Тайный код казахского узора — «Кызылординские Вести»

Тайный код казахского узора

09.10.2021

2014 0

Разглядывая затейливые узоры, вышитые искусными мастерицами, мы редко задумываемся над их символикой и значением. А между тем в них скрыт глубокий сакральный смысл. У каждого народа орнамент имел свои неповторимые, присущие только ему черты. Созданный много веков назад, он служил неким знаком отличия, тайным кодом, оставленным нам предками. В нем отразилась тысячелетняя мудрость народа, его мировоззрение и первые попытки воздействовать на таинственные силы природы средствами искусства. Ничто не может так убедительно рассказать о мире наших предков, как орнамент, узоры которого обладают поразительной устойчивостью.

Одним из разновидностей орнамента, появившимся еще в глубокой древности, можно назвать родовой знак, или тамга (от казахского «таңба»), который у разного рода был свой. Тамга – знак родовой принадлежности – у тюркских народов передавался по наследству. Казахи издревле использовали родовую тамгу для клеймения скота (отсюда «таңба салу» или «ен салу»), тем самым обозначая их принадлежность. Традиция клеймить скот была обусловлена образом жизни кочевого народа, основное имущество которого составлял скот, который пасся на бескрайних пастбищах. Принадлежащие разным семьям сотни и тысячи голов скота смешивались друг с другом и только при помощи тамги можно было определить его хозяина.

Найденные в результате археологических раскопок предметы быта свидетельствуют о том, что в виде тамги выступали простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, иногда изображения птиц и животных и даже предметы быта. Причем особое значение придавалось треугольнику как символу трех стихий: воды, земли и воздуха. Украшены орнаментом дошедшие до наших дней «құлпытасы» – каменные вертикальные столбы. Символизируя соединение земного и небесного, они соответствуют цифре один. Два – символ разделения мира на полярности и его воплощение – хорошо видно на старинных войлочных коврах – сырмаках и текеметах, где основными были два контрастных цвета, например, темный и белый, как день и ночь. Символика числа четыре ясно прослеживается на крестообразных орнаментах в сочетании с элементом «қошқар мүйіз».

Присутствуя в самых разных сферах жизни, узоры сопровождали степняков с первых дней – служили украшением «бесика» – колыбели младенца, потом – его первой рубашки, а с наступлением периода взросления мастерицы украшали орнаментом свадебные наряды жениха и невесты. Узорами украшали юрты, корпе и покрывала, бытовую утварь и одежду, оружие – словом, все, что окружало человека.

Орнамент был не только красивым элементом декора, но использовался и в качестве оберега: защищал от темных сил зла, приносил удачу в скотоводстве и хозяйственной деятельности. Казахские национальные орнаменты символизировали защиту от темных сил. Ими украшали детали убранства лошади, которые, как считалось у степного народа, принесут всаднику удачу, а коню – быстроту и неутомимость. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений: для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь, кораллы олицетворяли радость, жемчуг или серебро – честность и правдивость, бирюза – верность, прозрачный топаз – чистоту.

Руководитель общественного фонда «Центр ремесленничества Кызылординской области» Карлыгаш Ильясова занимается рукоделием с юности – шьет корпе и корпеше, одежду, сумки, вышивает панно. Участник всевозможных выставок и фестивалей декоративно-прикладного искусства, в своих работах она использует национальный орнамент.

– Искусство орнамента тесно связано с математикой. Ведь каждый узор требует точности исполнения и основан на законах симметрии, а восточный орнамент особенно. Казахские узоры имеют свои особенности и отличаются от орнамента, например, узбеков или киргизов, хотя все мы имеем общие тюркские корни. В отличие от узбекского, казахский орнамент более крупный, присутствуют элементы в форме спирали, которые еще называют зооморфными.

В традиционном казахском орнаменте часто встречаются сочетания контрастных цветов: красного и белого, белого и черного, желтого и коричневого. Между этими контрастами обязательно проводится окантовочная линия. Цвет также обладал определенной символикой: белый – свет и чистота, черный – его противоположность, цвет земли, знак всего непознанного. Наиболее часто встречается красный цвет и все его оттенки: терракотовый, малиновый, пурпурный и другие. Это цвет жизненной силы и страсти. Так, на саукеле невесты было принято прикреплять красный платок, а после замужества и рождения детей его заменял белый кимешек или платок. Кроме того, красный цвет – это цвет одежды султанов из рода торе-чингизидов, поэтому его можно увидеть на вышитых мужских чапанах, калпаках и других предметах одежды и быта. В ритме непрерывного движения кочевники сумели сохранить очень древние темы и мотивы, которые передавались на протяжении веков от мастера к мастеру, – считает мастерица.

В орнаменте любого народа цвету принадлежит особая роль. Не были исключением в этом смысле и казахи. В основном использовали традиционные цвета: синий – небо, черный – земля, желтый – мудрость, зеленый – весна. Синий цвет казахи ассоциировали со святостью. Синий и зеленый цвета на всех тюркских языках называют одним словом – «көк». Каждый цвет казахи наделяли сакральным смыслом: белый – святость и чистота, красный – заря и цветение, зеленый – цвет лета и полноты чувств.

Орнамент – язык тысячелетий

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Орнаментальное искусство берет начало с глубокой древности и, как считают ученые, оно старше всех существующих в мире произведений искусства. Пример тому – знаменитые наскальные рисунки Тамгалы в Чу-Илийских горах под Алматы, которые ученые относят предположительно к XIV-XII векам до нашей эры.

В нашем регионе на территории Шиелийского района сохранились уникальные рисунки. Петроглифы урочища Сауыскандык ученые относят к одним из самых древних среди дошедших до наших дней и считают, что они даже древнее петроглифов Тамгалы. Выбитые на скалах различными методами и приемами рисунки и узоры свидетельствуют о существовании у наших предков уже в далекой древности орнаментального искусства.

Населявшие бескрайние степи древние саки, гунны, уйсуни, канглы, карлуки проповедовали тенгрианство и поклонялись верховному божеству, связанному с культом солнца – «тенгри» («тәңір»). Обожествляя небо, солнце, луну, они считали их создателями и творцами всего живого. Изображая их на орнаментах, они придавали им мистическое и ритуальное значение. Бронзовые и серебряные талисманы с изображениями солнца, луны, звезд были магическими знаками, символом счастья, благополучия и своего рода оберегом.

Космогонические мотивы казахского орнамента, универсальные для многих народов мира, ученые считают наиболее древними. Это «дөңгелек» – круг, символизирующий солнце, «төртқұлақ» – крестовина, олицетворяющая четыре стороны света, «шимай» – спираль, символизирующая со времен древних саков мировое пространство и вечное движение, а также «жұлдыз» – звезда и «айшық» – полумесяц.

Один из наиболее часто применяемых видов орнамента – зооморфный. Распространённый его элемент «қошқар мүйіз» – бараньи рога – символизирует достаток и благополучие, далее идут его производные и модификации: «қос мүйіз» – парные рога, «сыңар мүйіз» – один рог. Для кочевников баран – тотемное животное, символ благодати и жизненной энергии. Придавая животным особое значение и смысл, они считали его наиболее чистым существом, обладавшим небесной, солнечной природой. Этим объясняется то, что часто именно этот вид животного выбирали в качестве жертвенного скота.

Часто применялись также такие узоры, как «қарғатұяқ» – воронья лапка, «ашатұяқ» – раздвоенное копыто, «құсмұрын» – птичий клюв, «құсқанат» – птичье крыло, «түйетабан» – верблюжий след. Чаще всего их использовали для украшения одежды. Наши далекие предки считали, что одежда может защитить их от воздействия таинственного и опасного мира и потому орнаментом украшались самые ее «уязвимые» участки – горловина, низ рукавов и подол, места соединения деталей.

