Великий открыватель душ - «Кызылординские Вести»

Великий открыватель душ

29.09.2022

933 0

velikij otkryvatel dush

Вчера казахстанцы отметили 125-летие Мухтара Ауэзова – выдающегося писателя, признанного мастера слова, общественного деятеля, ученого, драматурга, педагога. Он занимает особое место в современной истории казахского народа, в развитии его культуры и литературы.

Начало пути

Писатель прожил нелегкую, полную борьбы жизнь. «Я родился 28 сентября 1897 года в семье кочевника-казаха Чингисской волости Семипалатинской области Омархана Ауэзова… Мои предки, выходцы из Средней Азии, еще в начале XIX века были причислены к племени тобыкты, из которого происходил и герой моего романа Абай Кунанбаев». Так начинает свою автобиографию М.Ауэзов. Раннее детство он провел в ауле, там же начал обучаться и грамоте. Учил внуков дед Ауэз. Он оказал большое влияние на формирование мировоззрения будущего писателя. У деда была толстая рукописная книга с арабскими словами, а также сборники стихов Абая. Ауэз, друг А.Кунанбаева и искренний почитатель его таланта, заказал мулле переписать их в одну книгу и решил обучать внуков грамоте по стихам любимого поэта. Мухтар учил наизусть одно стихотворение за другим. «Стихи были длинные, непонятные, в них то и дело попадались странные, непривычные, никогда неслыханные имена: Фошкин, Лермонтып, Крылоп, какие-то Татьян и Анеги. Дед, подражая учителям-муллам, держал нас над книгой с утра до заката, и все выученное за день нужно было перед ужином прочесть ему и отцу наизусть», – писал М.Ауэзов.

В одиннадцать лет мальчик лишился отца. На воспитание его взял дядя Касымбек. Он и устроил Мухтара в Семипалатинское городское пятиклассное училище на земскую стипендию Чингисской волости. В пятом классе он написал свое первое произведение «Дауыл» («В бурю»). В 1915 году поступил в учительскую семинарию. В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов Акыш, внучки поэта, была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым пьеса «Еңлік-Кебек». Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы. Летом 1917 года по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился на 15-летней красавице Райхан. В 1918 году у них родилась дочь Мугамиля, а через год — сын Чокан, рано ушедший из жизни. В 1920 году их брак распался, при разводе Мухтар забрал себе дочь, о которой заботился всю жизнь.

Через тернии – к признанию

Политические перевороты в Российской империи, образование Алашского движения и установление советской власти изменили жизнь Ауэзова. Он организовывает союз «Алашской молодежи», способствует открытию различных кружков, пишет статьи для газет «Алаш» и «Сарыарқа». 5–13 мая 1918 года на Всеобщем курултае (съезд) казахской молодежи в Омске М.Ауэзов был избран членом центрального исполнительного комитета. Активно участвовал в образовании Всеказахской молодежной организации «Жас азамат», выражающей интересы Алашординского движения. В 1918 году он вместе с Жусупбеком Аймауытовым издавал в Семипалатинске журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам. С 1 декабря 1919 года в Семипалатинске окончательно установилась Советская власть. М.Ауэзов вступил в партию большевиков и продвинулся впоследствии по партийной линии до должности председателя Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа в Оренбурге (тогда — столице Киргизской Автономной ССР), одновременно пробуя силы в драматургии и журналистике, выпускает газету «Қазақ тілі». В этот период он женится на внучке Абая Камиле Магауиякызы.

Осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявление национализма» Ауэзов был исключён из партии большевиков, в которой состоял три с половиной года. Он оставил свой пост в Оренбурге и поступил вольнослушателем в Среднеазиатский Туркестанский университет в Ташкенте, сотрудничал с журналом «Шолпан». На следующий год Мухтар переходит в Ленинградский (ныне — Санкт-Петербургский) государственный университет на кафедру литературы и языка филологического факультета. Там произошло его знакомство с Валентиной Кузьминой, которая стала его третьей супругой.

В 1928 году писатель получил диплом и вернулся в Ташкент, где поступил в аспирантуру Среднеазиатского университета. Годы его жизни в этот период были омрачены очередным витком репрессий. Власть преследовала представителей на-циональной интеллигенции. Ауэзова обвинили в причастности к оппозиционной организации. В 1930 году он был арестован по обвинению в связи с организацией молодых казахских писателей «Алқа» и провёл два с половиной года в заключении. Выйдя на свободу, он преподавал в вузах Алма-Аты, в том числе в Казахском государственном университете и Казахском педагогическом институте, продолжая писать пьесы. В 1933 году он выпустил первое полное собрание стихов Абая «Абай Құнанбай-ұлы толық жинақ» (латиницей) в Кзыл-Орде. Также готовил первое научное собрание произведений Абая, параллельно в Казахском музыкальном театре шли его пьесы. К первому пленуму Союза писателей Казахстана, состоявшемуся в мае 1937 года, Ауэзов был самой яркой фигурой на литературном небосклоне Казахстана. Но и самой преследуемой: по старой памяти его труды запрещались местными органами НКВД, изымались из библиотек, сам он был уволен с работы. Затем уехал в Москву и много сотрудничал с писателем Леонидом Соболевым. Они написали трагедию «Абай», научное исследование «Эпос и фольклор казахского народа», выпустили сборник «Песни казахского народа». С началом Великой Отечественной войны Ауэзов вернулся в Казахстан, работал в Институте языка, литературы и истории КазФАН СССР, позже трудился в Казахском научно-исследовательском институте культуры. В 1942 году выпустил первую книгу романа «Абай». Тогда же жил в гражданском браке с Фатимой Габитовой, вдовой его расстрелянного НКВД в 1937 году друга Ильяса Джансугурова. В 1943 году у них родился сын Мурат, впоследствии учёный-культуролог, учредитель фонда Мухтара Ауэзова. В 1945 году, в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий художественного кинофильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и несколько статей о нём. В Москве вышла первая книга «Абай», его наградили орденом Трудового Красного Знамени. На следующий год он стал доктором филологических наук, профессором, академиком АН Казахской ССР. В 1947 году была опубликована вторая книга «Абай» на казахском языке, на следующий год — обе книги на русском языке. В 1948 году М.Ауэзов стал
лауреатом Сталинской премии за роман «Абай», который впоследствии станет первой частью эпопеи «Путь Абая». В 1952 году вышла в свет первая книга «Путь Абая» на казахском языке.

В 1951—1954 годах проводилась кампания критики творчества Ауэзова. Его называют «национал-алашординцем», обвиняют в публикации произведений казахского фольклора, содержащих элементы пропаганды против России, восхвалении феодализма в романе «Абай», искажении истории Казахстана и казахской литературы. В 1953 году под угрозой ареста писатель был вынужден уехать в Москву, где два года читал лекции по казахской литературе на кафедре литератур народов СССР МГУ. В 1954 году в Москве он завершил роман-эпопею «Путь Абая», вошёл в состав редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Дружба народов», выступил с докладом о творчестве Абая на торжественном собрании в Колонном зале Дома Союзов и триумфально вернулся в Алма-Ату. Здесь он был восстановлен во всех должностях. За роман-эпопею «Путь Абая» в 1959 году Ауэзову была присуждена Ленинская премия.

«Путь Абая»

Прежде, чем начать роман «Путь Абая», М.Ауэзов занялся изучением биографии и творчества поэта. Он редактировал полное собрание сочинений Абая, написал его биографию, собирал касающиеся поэта и его эпохи исторические материалы.

О жизни, работе, внешности и характере Абая не было никаких печатных и письменных данных – ни личного архива, ни дневников, ни писем, ни мемуаров, ни просто зафиксированных на бумаге воспоминаний о поэте. Все данные его биографии, все события романа М.Ауэзову пришлось собирать долгое время посредством устного опроса знавших Абая людей. Большинство этих граждан, естественно, были уже стариками. Но еще задолго до того, как у Ауэзова возникла мысль о романе, еще в ученические годы он подолгу слушал воспоминания своего деда Ауэза, который был на несколько лет старше Абая. Он хорошо помнил и Кунанбая. В те же годы Ауэзов видел постаревшую Дильду – первую жену Абая. Много драгоценных подробностей рассказала о поэте глубоко преданная его памяти Айгерим, пережившая мужа на десять с лишним лет.

Собирая материалы, Ауэзов беседовал и с друзьями, и с почитателями Абая, и с бывшими его врагами, и с завистниками – с самими его современниками или их сыновьями и внуками. В результате этих поисков у автора романа скопилось такое множество сведений о его будущем герое, что он часто повторял один из великих заветов писателя Максима Горького: «Пиши о том, о чем не имеешь права молчать».

Воссоздавая образ Абая, М.Ауэзов думал не только о его месте в истории нашего народа и прогрессивной роли в прошлом, ни о том, какие мысли и мечты связывают его с нашей современностью. Из жизни и деятельности поэта прошлых времен он отбирал то, что дорого и памятно для последующей истории.

Великий Абай – классик казахской литературы. Неоценим его вклад в развитие казахской письменной литературы, литературного языка. Подобно Абаю, М.Ауэзов возвеличил художественное слово нового времени. Весь его титанический труд во имя культуры, прогресса, дружбы народов – тому свидетельство.

Роман «Путь Абая» был переведен более чем на 20 языков мира. По свидетельствам многих отечественных и зарубежных критиков, это произведение стало энциклопедией жизни казахского народа, признано шедевром мировой литературы. Во многих странах мира не только узнали о существовании казахского народа, но и познакомились с одним из его лучших представителей. По образу Абая люди сформировали представление о казахах и их крае. Тем самым, эпопея М.Ауэзова сыграла колоссальную роль в подготовке мирового общественного сознания для признания суверенитета Казахстана.

 В памяти народной

М.Ауэзов умер в июне 1961 года во время операции в Москве. Похоронен в Алматы. После смерти писателя Совет Министров КазССР принял специальное постановление по увековечению его памяти. Был открыт литературно-мемориальный музей М.Ауэзова.

Он создал более 20 пьес, множество рассказов, повестей, романов, стихов. Талант и глубина восприятия писателем жизни проявились в первых рассказах: «Серый Лютый» поражал читателей тонким описанием степи, а произведение «Сиротская доля» показало писателя как мастера психологической прозы. В большом прозаическом произведении «Выстрел на перевале» реалистично описывается тяжелая жизнь дореволюционного аула. В более позднем — «Племя младое» — писатель проникает в духовный мир современников. Ауэзов — автор научных трудов по казахскому фольклору, истории и теории казахской литературы. Он основал новый раздел казахского литературоведения — абаеведение, дал научную оценку произведениям таких акынов, как Шортанбай, Мурат, Дулат и других, исследовал сказки и легенды о Коркыте, Асан Кайгы, написал объемный научный труд об эпосе кыргызского народа «Манас».

В 2006 году в знаменитой литературной серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Николая Анастасьева «Мухтар Ауэзов. Трагедия триумфатора». Автор — профессор, литературовед, известный эксперт по англоязычной литературе — утверждает, что творчество Ауэзова близко по уровню произведениям Уильяма Шекспира, Джека Лондона, Джона Голсуорси и других признанных западных классиков. Сочинения Ауэзова неоднократно переиздавались и переводились на многие языки мира.

В Казахстане чтут память писателя. Его именем названы улицы, учебные и научные учреждения. Имя великого писателя носит алматинский академический театр драмы. В горах Тянь-Шаня одну из вершин покорители назвали в честь знаменитого основоположника современной казахстанской литературы. Бронзовые и гранитные памятники писателю возведены на родине и в столицах других стран. По решению ЮНЕСКО в 1997 году во всем мире праздновалось 100-летие со дня рождения М.Ауэзова.

Он был явлением исключительным. Его путь – дорога к сердцам. В своих воспоминаниях о писателе известный государственный и общественный деятель, профессор Муслим Базарбаев писал: «Отдельный человек, отдельный народ, целые народы, их думы и чаяния, мысли и чувства – вот к чему стремился великий открыватель душ. Слова Абая «В душу взгляни глубже…» стали целью жизни Мухтара Омархановича Ауэзова, целью его творчества. Он все глубже вглядывается в историческую даль и хочет разгадать загадку, которая была не под силу Абаю. Только подвижнический труд, страстная любовь к своему народу, боль за прошлое, радость за настоящее, осознание роли и места его в мировом развитии дали ему возможность выполнить эту задачу сполна».

Подготовила Ботагоз АЖАРБАЕВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: