Депутаты Мажилиса Парламента РК подняли вопрос об отмене обязательного прохождения технического осмотра транспортных средств физических лиц, которые используются в личных целях. Правда, в этот список не входят автобусы, грузовые автомобили и транспортные средства, используемые в коммерческих целях в качестве такси. Ни для кого не секрет, что в настоящее время технический осмотр стал формальностью.
Для прохождения обязательного техосмотра владелец обязан предъявить оператору транспортное средство и оригинал свидетельства о его государственной регистрации. Во время проведения технического осмотра операторы должны установить наличие внесенных изменений в конструкцию транспортного средства при ремонте, сверить полученные результаты с данными свидетельства о государственной регистрации транспортного средства, проверить наличие свидетельства о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на автомобиле.
В первую очередь, при техосмотре необходимо проверить работу тормозной системы, рулевого управления, состояние стекол, характеристики внешних световых приборов и электрического оборудования, колес, шин и подвески. Кроме того, проверяется функционирование шасси, рамы, кузова выхлопных труб, глушителей и прочего оборудования.
Но все это в теории. На самом деле, сегодня вся эта процедура проводится формально. Владельцы транспортных средств заезжают в специально оборудованный бокс. Операторы визуально осматривают авто, вносят изменения в программу компьютера и просто так выдают диагностическую карту, хотя на всех станциях технического осмотра есть оборудование, используя которое можно досконально проверить состояние транспортного средства. Конечно, автовладельцев такие условия устраивают. Им легче заплатить от 3 до 5 тысяч тенге и уехать с миром.
Однако такой подход часто приводит к непредсказуемым последствиям. Все знают, что немало дорожно-транспортных происшествий происходит из-за технической неисправности автомобилей. Однако инспекторы дорожной полиции не обращают особого внимание на техническое состояние транспортных средств. Они заполняют протокол осмотра места происшествия, чертят схему, измеряют длину тормозного пути, берут объяснительную у участников и показания очевидцев, если таковые есть.
Многие даже не вызывают «гаишников», или стараются не вызывать. Зачем лишние проблемы, когда можно договориться с потерпевшей стороной и отогнать машину на ремонт или, если это требуется, восстановление. Благо, что у всех есть страховки, используя которые можно частично оплатить нанесенный ущерб.
Если бы все законопослушные граждане прошли техосмотр по установленным требованиям, аварий на дорогах, а значит и жертв, было бы значительно меньше. Если технический осмотр стал формальностью, то лучше и логично отменить его. Потому что, это приводит к ненужным затратам граждан, несет в себе системные коррупционные риски, не особо влияет на безопасность транспортного средства, не обеспечивает вопросы экологической безопасности.
Канат МАХАНОВ