В этом году в Казахстане отмечают 150-летие великого просветителя, ученого-реформатора, основоположника казахской лингвистики и литературоведения Ахмета Байтурсынова. В ноябре 2021 года на генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение о включении юбилейной даты казахского поэта и педагога в международный календарь памятных дат этой организации.
А.Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Как свидетельствуют историки, в биографии Байтурсынова есть немало белых пятен. Одним из них была дата его рождения. Долгое время считалось, что он родился в январе 1873 года. Как известно, имя Байтурсынова по воле властной тоталитарной системы на долгие годы было вычеркнуто из истории. Заниматься его биографией, в том числе и уточнением даты рождения, было небезопасно. В 1988 году репрессированных деятелей «Алаш Орды» реабилитировали, и можно было без страха исследовать жизнь просветителя. В одном из своих воспоминаний внучатая племянница Ахмета Байтурсынова Меруерт Тыныбекова пишет, что ее покойный супруг Танжарык Тыныбеков работал в музее Алматинского госуниверситета. По запросу Самурата Какишева (сын младшего брата Ахмета Байтурсынова, основатель фонда имени А.Байтурсынова и дома-музея в Алматы) он поднял в архиве университета личное дело А.Байтурсынова, работавшего до своего ареста в 1929 году профессором в бывшем Казахском педагогическом институте. Это дело позволило узнать точную дату рождения казахского просветителя — 5 сентября 1872 года, а также уточнить и другие биографические данные.
Его отец Байтурсын считался потомком народного батыра Умбета. Как и его предок, он был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, защищал права крестьян в казахских аулах. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на пятнадцать лет за то, что разбили голову начальнику уезда. У будущего поэта эта расправа над отцом, родственниками и поддержавшими их аулчанами оставила горькое впечатление. Вот, что он пишет в своем «Письме к матери» из Семипалатинской тюрьмы в 1909 году: «Сердце мое, сраженное в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след».
А.Байтурсынов обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище, после учился в школе киргизских учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Педагог долго учительствовал в аульных, волостных школах и двухклассных русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркаралинском уездах и в городе Кустанае. В Кустанайском уезде он жил у местного лесника, где познакомился с его дочерью — красавицей Александрой. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре решили пожениться. После заключения брака девушка взяла имя Бадрисафа Мухаметсадыковна Байтурсынова. Еще год после свадьбы молодожены жили в Кустанае. Затем семья переехала в Омск, а позже в Каркаралинск, где Байтурсыновы жили до 1909 года. Своих детей у пары не было, но они воспитали троих приемных.
В годы учительства А.Байтурсынов начал активно заниматься просветительской и общественно-политической деятельностью. Он был одним из первых просветителей Казахстана, осознавших, что только в условиях свободы и общественных перемен просвещение и образование принесет ощутимую пользу народу. Нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.
Летом 1905 года по инициативе А.Байтурсынова на Куяндинской ярмарке собрались Алихан Букейханов, Мыржакип Дулатов, Жакип Акпаев и другие казахские интеллигенты. От имени народа они написали петицию царскому правительству. Этот документ, не имевший аналога, вошел в историю Казахстана как Каркаралинская петиция. В ней впервые во всей полноте были изложены чаяния казахского народа и выставлены требования к империи о равноправии, свободе совести, печати, судопроизводства и об обуздании колонизаторов. После выхода петиции начались гонения на ее авторов. В январе 1906 года был арестован А.Букейханов, за А.Байтурсыновым и Ж.Акпаевым было установлено негласное наблюдение. В 1908 году арестовали Акпаева, в июле 1909 года – Байтурсынова. В петербургской газете «Современное слово» в статье «Киргизский народный поэт в тюрьме» было написано, что А.Байтурсынов арестован за «политическую неблагонадежность, антиправительственную агитацию, выразившуюся в призыве к неповиновению колониальным властям, организации движения за освобождение из неволи Ж.Акпаева».
В феврале 1910 года А.Байтурсынов был выпущен из Семипалатинской тюрьмы с запретом в течение двух лет проживать в пределах казахских областей и сослан в Оренбург. Позднее в этом городе он завоевал большую известность как один из лидеров просветительского движения, идеолог нового прогрессивного направления.
В 1913 году поэт и просветитель сумел воплотить в реальность свою мечту – он стал организатором и редактором первой общенациональной неправительственной газеты «Қазақ». Как свидетельствуют архивные источники, разрешение на издание казахской газеты было выдано А.Байтурсынову еще 9 декабря 1905 года, она появилась семь с лишним лет спустя. Первый номер еженедельной газеты «Қазақ» появился 2 февраля 1913 года в Оренбурге. С 1915 года она стала уже выходить два раза в неделю, и вскоре завоевала широкое признание. Ее выписывали во всех уголках Казахстана, тогда еще Степного и Туркестанского краев, или девяти областях и одной губернии (Астраханская), как об этом писал в № 8 газеты «Қыр баласы» («Сын степей» — псевдоним Алихана Букейханова) в статье, посвященной численности казахов на тот момент.
Газету выписывали и студенты-казахи, обучавшиеся в вузах России — от Киева до Казани, от Санкт-Петербурга до Томска, о чем свидетельствуют их многочисленные письма, опубликованные на ее страницах. Она стала общенациональным изданием почти пятимиллионного народа и способствовала национальной консолидации казахов.
Газета «Қазақ» издавалась более пяти лет. Ни одно из предшествовавших изданий не могло сравниться с новой газетой ни по качеству, ни по разнообразию тематики и тем более по тиражу. Если в первый год газета издавалась тиражом три тысячи экземпляров, то, по сведениям исследователей из Оксфордского университета, позже ее тираж превышал восемь тысяч экземпляров, что больше всех предыдущих изданий вместе взятых. Газету «Қазақ» от других печатных изданий отличал надежный источник финансирования, чему предшествовала основательная подготовка и организационная работа ее основателей. О финансовой состоятельности газеты свидетельствует хотя бы тот факт, что за период существования с февраля 1913 года по март 1918 года ее главный редактор А.Байтурсынов не раз подвергался различным наказаниям в виде денежных штрафов или ареста, из-под которого освобождался лишь под денежный залог в несколько тысяч царских рублей. На них в тот период можно было основать и издавать еще несколько подобных газет.
Именно в газете «Қазақ» Ахмет Байтурсынов и другие ученые издавали свои исследовательские работы по истории казахской литературы, фольклору и лингвистике. Ее основатели ставили перед собой цели и задачи не только научные, но и политические, которые были перечислены еще в «Каркаралинской петиции» 1905 года. Одна из важных целей газеты, которая отсутствовала в петиции, — отстоять этническое имя народа. Эта цель была заложена в названии газеты «Қазақ». Конечной стратегической целью газеты и ее основателей было восстановление казахской национальной государственности, при которой на основе самобытной национальной традиции должна была быть «претворена западная культура». «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…» – было написано в одном из номеров печатного издания.
Ставя перед собой все эти цели и задачи, основатели газеты были прагматичны и дальновидны и пытались осуществить их в рамках существующего строя путем ненасильственного сопротивления и борьбы.
Однако сумевшая выжить при колониальном имперском режиме, газета была уничтожена при первых же попытках советской власти удержаться в Казахстане — в марте 1918 года. Вскоре за ней были уничтожены и все ее основатели и авторы — передовая казахская интеллигенция.
«С конца 1917 года по 1919 годы работал в Алаш-Ординской организации» – этой предельно лаконичной фразой ограничивается А.Байтурсынов в своей автобиографии от 4 июля 1924 года, хранящейся в архиве Первого Президента РК. За этой же формулировкой стояли очень напряженные дни и месяцы жестокой борьбы за образование национальной партии Алаш и создание автономной республики Алаш-Орда. Однако, убедившись, что оставаясь на платформе Алаш-Орды невозможно договориться с Советами, А.Байтурсынов в марте 1919 года решил перейти в лагерь своих недавних противников.
После создания высшего руководящего органа Советской власти в Казахстане – революционного комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем, 24 июля 1919 года В.И.Ленин подписал мандат о назначении Байтурсынова его членом. Он взялся за дело горячо, но продолжал оставаться верным своей позиции.
Ученый-реформатор приложил немало усилий для прекращения в крае гражданской войны, достижению консенсуса в определении российско-казахских территориальных границ. Принимал активное участие в выработке основополагающих документов о статусе национальной республики. Историкам давно известно о том, что А. Байтурсынов вместе с выдающимся башкирским общественным деятелем и профессором З. Валиди и другими подписался под знаменитыми «Добавлениями к тезисам товарища Ленина по национальному и колониальному вопросам», составленным Тураром Рыскуловым (16 июня 1920 г.). Это он внес в текст казахскую пословицу «Грязь грязью не смывается» – прямо указывавшую на то, что сложные проблемы так называемых «малых» народов нельзя решать грязными и грубыми методами ультрареволюционеров.