Значение видов орнамента и узоров уходит корнями в глубь веков, в историю сакских племен, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства «звериного» стиля. Так, например, орнамент «түйетабан» означал, что одежда сшита для дальней дороги; вещи с узорами «құсмұрын»,«құсқанат» – пожелание счастья, свободы и независимости. Девушки и теперь носят «құсмұрын жүзік» – кольца в форме птичьего клюва и «шынжырлы білезік» – браслеты на цепочке, где кольцо – это «птичий клюв», браслет – «птичье крыло».

В ювелирных изделиях и тиснении по коже использовались еще узоры «бөрiкұлақ» – волчьи уши. Узоры в виде розетки «тұлпар бас» – голова скакуна и «түлкi бас» – лисья голова использовали при изготовлении «тұскиізов» – настенных войлочных ковров.    

В орнаментах использовались и растительные мотивы. В древнем мире травам и цветам уделялось особое внимание – они служили пищей и лекарством, помогали выращивать скот. Цветки и их переплетения раскрывали понятия единства, развития и взаимосвязи. С растительно-цветочными мотивами связывались идеи плодородия, олицетворение вечного обновления и возрождения жизни, изобилия. Цветы (жауқазын), листья и соцветия послужили основой для создания орнаментов необычайной красоты. Это легкие казахские узоры, которые применялись на вышивках, росписи бытовой утвари и сбруи.

Орнамент у казахов, отражая художественное видение окружающего мира, имел конкретное значение: при росписи войлока применяли узор «балдақ», который напоминал перевернутую ручку костыля. Возможно, он связан с традицией соколиной охоты. При выезде на охоту использовали «балдақ» – подставку в виде рогатки, предназначенную для транспортировки ловчей птицы – беркута, балобана, сокола. Кстати, от слова «балдақ» произошло русское слово «набалдашник». Узор «балта» напоминал букву «Г» и отождествлялся с топором, «мөр» – равносторонний казахский орнамент, символизирующий стороны света, «қаңқа» напоминал хребет животного и использовался для украшения вязаных вещей и предметов домашнего обихода.

Юрта: шедевр многовековой культуры кочевников

Наиболее широко орнамент использовался во внутреннем убранстве жилища кочевников. Узоры, расположенные над пологом двери юрты, благословляли: «Пусть никогда не угаснет огонь в этом доме!». Кочевники, не отделяя себя от природы, ощущали себя частью мироздания. Как писал Акселеу Сейдимбеков в своей книге «Мир казахов», они воспринимали себя не иначе как естественную ячейку окружающего, частичку родной природы. И юрта для них также была частью мира. Верх ее, «шаңырақ» – небесный купол, края окружности – горизонт. Не случайно пожелания казахов «шаңырақ шайқалтпау» – не тревожить семейный покой, «шаңырақ биік болсын, кереге берік болсын» – пожелания молодым, «ошағыңның отын сөндірме» – да не приостановится связь поколений подтверждают, что юрта для степняков была олицетворением жизни и мира вокруг.

Трудно переоценить достоинства юрты, своеобразного шедевра многовековой культуры казахского народа. Человек, вошедший в юрту, попадал в мир орнамента – здесь каждая вещь имела свое предназначение и свидетельствовала об искусстве хозяйки жилища. Интерьер юрты дополняли различные тканые узорные ленты: с шанырака свисали «уықбау», «туырлықбау» крепили войлочные покрытия к уыкам, «үзiкбау», «басқұр» скрепляли юрту в месте стыка кереге и уыков, чиевая циновка, оборачивавшая юрту, создавала общий фон. Эти декоративные ленты бросались в глаза при входе в юрту. Уникальный орнамент на каждой из них имел свой особый сакральный смысл. На первый взгляд кажется, что они часть декора жилища, но на самом деле это важный элемент юрты, выполняющий функции крепления частей юрты. Без этих нарядных лент, в каждую из которых вложены труд и фантазия мастерицы, невозможно было бы собрать юрту.

Чаще всего ленты украшались орнаментом «қошқар мүйіз», который занимал особое место в казахском орнаментальном искусстве. Развиваясь в условиях кочевого скотоводства, казахи на различных предметах быта помещали стилизованные изображения животных. Скот был основным богатством кочевника, приумножение поголовья стада служило доказательством его благополучия и богатства.

Убранство юрты было не только показателем достатка, но также указывало на статус владельца жилища и его место в племени. Внутренний декор юрты у богатых семей состоял из бархатного или шелкового покрова, стены и пол покрывали коврами из войлока. Помимо практического назначения – утепления жилища, ковры с замысловатыми орнаментами превращали юрту в эдакую пеструю ковровую галерею. Ковры с ворсом, их называли «түкті кілем» развешивались по сторонам почетного места в юрте – «төр». Кроме ворсовых ковров, вывешивались настенные ковры на войлочной или тканевой основе, вышитые хлопчатобумажными и шелковыми нитями – «тускиизы». Во внутреннем убранстве юрты в основном использовались предметы из войлока, которые были образцом декоративно-прикладного искусства казахов.

Наиболее традиционные из них: «киіз» – гладкий войлок из белой или серой шерсти, используемый для хозяйственных нужд и покрытия юрты; «текемет» – кошма, декорированная крупным узором из спиралевидных завитков, которым покрывали пол юрты; «сырмақ» – вид войлочного ковра, при изготовлении которого используется техника мозаики; «сырдақ» – ковер, вышитый по войлоку разноцветными шерстяными нитями; «тұскиіз» – настенный войлочный ковер, выполненный нанесением на войлок аппликации из бархата. В изготовлении всех этих изделий декоративно-прикладного искусства отразились глубокие народные традиции, передававшиеся мастерицами из поколения в поколение.

Многочисленные виды казахских войлочных изделий, техника их изготовления, характер орнамента и цветового решения говорят о преемственности декоративно-прикладного искусства, которое совершенствовалось от поколения к поколению, в результате чего и сложилось национальное искусство казахских народных мастериц.

Продолжая традиции предков

Жительница Шиели Канымкуль Берденкулова занимается изготовлением убранства казахских юрт. После выхода на пенсию она посвятила себя любимому занятию – рукоделию. Изготовленные ее руками элементы декора юрт прочны и долговечны, завораживают взгляд красотой и изысканностью. Они пользуются спросом не только в родном поселке, но и во всей области. Не один десяток войлочных панно, коржынов, аксессуаров изготовила мастерица. По ее словам, орнамент никогда не может быть хаотичным, в нем все подчинено строгой симметрии.

Рукодельница принимала участие в различных выставках прикладного искусства. В 2016-2017 годах она сотрудничала с ООН, изготовленная ею юрта выставлялась в 2017 году на международной специализированной выставке ЭКСПО и получила признание ценителей искусства. В 2017 году на XIV международном форуме сотрудничества между Казахстаном и Россией К.Берденкулова показала мастер-класс.

С завидным энтузиазмом возрождает она традиционную технику казахского национально-прикладного искусства. К непростому ремеслу, требующему терпения и усидчивости, привлекла и свою дочь Майю. Канымкуль апа создает настоящие произведения искусства. Но работает она не только ради денег. Ее цель – сохранить древнее ремесло и научить ему подрастающее поколение.

Дошедший до наших дней казахский орнамент – это не просто красивые узоры, которые мы привыкли видеть на коврах и одеялах, национальной одежде. Это особый тайный мир предков, зашифрованный в знаках и символах, которые влияли на жизнь кочевника, настраивая его на определенный лад гармонии с миром и Вселенной. Как знать, возможно, из-за современного ритма жизни, в котором не так просто найти баланс, люди все чаще возвращаются к традициям предков, находя в них сакральный смысл и ответы на многие тревожащие их вопросы.

 Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: