсаутов, Хатира Наурызбаева, два профессиональных журналиста – Аскербек Рахымбеков, а позже Адильхан Байменов. Каждый из них – незаурядная личность, и к каждому из них Нурекен нашел свой ключ.

Благодаря этому морально-психологический климат в отделе был на высоком уровне, а сотрудники всегда чувствовали свою защищенность, росли по карьерной лестнице. Именно в то время были выдвинуты на вышестоящие должности Куаныш Шапшанов, Олжабай Сапарбаев, Еркин Айтуманов, Аскербек Рахымбеков, Адильхан Байменов, Асылбек Жумабаев, автор этих строк.

Отношения между сотрудниками отдела были творческими, деловыми, что в немалой степени зависело от взаимоотношений между руководством отдела – заведующим отделом Нурдильдой Уалиевым, Нурмаком Токмырзаевичем и секретарем обкома партии Даурханом Айдаровым. Нравственная атмосфера их взаимоотношений была благодатной, что позволяло нам работать без оглядки на вышестоящее начальство.

Позже Нурмак Токмырзаевич был избран вторым секретарем Кызылординского горкома партии, а через некоторое время сам возглавил наш отдел, заместителем у него был Жалел Бакиров. Вообще хотел бы отметить, что идеологическое трио Айдаров-Уалиев-Токмырзаев, а позже Айдаров-Токмырзаев-Бакиров сделало немало для совершенствования политико-воспитательной работы в регионе.

Большое внимание уделялось развитию культуры, возрождению айтысов на земле Сыра, что было признано правительством и общественностью республики. Артисты театра имени Н.Бекежанова Жибек Багисова и Серик Шотыков стали заслуженными, а Манап Кокенов – народным акыном Казахстана.

В 1985 году было сдано в эксплуатацию новое здание драматического театра имени Н.Бекежанова, позволившее актерам и другим творческим работникам совершенствовать свое мастерство на технически оснащенной сцене. Высокую оценку она получила и от корифеев сцены, народных артистов СССР Сабиры Майкановой, Идриса Ногайбаева, Фариды Шариповой, Бикен Римовой и других, выступавших на ней в рамках гастролей Казахского драматического театра имени Мухтара Ауэзова.

Мне вплотную пришлось столкнуться с Нурмаком Токмырзаевичем по работе накануне подготовки и проведения 60-летия Казахстана. Именно к нему стекались все нити управления этим мероприятием. Был выпущен целый цикл статистических сборников, брошюр по истории края, что, несомненно, помогло ученым, исследователям, студентам и учащимся, а также рядовым читателям в изучении истории низовьев Сырдарьи. Эти издания сейчас практически не найти, они стали библиографической редкостью, находятся в частных запасниках и архивах.

Мне всегда импонировали в Нурекене основательность, дальновидность и знание жизни не по бумажкам, а наяву. Он учил нас работать планомерно, без излишней помпезности и шумихи, суеты и авралов. Не любил показуху, внешние атрибуты, сопутствующие многим пропагандистским акциям. Умел коротко и ясно поставить задачу перед тобой. Никогда не гнушался черновой работы, хорошо владел пером. Наши материалы, подготовленные для руководства, после его редактирования уменьшались на треть или даже вдвое. Благодаря такой обкатке и школе Нурекена многие сотрудники обкома партии, работавшие под его началом, до сего времени неплохо излагают свои мысли на бумаге. Есть среди нас даже акулы пера, работавшие в различных СМИ.

Если Нурекен был прав, то он всегда отстаивал свою точку зрения, не пасовал перед руководством или признанными авторитетами. Его принципиальность иногда ставила в тупик руководство. Мог не поддержать свое начальство, высказать мнение, не всегда совпадающее с официальной точкой зрения. В то же время был хорошим психологом и менеджером, изучал ситуацию и при необходимости вносил коррективы в свои управленческие действия. Как правило, поручения были продуманными, взвешенными, конкретными. Он ставил задачу и подсказывал нам, как можно достичь её решения самым простым и кратчайшим путем.

Никогда не позволял себе вести разговор с подчиненными на повышенных тонах, но так тонко подмечал твои огрехи, иногда даже в форме шутки, что от этого нам становилось неуютно.

Нурекен не только следил за профессиональным ростом и обучением подчиненных, но и помогал нам при решении каких-либо житейских проблем. Наша коллега Бибайша Байзакова, супруга известного музыканта Мулкамана Калауова, благодаря моральной поддержке Нурекена несколько раз выезжала в Москву и добилась научной реабилитации музыкальных трудов своего мужа. Он был приглашен на работу в алматинскую консерваторию. Ему было присвоено ученое звание – доцента за его музыкальные произведения, написанные в разные годы. Во-первых, была восстановлена справедливость в отношении этой незаурядной творческой личности, во-вторых, это звание сулило немалую прибавку и в семейный бюджет.

Встав у руля области, Еркин Ауельбеков, всесторонне изучив деловые качества Нурмака Токмырзаевича, доверил ему возглавить партийную комиссию обкома партии.

У Нурекена было много хороших и добрых друзей, с которыми у него всегда были теплые взаимоотношения. Например, с Камалом Ормантаевым, Ерниязом Омаровым дружил со студенческих лет, с Айтбаем Стыкбаевым, Асылбеком Нуралиевым, Максутом Абдразаковым, Сейтнаби Мукашевым их связала совместная работа в комсомольских и исполнительных органах. Дружба с последним переросла потом в близкие семейные отношения, они стали сватьями. Их дети – Нурлан и Рая соединили свои судьбы, стали мужем и женой, сделали их дедами.

После кончины Асылбека Нуралиева Нурекен всегда оказывал помощь и содействие его семье, супруге Кымбат, детям – Сауле, Алтынбеку, Айман, Баян, Шолпан.

Выйдя на заслуженный отдых, Нурекен продолжал приносить пользу Отчизне, возглавляя общественные организации – областной педагогический совет в течение пяти лет и Кызылординский городской совет ветеранов на протяжении десяти лет (2001-2011 годы).

Всегда надежной опорой ему в жизни была Жастыкуль апай Шаменова, его супруга, с которой он соединил свою судьбу в мае 1957 года. Они вместе прожили почти 60 лет и за этот срок были опекунами младшего брата Нурекена — Куаныша, воспитали детей — Розу, Галыма, Раю, Салима и Салтанат.

За свою созидательную и напряженную работу Н.Т. Токмырзаев был награжден орденом «Знак Почета», рядом медалей, Почетной грамотой Верховного Совета Казахстана. Несколько раз избирался членом обкома партии, депутатом областного Совета народных депутатов. Был членом Союза журналистов Казахстана.

Время неумолимо летит вперед. Прошло пять лет, как не стало Нурмака Токмырзаевича. Его светлый образ навсегда останется в наших сердцах.

Кенес МАХАМБЕТОВ, 
ветеран труда, Нур-Султан

Читайте также: