В ауле и музее народного акына - «Кызылординские Вести»

В ауле и музее народного акына

27.11.2021

1957 0

04b15e1a6c7ebd2c1d91fa9acebf31a9

Аул имени Нартая Бекежанова находится в 12 километрах от поселка Шиели и 132 километрах от областного центра. В настоящее время здесь проживает более 2600 человек. В ауле работают средняя школа №156 имени Н. Бекежанова, врачебная амбулатория, Дом культуры имени О. Бодыкова, мемориальный музей искусств Нартая Бекежанова, детский сад «Қарлығаш». Есть отделение связи и мечеть.

Аул был основан в 1928 году. Именно тогда было организовано товарищество по обработке земли «Улгили». В советские времена здесь успешно работал колхоз «Коммунизм». В те годы Героями Социалистического Труда стали Маман Калдыбаев, Нартай Кокиев, Байдуйсен Оразов, Улбала Алтайбаева и  Шырынкуль Казанбаева.

Аул, носящий имя известного казахского акына, один из лучших в районе. По словам акима аульного округа Галымжана Ыханова, аулчане постоянно ощущают всестороннюю поддержку государства. Только за последние годы из госбюджета для улучшения социальной сферы выделен почти миллиард тенге. Радуют глаз ровные асфальтированные улицы Абая, Ауэзова, Досымбаева и Бекежанова. Для их ремонта из областного бюджета было выделено более 36 миллионов тенге. Решен вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой. Для обновления и реконструкции водопровода протяженностью 15,7 километра из республиканского бюджета было выделено около 179 миллионов тенге. На очереди газификация населенного пункта. В положительном ключе решена одна из насущных проблем аула. Старое здание местной школы со временем сильно обветшало, но детям приходилось ходить в эту школу. На средства, выделенные из республиканского бюджета, был построен новый корпус на 600 мест.

Основа экономики аула – сельскохозяйственное производство, малый и средний бизнес. На хорошем счету в районе крестьянское хозяйство «Халық». Его руководство обеспечивает работой и хорошей зарплатой более 50 аулчан, выделяет сельчанам земли под огороды, обеспечивает их личные подворья сеном и кормами. Кроме того, представители «Халыка» – постоянные участники благотворительных акций, проводимых в ауле. А еще они ежегодно привозят свои товары на сельскохозяйственные ярмарки в Шиели и Кызылорду.

Отрадно, что есть люди, которые оказывают аулу всестороннюю поддержку. Среди них братья Бекет и Болат Сулейменовы, Оразалы Байдильда, Ергали Сейтжанов, Баглан Аширбеков и другие. Благодаря им, построена красивая мечеть, ремонтируются дороги, приобретаются компьютеры для школы, проводятся различные культурно-массовые мероприятия.

Гордость аула – мемориальный музей искусств Нартая Бекежанова. Учреждение было открыто в октябре 1993 года. Двухэтажное здание с двумя куполами построено в восточном стиле. Общая площадь музея составляет 384 квадратных метра, экспозиционная площадь 296 метров, здесь 5 залов. В первом зале можно ознакомиться с семейными фотографиями Н. Бекежанова и макетом «Строители Шиелийского канала». Во втором представлены материалы, посвященные декаде мастеров искусств Казахстана в Москве, которая прошла в 1949 году, а также древние национальные музыкальные инструменты и другие экспонаты. В третьем и четвертом залах можно получить полезную информацию о жизни и творчестве последователей и учеников Н. Бекежанова. Здесь также есть музыкальные инструменты, вещи, которыми акын пользовался в быту.

Согласно архивным документам, в 1990 году в ауле был установлен памятник Нартаю Бекежанову. Его автор – член союза художников Казахстана Ермахан Биманов. В 2011 году в честь 20-летия Независимости Республики Казахстан в музее был открыт зал истории Независимости Казахстана. Экспонатов в музее 15565, в том числе в главном фонде 9088. В хранилище музея еще 6477 экспонатов. В 2015 году для капитального ремонта музея были выделены средства из областного бюджета, и теперь здание радует многочисленных посетителей.

О жизни и творческой деятельности акына и истории музейных экспонатов рассказали заведующий музеем Габитбек Кошекбаев, главный хранитель фонда Нурдаулет Накипов, научный сотрудник Ментай Калтаева.

Вот, например, один из экспонатов – «Қызыл сырнай» (красная гармонь) Нартая ата. Конечно, у него было много гармоней, но эту знаменитый певец любил особенно. Она была изготовлена в Казани, до 1998 года находилась в одном из музеев Алматы. Но благодаря стараниям композитора, певца, термеши, заслуженного работника культуры Казахстана Мухамеджана Рустемова, гармонь была передана мемориальному музею искусств Н. Бекежанова.

В зале этнокультуры посетители музея сразу обращают внимание на экспонат «Тас диірмен» – ручные каменные жернова. Они были найдены на территории Шиелийского района при вспашке земель. Это ценный экспонат ХІХ века. В 2006 году его сдал музею Досбол Накып. Отметим, что в аулах эти жернова использовались вплоть до конца прошлого века. В начале 1970 годов его бабушка по материнской линии Алихан апа изготавливала национальное лакомство талкан из пшеницы, кукурузы и проса, пользуясь именно таким приспособлением. Потом эти мельницы исчезли и появились электрические мини-мельницы. Правда, вкус талкана не похож на тот, что в детстве…

В 1997 году младшая сестра акына Перуза Жусипова подарила музею складную кровать «Лира», на которой он отдыхал. Судя по внешнему виду, кровать сохранилась довольно хорошо. П. Жусипова в свое время преподнесла в дар музею красную рубашку, чапан и головной убор Н. Бекежанова, которые он надевал для выступлений на сцене.

