Проблема подросткового суицида обсуждалась неоднократно и на различных уровнях. Для предотвращения таких случаев предпринимается множество шагов, разрабатываются различные программы по профилактике и выявлению подростков с суицидальными наклонностями.
Надо сказать, принятые комплексные меры дают положительные результаты. По данным Генеральной прокуратуры, в Республике Казахстан в течение четырех лет имеется снижение на 27 процентов уровня завершенных фактов самоубийств и спад на 40 процентов попыток суицида (2015-2019 гг.). В 2020 году в нашем регионе было совершено пять суицидов и семь попыток.
Но даже небольшое количество таких трагедий не может не огорчать. Ведь за каждым таким поступком стоит совсем юный, непонятый человек с проблемами, которые вовремя не удалось заметить даже самым близким людям.
Своевременная помощь предотвратит беду
Как сообщили в отделе по защите прав детей областного управления образования, в школах и колледжах области проводится работа по профилактике суицидального поведения. Ее выполняет в рамках государственного социального заказа общественный фонд «Bilim foundation», управляющим директором которого является Жанат Досжанова. Основным проектом фонда является программа «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних».
В нашей области эта программа начала внедряться в мае 2015 года. В апреле 2017 года результаты внедрения были декларированы на республиканской научно-практической конференции «Здоровье и жизненные навыки молодежи: современные подходы и передовая практика», проведенной в Кызылорде.
Сейчас эта программа состоит из четырех компонентов. Первый – это анкетирование детей, второй – обучение «вахтеров суицида» для распознавания признаков суицидального поведения. Третий – обучение родителей, и четвертый компонент – самообращение подростков.
Специалисты НПО объясняют родителям и детям, что такое психологическое здоровье. Учат, как можно распознать, что ребенку нужна помощь психолога. Анкетирование не является обязательным. Однако оно помогает выявить уровень тревожности или детские страхи. И если есть какие-то тревожные симптомы, тогда с ребенком работает психолог. Он берет у ребенка интервью, в котором могут задаваться прямые вопросы. По результатам беседы психолог школы либо сам берет на контроль школьника, либо же направляет в медицинские учреждения в зависимости от степени тревожности. В поликлинике психологи определяют, какое лечение ему нужно будет принимать.
В прошлом году было выявлено 900 детей, чье психологическое состояние насторожило специалистов. В 2019-м – 785. Ежегодно число увеличивается, но это увеличение – положительная динамика. Ведь чем больше выявляется таких детей, тем меньше суицидального риска среди подростков. Главное, чтобы в кризисный период рядом находился человек, который бы объяснил, что подростку нужна помощь.
Как сообщили в отделе по защите прав детей областного управления образования, число самообращений к психологам увеличивается, и это очень хороший показатель. Школьники и их родители перестали бояться визитов к психологу, как чего-то неприличного. Теперь это воспринимается вполне естественно, и в психологе чаще всего видят друга, который может помочь, а не врага, который повесит на ребенка ярлык неполноценности. Школьный психолог не всегда может самостоятельно оказать помощь, но зато может направить к нужному специалисту.
Самые лучшие друзья — близкие люди
Как рассказала Жанат Абдижа-миевна, в разработке программы участвовала международная экспертная группа под руководством профессора Марко Саркьяпоне из Департамента наук в области медицины и здравоохранения Университета Молизе, Италия. Казахстанская исследовательская группа состояла из отечественных психологов, психотерапевтов, психиатров.
– Создание системы превенции суицида среди несовершеннолетних включает в себя, в первую очередь, обучение специалистов в силу того, что от компетентности и уровня их взаимодействия зависит эффективность программы, – пояснила Ж. Досжанова. – В результате обучения педагоги школ и колледжей могут распознавать отклоняющееся поведение у учащихся, коммуницировать с ними и убеждать их в получении помощи специалистов, взаимодействовать с психологом школы. Психологи школ и колледжей, в свою очередь, могут с большей вероятностью выявлять подростков, нуждающихся в психологической помощи, оценивать их состояние, общаться с родителями, вести совместную работу с педагогами и специалистами здравоохранения при оказании помощи подростку. Прошедшие обучение врачи общей практики районных, областных, студенческих поликлиник могут диагностировать и оказывать медико-санитарную помощь подростку, вести совместную работу с психологами учебных заведений, работать врачами психического здоровья при лечении и наблюдении за подростком из группы риска до выздоровления. Врачи психического здоровья сопровождают работу врачей общей практики поликлиник, взаимодействуют с психологами при лечении и наблюдении за подростком.
– Участниками программы становятся школьники 8-11 классов, а также студенты 1-2 курсов колледжей. Перед проведением скрининга родителями подростков подписывается информированное согласие, и только после этого они допускаются к тестированию.
Как показали наблюдения, зачастую то, что с ребенком что-то происходит, становится заметно за год до того, когда он перешагнет последнюю черту и сведет счеты с жизнью. Первые признаки могут быть совсем просты и, на первый взгляд, незначительны. Это может быть смс-ка другу, статус в социальных сетях, разговоры с друзьями.
– Мы стараемся на все эти мелочи обращать внимание школьных психологов, чтобы в дальнейшем, если они встретятся в поведении другого подростка, можно было успеть ему помочь, – говорит Жанат Абдижамиевна. – Так что будьте внимательны к своим детям, ведь самые лучшие друзья для них – это близкие люди.
По словам Ж.Досжановой, программа также направлена на формирование и развитие навыков жизнестойкости. Фонд реализует ее в Кызылординской, Актюбинской, Атырауской и Акмолинской областях, г.Нур-Султане, частично в Северо-Казахстанской области при непосредственной поддержке руководства областей. Данная Программа имеет свой электронный ресурс: www.zhastar.org и www.bilimfoundation.org, создающий условия для эффективной реализации поставленных задач.
Инна БЕКЕЕВА