Жанакорганец Талап Тотаев знал о Грузии до своего восемнадцатилетия лишь по учебникам географии. Да еще эта союзная республика ассоциировалась у него со знаменитой футбольной командой «Динамо» (Тбилиси), которая в 1980-м завоевала Кубок обладателей кубков европейских стран. И именно в Грузию его, молодого призывника, направили после окончания Жанакорганского профтехучилища №13, где он учился на электрика. Юноша, конечно, не мог предполагать, что станет свидетелем и участником исторических событий, произошедших в Грузии, в апреле 1989 года.
Как вспоминает Т.Тотаев в команде, отправившейся из Кызылорды в Грузию в мае 1987 года, было 45 человек – в основном призывники из Жанакорганского и Шиелийского районов. После пересадки в Махачкале они оказались на месте прохождения службы, в городе Рустави.
Рустави – третий по величине и численности населения город Грузии после Тбилиси и Кутаиси, находится он в 11 километрах от столицы республики. Воинская часть, в которой служил наш земляк, обеспечивала общественную безопасность и охрану наиболее важных объектов.
Талап в разговоре со мной не скрывал, что в первый год службы ему приходилось нелегко. Были многочисленные драки и стычки со старослужащими. Но взаимовыручке парней из Казахстана, которые всегда были готовы прийти на помощь своим землякам, удивлялись и завидовали многие в части. Так уж сложилось, что в обиду себя наши ребята не давали.
Климат в Грузии очень мягкий, ниже минус пяти градусов температура опускается крайне редко. Большинство населения республики – 68 процентов составляли грузины, далее по численности шли армяне, русские, азербайджанцы, осетины, греки, абхазцы, украинцы, также была большая диаспора евреев, курдов, татар, ассирийцев.
В круг обязанностей расквартированных в Рустави внутренних войск, где служил Т.Тотаев, входило и поддержание общественного порядка во время матчей с участием динамовцев Тбилиси. Особенно напряженно и интересно проходили встречи грузинских футболистов с одноклубниками из Киева и Москвы, а также игры c московским «Торпедо» и ереванским «Араратом».
К военным местное население до апрельских событий 1989-го относилось благожелательно. Их приглашали в гости, щедро угощали вкусными сладостями, до которых так охочи солдаты, и, конечно же, знаменитыми национальными блюдами. Гостеприимство у грузин в крови, в этом они чем-то похожи на нас.
Как и на всей территории тогдашнего СССР, в Грузии в конце 1980-х развернулось широкое демократичное движение. Ряд политиков все громче стал заявлять о необходимости выхода из состава Союза. Это усугублялось начавшимися экономическим и продовольственным кризисом. Усилилась неприязнь к центру, олицетворением которого являлась Москва, а ЦК Компартии Грузии уже слабо контролировал ситуацию.
Как вспоминает Т.Тотаев, замполит части Н.Костенко за два-три дня до кровавых событий в Тбилиси провел среди офицеров и солдат «воспитательно-идеологическую работу».
– Они хотят отделиться от страны и разрушить Союз. Будьте бдительны, не поддавайтесь провокации, – так вкратце можно пересказать слова политработника.
В пять часов утра 9 апреля 1989 года батальон внутренних войск, в котором служил Т.Тотаев, был поднят по боевой тревоге. Всем солдатам выдали дубинки, щиты, бронежилеты, каски, саперные лопаты. Стрелковое оружие не выдавалось, вместо него солдаты получили «черемуху», газовый баллончик, и на Газ-53, оборудованном для перевозки военнослужащих, повезли к центру Тбилиси. Основные события того дня разворачивались на центральной площади имени Шота Руставели у гостиницы «Иверия».
На центральной площади, как вспоминает Т.Тотаев, действовал ОМСДОН (отдельный мотострелковый дивизион особого назначения), срочно вызванный из Москвы, Талап вместе с сослуживцами стоял в оцеплении через два квартала. Перед ними была поставлена задача не пропустить демонстрантов к гостинице «Иверия». При этом им был дан приказ не применять силу, а только защищаться.
Начались тревожные минуты ожидания. К десяти часам с площади стали доноситься звуки выстрелов. Еще через полчаса демонстранты, пробив несколько оцеплений, приблизились к месту, где стояли Талап с товарищами. В руках у демонстрантов были железные прутья, штакетники, арматура, они что-то скандировали на грузинском. Несколько человек кинулись к Талапу и Нурлыбеку – парню из Южно-Казахстанской области. Талап, подняв щит, стал защищаться от ударов арматуры. Но силы были неравными. Последнее, что он услышал, были слова Нурлыбека: «Талап, ложись, убьют!». Сильнейший удар арматуры пробил его каску, и он упал на землю.
Нурлыбек помог ему подняться, и они стали оказывать помощь другим раненым сослуживцам. Демонстранты тем временем, пробив их кордон, двинулись дальше, к гостинице «Иверия».
В тот же день солдаты вернулись в Руставели, а о подробностях произошедшего узнали назавтра из местных газет. Сообщалось, что погибли 17 человек. Талап также узнал, что на площади против демонстрантов применялся удушающий газ «СИ-ЭС», что были жертвы и со стороны военнослужащих.
Наши земляки не понимали, что происходит, им хотелось побыстрее забыть этот кошмар и уехать домой. До самой демобилизации летом 1989 года Талап и его сослуживцы находились в постоянном напряжении, даже страхе. Родные и близкие погибших во время событий 5 апреля искали виновных именно среди военных, старались жестоко мстить им. Т.Тотаев рассказывает, что в те дни на улицах БТРы подбирали убитых солдат. Для местных жителей армия превратилась из защитника во врага.
Вместе с Талапом служили шиелийцы Ермек Ахметшеев, Курмангали Дауренбеков, жанакорганец Мурат Агманов, которые в трудные минуты вдалеке от родины всегда старались поддержать друг друга, подставить плечо. Сейчас они трудятся в разных уголках страны. Сам Талап посвятил свою жизнь развитию культуры в Жанакорганском районе. Одаренный музыкант и композитор, автор многих популярных песен, он защищал честь области на республиканском телевизионном конкурсе «Музыкальный вояж» и стал его дипломантом. Сегодня Талап работает в районном Доме культуры имени М. Кокенова. Вместе с женой Катирой воспитывает двух детей.
Для расследования причин и обстоятельств апрельских событий в Тбилиси решением I-го съезда народных депутатов СССР, который начал работу в июне 1989-го, то есть спустя два месяца, была создана специальная комиссия во главе с Анатолием Собчаком. Но она так и не смогла дать ответы на многие вопросы.
События весны 1989 года стали только началом бурных процессов, охвативших Грузию. Намного позже к власти в Грузии придет Звиад Гамсахурдия. В годы его правления страна окажется под угрозой гражданской войны, некогда благополучная Грузия превратится в одну из беднейших стран на постсоветском пространстве. В роли спасителя нации выступит Э.Шеварнадзе, которого грузинский народ изберет своим президентом. После него президентами Грузии в разные годы становились Нино Бурджанадзе, Михаил Саакашвили, Георгий Мергалашвили. В 2018 году президентом страны стала Саломе Зурабашвили.
Внешняя политика Грузии после обретения независимости ориентирована на вступление в НАТО и в ЕС. Грузия ведёт переговоры с НАТО о возможном вступлении в эту организацию. С 1994 года осуществляется программа «Партнёрство во имя мира», благодаря которой Грузия приняла участие в 120 мероприятиях (в основном, военных учениях). В 2008 году на референдуме большинство граждан Грузии проголосовало за вступление страны в НАТО. Тем не менее говорить о конкретных сроках вступления Грузии в Североатлантический альянс рано, в том числе из-за нерешённости проблемы Абхазии и Южной Осетии.
Грузия также играет роль страны-транзитера между Арменией и Россией, между Азербайджаном и странами европейского союза.
Максут ИБРАШЕВ