В 1922-1925 годах А.Байтурсынов работал председателем научно-литературной комиссии при Наркомпросе Казахстана, народным комиссаром просвещения, был членом Всероссийского исполнительного комитета, работником газеты «Ақ жол» органа ЦК Компартии Туркестана. Последние годы до ареста преподавал в Казахском институте народного просвещения (Ташкент) и Казахском педагогическом институте (Алматы).
А. Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Велика его роль и как реформатора казахской письменности. На основе 35 арабских буквенных знаков ученый создал казахский алфавит из 24 букв. По мнению тюркологов, то, что сделал А.Байтурсынов, сродни научному открытию. Отцы и деды наших современников гордились тем, что учились грамоте по азбуке А.Байтурсынова. Это действительно было всенародным признанием доброго дела ученого и учителя. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.
Откровенная позиция видного просветителя вызывала раздражение и недовольство партийных функционеров. Они придумывали и всячески раздували миф о «байтурсыновщине», применяя это слово как синоним национализма, «алашордизма», представлявших серьезную опасность для большевизма.
В июне 1929 года был арестован по обвинению в национализме, сидел в тюрьме в Кзыл-Орде. Вслед за ним взяли под стражу большую группу его единомышленников и последователей по движению Алаш. Арест «байтурсыновской группы» был по существу началом массовых политических репрессий, развернувшихся в 1930-е годы против тех, кто составил «мозг нации». А.Байтурсынов был приговорен к расстрелу. В 1931 году приговор был заменен ссылкой на десять лет в Архангельскую область. В 1935 году, благодаря вмешательству известного русского поэта и писателя Максима Горького и его жены, с помощью международного Красного Креста А.Байтурсынова освободили досрочно. Он вернулся в Казахстан. Но в октябре 1937 года его вновь арестовали и 8 декабря 1937 года расстреляли как «врага народа». И лишь спустя пятьдесят лет, 4 ноября 1987 года Верховный суд Казахской ССР полностью реабилитировал А.Байтурсынова.
В послании к В.И.Ленину от 17 мая 1920 года Байтурсынов писал: «У казахов имеется известная часть интеллигенции, которым народ вполне доверяет и которые ошибаться и заблуждаться могут, но сознательно своего народа ни за какие личные блага и выгоды не продадут». Эти слова по праву и в полной мере относятся к самому А.Байтурсынову – одному из выдающихся представителей казахского народа.
А. Байтурсынов внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» (1909 г.) и «Маса» (1911 г.). Первая книга поэта «Сорок басен» – это перевод на казахский язык наиболее поучительных сюжетов русского баснописца И.А.Крылова. А. Байтурсынов провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Сайын», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926 г.) и «Литературоведение» (1926 г.), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Ему принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году. Он написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них «Учебное пособие» (1912 г.), «Пособие по языку» (1914 г.), «Азбука» (1924 г.), «Новая азбука» (1926-1928 гг.) и методическое пособие «Баяншы» (1926 г.).
В этом году в рамках 150-летия А.Байтурсынова в Казахстане стартовали юбилейные мероприятия. В феврале в Нур-Султане состоялась официальная церемония празднования юбилея, включающая научно-практическую конференцию. Планируется издание 12-томного полного сборника трудов А.Байтурсынова, создание интерактивного портала «Ахмет әлемі». Также готовится выпуск юбилейных почтовых марок и монет, во многих школах и вузах республики пройдут открытые уроки, тематические конкурсы и другие мероприятия. Кроме того, власти страны намерены отреставрировать литературный музей А. Байтурсынова в Костанайской области и его дом-музей в Алматы. Наряду с этим в Стамбуле (Турция) с участием представителей отечественной и зарубежной интеллигенции в рамках Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) планируется организация «круглого стола», фотовыставки, посвященных 150-летию А.Байтурсынова. Намечено проведение международного Тюркологического конгресса в рамках ЮНЕСКО и ТЮРКСОЙ в городе Туркестане.
Казахстанцы по праву называют А.Байтурсынова Учителем нации и чтят его память. В нашей стране установлены памятники просветителю, в Алматы открыт музей, его именем названы улицы в регионах и государственный университет в Костанае. Имя великого просветителя внесено в летопись национальной истории.
Подготовила Ботагоз АЖАРБАЕВА