Есть в музее еще одна «Казанская» гармонь акына. Ее в свое время Нартай подарил своему ученику Арзулле Молжигитову, который спустя полвека передал ее музею. Он был одним из самых именитых последователей Н. Бекежанова.

Нартай создал приаральскую школу жырши-гармонистов, в которую входили Балхашбай Жусупов, Арзулла Молжигитов, Турсункуль Баяханова, Курманбек Бекпеисов. В этой связи немного истории о том, как гармонь вошла в наш национальный фольклор. К середине XIX века с развитием народного музыкального искусства, появлением талантливых народных композиторов Курмангазы, Даулеткерея, Казангапа, Таттимбета и других, домбровое искусство поднимается на небывалую высоту. Развивается музыкальная форма кюя, оттачиваются технические возможности, создаются различные исполнительские школы.

В эти же годы в степи появляется гармонь, заимствованная у русских переселенцев. По свидетельству ряда исследователей, она стала массовым музыкальным инструментом. Но в отличие от других народностей у казахов гармонь, кроме бытового музицирования, стала использоваться в различных формах традиционного народно профессионального музыкального творчества, проникая сначала в песенный арсенал народа, затем стала незаменимым атрибутом айтысов акынов. Мелодичный аккомпанемент гармони прекрасно дополнял эпические произведения жырау, жырши, гармонично звуча с песнями әнші, өленші, салов, сері, наполняя колоритной экспрессией поэтические импровизации акынов. Игра народного музыканта на гармони стала неотъемлемой частью его артистического имиджа, показателем многогранности таланта. Яркими представителями когорты акынов-гармонистов стали Шашубай
Кошкарбаев, Естай Беркимбаев, Асет Найманбаев, Кенен Азербаев, в народно-певческой школе певцов-гармонистов – Жаяу Муса, Майра Шамсутдинова, Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Мадениет Ишекеев, Болат Сыбанов, в древнем искусстве жырши, жырау — Тайжан Калмагамбетов, Нартай Бекежанов. Именно на гармони Нартай акын исполнял свои знаменитые произведения. Сейчас большой вклад в дело популяризации их творческого наследия вносят Акмарал Ногайбаева, Рахметулла Жолтаев и другие. В поселке Шиели работает школа искусств имени Н. Бекежанова, которую посещают сотни детей.

– В нашем мемориальном музее искусств можно проследить всю жизнь Нартая, – рассказывает экскурсовод Жанат Отеева. – Начиная с малых лет и до той поры, как он стал поистине народным акыном-сказителем, певцом и учителем. Его произведения навечно вошли в число лучших образцов поэтического и песенного творчества.

В 1937 году Нартай возглавил культбригаду Шиелийского района, которая вскоре превратилась в областной ансамбль. В его состав входили певцы, домбристы, танцоры, быстро завоевавшие успех у зрителей. Самодеятельный коллектив отличался богатым репертуаром, в котором были казахские народные песни и кюи, произведения советских композиторов, скетчи и одноактные пьесы.

В народе этот коллектив называли «ансамблем Нартая». Широкую деятельность он развернул в годы Великой Отечественной войны. С неизменным успехом коллектив выступал в Чимкенте, Джамбуле, Кзыл-Орде, а также за пределами республики – в Оше, Джалал-Абаде и других городах. Огромную роль в ансамбле играл Нартай. Он выступал как певец, исполнял лирические и патриотические песни, играл на домбре и гармони, аккомпанировал другим певцам, подбирал песни для ансамбля, помогал артистам найти свое амплуа, проводил репетиции, писал стихи.

В 1938 году на торжества, посвященные семидесятилетию творческой деятельности гиганта казахской народной поэзии, «отца акынов» Жамбыла, был приглашен и Нартай. Заметив его среди акынов, юбиляр обрадовался, подошел и обратился к нему со стихами:

«О, Нартай, звонкоголос, красноречив!

Слово – сахар у тебя и мед – мотив.

Запоешь – и сердце вспыхнет в тот же миг,

Словно солнце, край земли позолотив».

Жамбыл высоко ценил Нартая. О его удивительном даровании, поэтическом мастерстве старый акын говорил не раз. На встрече народных акынов Жамбыл высказал свое пожелание: «Нартай, Кенен, Нурлыбек, пусть не смолкнут песни вовек!».

В отдельной экспозиции хранятся пожелтевшие газеты, журналы, книги. Стихи и песни Нартая регулярно печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов. А в пятидесятых годах был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры». Сборник Нартая стал значительным событием в казахской поэзии. Восхищенный его талантом, Сабит Муканов писал: «Острослов, весельчак Нареке с сердцем каждого накоротке».

За активную работу в годы Великой Отечественной войны, заслуги в воспитании трудящихся в духе патриотизма Нартай был удостоен правительственных наград, которые сейчас хранятся в экспозиции музея. Улицы, дома, клуб, мечеть и музей – все словно пропитано дыханием и силой творчества Нартая Бекежанова в его родном ауле. Везде чисто, уютно, а радушный прием местных жителей перенес меня на какое-то мгновение в эпоху великого певца. Больше всего поразили в музее своим убранством шанырак и предметы обихода, а также серебряные украшения Бактыгуль, матери Нартая. Хранить память о личности, внесшем огромный вклад в просвещение казахского народа, его музыкально-поэтическое искусство – очень важно для сохранения нашего духовного возрождения.

 Максут ИБРАШЕВ

Читайте также: